|
В современных радиовещательных технологиях существуют несколько направлений, по которым определяется типология программ. Она включает в себя следующую систематику видов программ:
По типу производства:
- собственная программа – программа, записанная по инициативе самой организации и произведенная ее собственными силами под ее содержательным контролем:
- в основном с использованием собственных производственных возможностей;
- или с арендой чужих производственных возможностей;
- или продюсерской компанией, учрежденной в соответствии с законодательством или нормативным актом, использующей производственные возможности, обычно принадлежащие вещательной организации;
- или дочерней радиокомпанией, контрольный пакет акций которой принадлежит вещательной организации;
- программа по обмену, являющаяся предметом обмена между радиовещательными организациями в виде трансляции в записи или в виде копии на носителе;
- заказная программа, сделанная по заказу спонсорских или иных организаций;
- совместная программа – проект, сделанный совместно с другими радиостанциями;
- программа-ретранслятор (с местными рекламными и иными вставками), взятые при фрайчайзинговом вещании из сетки головных радиостанций;
- программа-синдикейшн (покупная программа), создаваемая промоушен-организациями и медиагруппами, не имеющими собственного выхода в радиоэфир1.
По авторскому праву:
- собственно-авторская программа – программа, над которой работает один журналист (автор). Он выступает в качестве автора текста, редактора, ведущего, реже – спонсора;
- авторская программа – как коллективный проект, над которым работает творческая группа (редактор, один или несколько ведущих, при необходимости – другие радиожурналисты);
- программа, имеющая «смешанные авторские права» – при смене автора, ведущего или всей творческой группы, программа остается в радиоэфире, являясь собственностью радиостанции.
По имиджево-коммерческим целям:
- «программа-идентификатор», помогающая слушателю идентифицировать определенную частоту, радиостанцию. Она может быть любого жанра, тематики и хронометража;
- рейтинговая программа, созданная по всем правилам коммерческого продукта (популярная тематика, стильный ведущий, постоянное исследование интересов к программе аудитории).
По аудиторным характеристикам:
- программы для всех;
- программы для взрослой аудитории;
- молодежные программы;
- детские программы.
По типу передачи информации:
- информационные (содержательные, познавательные, развлекательные, рекламные);
- информационно-музыкальные (утренние и вечерние шоу);
- игровые (конкурсы, викторины, розыгрыши);
- музыкальные, включающие в себя программы по заявкам; передачи о музыке; отдельные музыкальные блоки, включающие композиции, по следующим музыкальным направлениям:
- серьезная музыка;
- старинная музыка;
- классическая и романтическая музыка;
- современная музыка;
- легкая классическая музыка;
- джаз;
- массовая легкая музыка;
- поп/рок/поп-рок;
- традиционная и народная музыка.
Программы, выделенные на основании характеристик ведущих жанров радиожурналистики:
- информационные жанры: (информационные сообщения (новости); радиоотчет; радиообзор; информационное радиоинтервью; информационный раодиорепортаж; информационная радиокорреспонденция);
- аналитические жанры: (аналитическое радиоинтервью; аналитический радиорепортаж; аналитическая радиокорреспонденция; радиорецензия; радиобеседа; радиокомментарий; радиодискуссия; радиоречь; журналистское радиорасследование);
- документально-художественные жанры: (радиокомпозиция; радиоочерк; радиозарисовка; радиофельетон)2.
Тематические программы, делящиеся на основании сфер деятельности человека:
- политика;
- экономика;
- спорт;
- культура;
- религия;
- медицина;
- шоу-бизнес.
Резюмируя вышесказанное, необходимо отметить, что данная классификация отражает лишь основные деления современных радиопрограмм. В настоящее время радио продолжает бурно развиваться, находя новые формы представления информации, а это в свою очередь очень сильно отражается как на структурно-имиджевых, так и на содержательных характеристиках программ. Таким образом, можно бесспорно утверждать, что в недалеком будущем вполне могут появиться новые разделы в рассматриваемой классификации.
1 Наиболее известная в этом плане медиагруппа «Седьмое небо» г. Казань.
2 В настоящее время документально-художественные жанры очень редко используются на радио, в основном они встречаются на государственных радиостанциях, работающих в старых форматах.
|
|