<<back  |   next>>
 

5.2. Классификация радиопрограмм

 
 

В современных радиовещательных технологиях существуют несколько направлений, по которым определяется типология программ. Она включает в себя следующую систематику видов программ:

По типу производства:

  • собственная программа – программа, записанная по инициативе самой организации и произведенная ее собственными силами под ее содержательным контролем:
    • в основном с использованием собственных производственных возможностей;
    • или с арендой чужих производственных возможностей;
    • или продюсерской компанией, учрежденной в соответствии с законодательством или нормативным актом, использующей производственные возможности, обычно принадлежащие вещательной организации;
    • или дочерней радиокомпанией, контрольный пакет акций которой принадлежит вещательной организации;
  • программа по обмену, являющаяся предметом обмена между радиовещательными организациями в виде трансляции в записи или в виде копии на носителе;
  • заказная программа, сделанная по заказу спонсорских или иных организаций;
  • совместная программа – проект, сделанный совместно с другими радиостанциями;
  • программа-ретранслятор (с местными рекламными и иными вставками), взятые при фрайчайзинговом вещании из сетки головных радиостанций;
  • программа-синдикейшн (покупная программа), создаваемая промоушен-организациями и медиагруппами, не имеющими собственного выхода в радиоэфир1.

По авторскому праву:

  • собственно-авторская программа – программа, над которой работает один журналист (автор). Он выступает в качестве автора текста, редактора, ведущего, реже – спонсора;
  • авторская программа – как коллективный проект, над которым работает творческая группа (редактор, один или несколько ведущих, при необходимости – другие радиожурналисты);
  • программа, имеющая «смешанные авторские права» – при смене автора, ведущего или всей творческой группы, программа остается в радиоэфире, являясь собственностью радиостанции.

По имиджево-коммерческим целям:

  • «программа-идентификатор», помогающая слушателю идентифицировать определенную частоту, радиостанцию. Она может быть любого жанра, тематики и хронометража;
  • рейтинговая программа, созданная по всем правилам коммерческого продукта (популярная тематика, стильный ведущий, постоянное исследование интересов к программе аудитории).

По аудиторным характеристикам:

  • программы для всех;
  • программы для взрослой аудитории;
  • молодежные программы;
  • детские программы.

По типу передачи информации:

  • информационные (содержательные, познавательные, развлекательные, рекламные);
  • информационно-музыкальные (утренние и вечерние шоу);
  • игровые (конкурсы, викторины, розыгрыши);
  • музыкальные, включающие в себя программы по заявкам; передачи о музыке; отдельные музыкальные блоки, включающие композиции, по следующим музыкальным направлениям:
    • серьезная музыка;
    • старинная музыка;
    • классическая и романтическая музыка;
    • современная музыка;
    • легкая классическая музыка;
    • джаз;
    • массовая легкая музыка;
    • поп/рок/поп-рок;
    • традиционная и народная музыка.

Программы, выделенные на основании характеристик ведущих жанров радиожурналистики:

  • информационные жанры: (информационные сообщения (новости); радиоотчет; радиообзор; информационное радиоинтервью; информационный раодиорепортаж; информационная радиокорреспонденция);
  • аналитические жанры: (аналитическое радиоинтервью; аналитический радиорепортаж; аналитическая радиокорреспонденция; радиорецензия; радиобеседа; радиокомментарий; радиодискуссия; радиоречь; журналистское радиорасследование);
  • документально-художественные жанры: (радиокомпозиция; радиоочерк; радиозарисовка; радиофельетон)2.

Тематические программы, делящиеся на основании сфер деятельности человека:

  • политика;
  • экономика;
  • спорт;
  • культура;
  • религия;
  • медицина;
  • шоу-бизнес.

Резюмируя вышесказанное, необходимо отметить, что данная классификация отражает лишь основные деления современных радиопрограмм. В настоящее время радио продолжает бурно развиваться, находя новые формы представления информации, а это в свою очередь очень сильно отражается как на структурно-имиджевых, так и на содержательных характеристиках программ. Таким образом, можно бесспорно утверждать, что в недалеком будущем вполне могут появиться новые разделы в рассматриваемой классификации.


1 Наиболее известная в этом плане медиагруппа «Седьмое небо» г. Казань.

2 В настоящее время документально-художественные жанры очень редко используются на радио, в основном они встречаются на государственных радиостанциях, работающих в старых форматах.

 

<<back  |   up   |   next>>