|
При всем многообразии подходов в изучении типоформирующих признаков радиопрограмм в течение многих лет, исследователи пришли к выводу, что в совокупности любая радиопрограмма должна иметь1:
- постоянное место в эфире;
- постоянный объем вещания;
- фирменное музыкальное оформление;
- постоянного ведущего;
- определенный набор журналистских жанров и методов, позволяющих раскрыть и выразить суть самой программы.
Только в этом случае программа способна в полном объеме отразить весь содержательный материал, приготовленный радиожурналистом для слушателя, пройдя весь производственный путь от идеи до реализации. Необходимо отметить и то, что современный журналист (автор) при создании радиопередачи ориентируется не только на личностные и (или) редакционные установки, но в идеале исходит из потребностей и интересов аудитории.
Тем не менее, за последние пятнадцать лет произошли кардинальные изменения в отечественном радиовещании, что позволило обратить внимание на несколько иные подходы в понимании сущности радиопрограмм. В их основе лежат не журналистско-организационные критерии, как было раньше, а уже экономическо-коммерческие.
Данная точка зрения дает возможность по-новому взглянуть и на само понятие радиопрограммы. Сегодня она уже не воспринимается как чисто журналистское произведение, имеющее популярность у аудитории. Чаще всего ее рассматривают как некий коммерческий продукт (проект), имеющий определенную стоимость, конкурентоспособность, прибыльность, пользующийся спросом не только у радиослушателей, но и у рекламодателей, спонсоров.
На этом основании выделяются еще несколько ключевых факторов, которые срабатывают в процессе производства радиопрограммы, независимо от ее временного объема, жанрово-тематической направленности и канала вещания (радиостанции):
- проявление индивидуального (оригинального) подхода в представлении радиоматериалов;
- нахождение своей «эксклюзивной» информации, которая дает возможность уйти от повтора подобных конкурентных программ, существующих на других радиостанциях;
- при возможности соблюдение форматных норм, целевых концепций радиостанции;
- привлечение к прослушиванию программы как реальной, так и иной (потенциальной) аудитории, что позволяет сформировать устойчивый (стабильный) сегмент слушателей не только для самой программы, но и по возможности для радиостанции в целом;
- извлечение финансовой выгоды со стороны коммерческих и иных структур, выступающих в роли рекламодателей, спонсоров.
Таким образом, на основании двух вышепредложенных структурно-организационных характеристик радиопрограмм в настоящее время можно вывести основные критерии «идеальной модели» в разработке и подготовке радиопрограмм. В их основу входят:
ТИП ПРОИЗВОДСТВА. Основное производственное средство (средства), использованное при создании программы.
МЕСТО В СЕТКЕ ВЕЩАНИЯ. Программа выходит в эфир впервые или является (первым, вторым и т. д.) повтором.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ. Чистое время длительности программы, исчисляемое в минутах, переведенных в часы и доли часов в десятичной системе счисления за вычетом технических пауз, рекламных и иных вставок и т. п., учитываемых отдельно.
РЕЖИМ ТРАНСЛЯЦИИ Трансляция прямая или в записи по истечении определенного периода времени.
ЧАСТОТА ВЫХОДА. «Цикличность» выхода программы в эфир.
ОХВАТ ПРОГРАММЫ. Суммарная процентная доля аудитории, прослушивающая программу.
ВЕДУЩИЙ ПРОГРАММЫ. Постоянство ведущего во многом определяет успех программы.
ДОЛЯ АУДИТОРИИ ПРОГРАММЫ. Объем аудитории программы, выраженный в процентах от общего объема прослушивания передачи аудиторией в течение ее трансляции.
РАСХОДЫ ПО ПРОИЗВОДСТВУ ПРОГРАММЫ. Расходы, связанные с производством программы, включая прямые расходы на программу и т. п.
ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПРОГРАММЫ. Источники финансирования, использованные вещательной организацией для производства или приобретения программы.
РАДИОРЕКЛАМА – сравнительно недорогое средство. Чтобы сегодня выделяться среди конкурентов на радио, надо очень постараться. Здесь как раз и помогают радиопрограммы. С одной стороны, спонсорство популярной программы исключает рекламное соседство рекламодателя с другими фирмами и делает его рекламу более эффективной. С другой – сама радиостанция приобретает слушаемую программу, которая иногда даже становится элементом имиджа радиостанции.
В целом же данные положения доказывают, что при правильном применении как журналистских, так и экономических знаний, практически любая программа за короткий срок способна стать рейтинговой и занять достойное место в современном радиоэфире.
1 В основе лежит классификация В. В. Смирнова // Смирнов В. В. Формы вещания. М., 2002. С. 81.
|
|