|
Шумы – третий вид выразительных средств на современном радио. Под шумами в радиожурналистике обычно понимается «звуковое проявление, противопоставленное речи и музыке как компонентам, самостоятельно и организованно звучащим в эфире»1.
Шумы, так же как и музыка, усиливают смысловую нагрузку радиотекста, неся дополнительную конкретизирующую информацию. Это объясняется тем, что они служат звуковым оформлением действия в радиосюжете, представляя собой звуковой фон, своеобразную акустическую иллюстрацию. Чаще всего применяются в радиожурналистике и радиорекламе для создания образной характеристики. Однако они являются не только художественной деталью текста, звуковой «краской», но могут решать и самостоятельную эстетическую задачу.
При классификации шумов многое зависит от их «происхождения». Исследователи радиожурналистики выделяют два вида: естественные и искусственные шумы.
К естественным шумам на радио относятся:
- звуки природы – шум ветра, шорох листьев, пение птиц, лай собаки, рев лесного зверя, всплеск волн;
- «технические» шумы, издаваемые при использовании тех или иных технологий – гудок парохода, скрежет тормозов автомобиля, стук молотка, шум мотора, тиканье часов, телефонный звонок, рокот взлетающего самолета, шум стадиона и т. д.;
- антропологические шумы2 – смех, плач, дыхание, стук сердца, кашель, аплодисменты, шаги и т. д.
Искусственные шумы – созданные с помощью компьютера, имитированные с помощью подручных средств или подходящие шумы, взятые из специальной радиофонотеки и смонтированные в радиосюжете.
Каждый шум – это целый образ, вызывающий определенные ассоциации у слушателя.
Шум волн – море, океан.
Вой сирены – машина скорой помощи или пожарная машина.
Чеканный шаг – военный парад.
Скрежет тормозов – дорожная авария.
Школьный звонок – 1 сентября, перемена.
Бой курантов – Новый год.
Раскаты фейерверка – праздник.
Звук проезжающих машин – оживленную улицу.
Свисток арбитра – начало футбольного матча.
В контексте же радиопередач шумы выполняют разные функции, главными из них, как считает А. А. Шерель, являются3:
- Обозначение места и времени действия. Например: звон бокалов, веселый смех, фоновая музыка обозначает праздник (свадьба, день рождение, корпоративный праздник). Или звук приходящего поезда, открывание двери вагона, встреча старых друзей, учащенное дыхание, слезы.
- Обозначение перемещения действия во времени и пространстве. Например: в репортаж с празднования Дня города могут быть представлены радиоматериалы, собранные в разное время с различных концертных площадок.
- Выражение эмоционального характера описываемого события. Например, чтобы ярко передать звуки современного города, можно установить радиодиктофон на оживленной улице.
- Выражение психологического состояния участников события или самого журналиста. Например: смех, веселье, слезы радости отражают бал выпускников в школе.
- Таким образом, необходимо отметить, что в современной радиожурналистике шумы по-прежнему остаются одним из главных выразительных средств.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что в совокупности выразительные средства радио (слово, музыка, шумы) должны решать следующие задачи:
- привлекать максимальное число слушателей к передаваемой программе, доставляя им акустическое наслаждение;
- обеспечивать максимальное время прослушивания радиопрограмм, снимая напряжение и способствуя отдыху слушателя;
- создавать заданное настроение у слушателя в соответствии с вещательной концепцией радиостанции;
- обеспечивать максимально облегченный доступ информационным, рекламным, музыкально-информационным программам в подсознание слушателей.
Решая эти задачи, радиокомпания донесет до аудитории максимальное количество необходимой информации.
1 Смирнов В. В. Жанры радиожурналистики [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://media.utmn.ru/library_view_book.php?chapter_num=3&bid=289 , свободный.
2 Шумы, связанные с человеческими действиями.
3 Радиожурналистика / под ред. А. А. Шереля. М., 2000. Режим доступа: http://evartist.narod.ru/text5/44.htm свободный. Загл. с экрана.
|
|