<<back  |   next>>
 

4.1.3 Радиошумы

 
 

Шумы – третий вид выразительных средств на современном радио. Под шумами в радиожурналистике обычно понимается «звуковое проявление, противопоставленное речи и музыке как компонентам, самостоятельно и организованно звучащим в эфире»1.

Шумы, так же как и музыка, усиливают смысловую нагрузку радиотекста, неся дополнительную конкретизирующую информацию. Это объясняется тем, что они служат звуковым оформлением действия в радиосюжете, представляя собой звуковой фон, своеобразную акустическую иллюстрацию. Чаще всего применяются в радиожурналистике и радиорекламе для создания образной характеристики. Однако они являются не только художественной деталью текста, звуковой «краской», но могут решать и самостоятельную эстетическую задачу.

При классификации шумов многое зависит от их «происхождения». Исследователи радиожурналистики выделяют два вида: естественные и искусственные шумы.
К естественным шумам на радио относятся:

  • звуки природы – шум ветра, шорох листьев, пение птиц, лай собаки, рев лесного зверя, всплеск волн;
  • «технические» шумы, издаваемые при использовании тех или иных технологий – гудок парохода, скрежет тормозов автомобиля, стук молотка, шум мотора, тиканье часов, телефонный звонок, рокот взлетающего самолета, шум стадиона и т. д.;
  • антропологические шумы2 – смех, плач, дыхание, стук сердца, кашель, аплодисменты, шаги и т. д.

Искусственные шумы – созданные с помощью компьютера, имитированные с помощью подручных средств или подходящие шумы, взятые из специальной радиофонотеки и смонтированные в радиосюжете.
Каждый шум – это целый образ, вызывающий определенные ассоциации у слушателя.
Шум волн – море, океан.
Вой сирены – машина скорой помощи или пожарная машина.
Чеканный шаг – военный парад.
Скрежет тормозов – дорожная авария.
Школьный звонок – 1 сентября, перемена.
Бой курантов – Новый год.
Раскаты фейерверка – праздник.
Звук проезжающих машин – оживленную улицу.
Свисток арбитра – начало футбольного матча.

В контексте же радиопередач шумы выполняют разные функции, главными из них, как считает А. А. Шерель, являются3:

  1. Обозначение места и времени действия. Например: звон бокалов, веселый смех, фоновая музыка обозначает праздник (свадьба, день рождение, корпоративный праздник). Или звук приходящего поезда, открывание двери вагона, встреча старых друзей, учащенное дыхание, слезы.
  2. Обозначение перемещения действия во времени и пространстве. Например: в репортаж с празднования Дня города могут быть представлены радиоматериалы, собранные в разное время с различных концертных площадок.
  3. Выражение эмоционального характера описываемого события. Например, чтобы ярко передать звуки современного города, можно установить радиодиктофон на оживленной улице.
  4. Выражение психологического состояния участников события или самого журналиста. Например: смех, веселье, слезы радости отражают бал выпускников в школе.
  5. Таким образом, необходимо отметить, что в современной радиожурналистике шумы по-прежнему остаются одним из главных выразительных средств.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что в совокупности выразительные средства радио (слово, музыка, шумы) должны решать следующие задачи:

  • привлекать максимальное число слушателей к передаваемой программе, доставляя им акустическое наслаждение;
  • обеспечивать максимальное время прослушивания радиопрограмм, снимая напряжение и способствуя отдыху слушателя;
  • создавать заданное настроение у слушателя в соответствии с вещательной концепцией радиостанции;
  • обеспечивать максимально облегченный доступ информационным, рекламным, музыкально-информационным программам в подсознание слушателей.

Решая эти задачи, радиокомпания донесет до аудитории максимальное количество необходимой информации.


1 Смирнов В. В. Жанры радиожурналистики [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://media.utmn.ru/library_view_book.php?chapter_num=3&bid=289 , свободный.

2 Шумы, связанные с человеческими действиями.

3 Радиожурналистика / под ред. А. А. Шереля. М., 2000. Режим доступа: http://evartist.narod.ru/text5/44.htm свободный. Загл. с экрана.

 

<<back  |   up   |   next>>