<<back  |   next>>
 

4.1.2 Музыка на радио

 
 

Музыка – второй по значимости элемент выразительных средств, имеющих ведущее значение на радио. Специалисты по радиожурналистике выделяют два вида музыки: музыка как самостоятельный вид и музыка как «рабочий материал» для сопровождения текста. В первом случае речь идет о музыкальных (песенных) композициях, имеющих независимую основу, которыми наполнен современный радиоэфир. Часто они выступают как формообразующий фактор при составлении программного плей-листа, особенно на коммерческих радиостанциях, работающих в музыкально-информационном и музыкальном форматах. Многое здесь зависит и от музыкальных стилей, направлений, которые не идут в разрез с целевыми концепциями самих радиостанций. В частности, на радио «Шансон» предпочтение отдается авторским, бардовским песням, на «Европе Плюс» – современной европейской музыке от рока до поп-музыки, на «Русском радио» – отечественным исполнителям, на «Ретро FM» – отечественным и зарубежным мелодиям прошлых лет.

Во втором случае музыка на радио представлена как «рабочий материал» для сопровождения текста, дополнение к программам, радиорекламе или как музыкальная заставка радиостанции1, передачи, определенного программного блока (утренний, дневной, вечерний, ночной эфир). Рассматривая конкретнее, как музыка в радиопрограммах и радиорекламе помогает радиожурналисту создавать звуковой образ события или рекламируемого товара (действия), то необходимо обратить внимание на характеристики самой музыки.
К примеру:

  • тревожная, напряженная музыка характеризует драматическую обстановку;
  • лирическая отражает сентиментальное настроение автора радиопрограммы или трогательное отношение к героям;
  • торжественная придает пафос самому событию и т. д.

В то же время музыке на радио подвластно не только отразить события, сформировать определенную атмосферу, но и раскрыть характеристики героев.
Веселая музыка передает радостное настроение, грустная – печаль, бодрая – активность, энергичная – инициативность, спокойная – некую пассивность и т. д.

Таким образом, с помощью музыки передается эмоциональная характеристика, необходимая для раскрытия основной идеи радиопередачи.
В этом случае музыка чаще всего сочетается с текстом (идейная, мелодичная, интонационная, ритмическая, в зависимости от содержания). При этом она идет фоном, в виде звуковой декорации, не подавляя текст, а наоборот – дополняя, развивая, обогащая, углубляя, конкретизируя его.

Кроме того, музыка активно используется в виде разбивок между информационными блоками в одной передаче; музыкальной «шапки» программы (характерных звуковых фраз), предназначенных для узнавания той или иной передачи, помогая слушателю представить их; для определения темпа и ритма текстовых отрывков, которые пишутся с учетом музыкального сопровождения; в качестве художественного средства для создания целостного звукового образа.
В целом же музыка на радио выступает не только как самостоятельный вид и «рабочий материал» для оформления радиопрограмм, но и создает благоприятный фон, настрой для восприятия данных программ слушателями.


1 Подробнее об этом в следующем разделе.

 

<<back  |   up   |  next>>