|
При всем разнообразии выразительных средств в современном радиовещании, учитывая его специфичность, слово по-прежнему остается самым главным. Интонационная, экспрессивная, многоплановая, в каких-то случаях неординарная речь радиожурналистов, дикторов, ди-джеев всегда привлекала слушателя к радиоприемникам.
Мелодика радиоречи отражается в каждом слове, в каждом звуке. Речь уже сама по себе обладает богатыми выразительными свойствами - риторическими приемами, метафорами, сравнениями и т. д., которые демонстрируют богатство языка, его возможности воздействия на аудиторию. Поэтому ее значение для радио неоценимо. С помощью профессионально подобранных слов здесь создаются неповторимые штрихи к образу, к портрету героев, к событию. При этом немаловажную роль играют и все присущие устной речи качества – тональность, звучность, интонации1. Они помогают делать ту или иную информацию более осмысленной, понятной для восприятия.
Исследователи современного радиовещания выделяют две разновидности радиоречи: письменную (предварительно написанный текст) и разговорную (импровизированную).
Написанный текст на протяжении многих лет был основой радиовещания. Он позволял радиожурналисту изложить подготовленную информацию без сбивок, которые присущи «живой» речи. Однако здесь были свои трудности: письменный текст не всегда соответствовал для произношения его вслух, терялись определенные речевые обороты. Написать и прочитать радиотекст было уделом настоящих профессионалов. Поэтому на Всесоюзном радио и на радио «Маяк» над текстом работали целые отделы, а зачитывал его только один человек (диктор, актер или опытный журналист).
Кроме того, монотонный, официальный стиль, характерный при чтении такого текста, зачастую не воспринимался д?лжно слушателями.
В настоящее время письменный текст на радио используется намного меньше, хотя на государственных и информационных радиостанциях он по-прежнему занимает лидирующие позиции. На коммерческих радиостанциях, особенно работающих в музыкально-информационном формате, где в сетке вещания преобладает музыка, а не программы, к нему отношение совсем иное – его стараются использовать очень редко. Написанный текст чаще всего нужен только при подготовке информационных выпусков (но некоторые профессионалы работают, имея только написанные лиды), или в качестве рабочего сценария при работе над радиопередачами, например в программах, где присутствует справочная, рекламная или историческая информация2. Но продолжительность этих программ невелика (2–4 минуты), поэтому процент использования письменного текста в этом случае очень низок.
В связи с такой непродуктивностью и малофункциональностью написанного текста, коммерческие радиостанции предпочитают взамен ему разговорную (импровизированную) речь. Это во многом объясняется и тем, что окрашенное живыми эмоциями звучащее человеческое слово обладает несравненно большей энергией, большей активностью, возможностью воздействия на аудиторию, чем слово написанное. При этом меняется и сама манера подачи информации, она становится более открытой, свободной, диалогичной, а такая раскованность современного эфира несет в себе и новые интонации.
В импровизированной радиоречи заложены и основные качества становления личности радиожурналиста, особенно работающего в качестве ведущего эфира (ди-джея, ведущего программы). Ведь многих радиоведущих слушатели знают по голосам, по манере их ведения.
Многое здесь зависит от индивидуальных особенностей голоса, интонационных оттенков речи, тональности, ритма, громкости голоса и т. д. В то же время радиожурналист может не быть профессиональным оратором, современные компьютерные технологии позволяют сгладить погрешности голосового дефекта как в записи, так и в прямом эфире.
Таким образом, слово на радио играет большую роль в определении авторской позиции, потому что первейшая задача радиожурналиста – гарантировать людям получение правдивой и достоверной информации посредством отражения объективной реальности. При работе с текстом радиожурналисту необходимо помнить, что при изложении фактов стоить сохранять их подлинный смысл, искажения недопустимы как в письменной версии, так и в устном тексте. Журналист максимально использует свои творческие способности для того, чтобы общественность получила достаточно материала, позволяющего ей сформировать точное и связное представление о событии, факте, личности (герое программы).
1 Речевая интонация – это форма эмоционально-волевого отношения говорящего к предмету речи и слушателю, выраженная в физических характеристиках звука и обусловленная видом общения, целью, характером, особенностями речевого контакта и ситуацией коммуникативного акта. // Смирнов В. В. Жанры радиожурналистики. http://media.utmn.ru/library_view_book.php?chapter_num=3&bid=289
2 При чтении частных объявлений или анонсов программ, но не в рекламных роликах.
|
|