<<back  |   next>>
 

4.2. Вспомогательные (эфирные) элементы на радио.

 
 

Вспомогательные элементы, также как и выразительные средства, имеют большое значение на радио. С их помощью производится музыкальное и шумовое оформление программ, фирменных заставок радиостанций. В настоящее время на основании этого в радиовещательных технологиях выделяются следующие основные группы эфирных элементов.1
Текстовые. Эфирные элементы, имеющие текстовую основу. К ним принадлежат – лайнер и сепаратор.

ЛАЙНЕР (от англ. liner) – элемент прямого эфира. Представляет собой текст, произносимый ди-джеем в прямом эфире. Это могут быть: условия конкурса, информация о проводимой акции или спонсорский тег рубрики.

SEPARATOR – сепаратор, разделитель, представляющий собой рекламную отбивку, или «запятую». Короткий, до 5-ти секунд, эфирный элемент, предвосхищающий начало рекламного блока. Самое распространенное текстовое наполнение: «Реклама на радио таком-то» или «Радио такое-то. Реклама». По внутреннему звуковому построению сепаратор более всего походит на ID. Завершающую рекламный блок заставку «выход на долгожданную музыку» можно также назвать сепаратором. «Закрывашка» часто включает в себя телефон рекламной службы, основной слоган, название радиостанции, частоту вещания и т. д. Общая длительность – не более 10-ти секунд.

Музыкальные. Их основу составляют как отдельные музыкальные элементы, так целые композиции. В их состав входят: джингл, свипер, bed, транзишн и другие подобные элементы.

ДЖИНГЛ (от англ. jingle) – эфирный музыкальный элемент, основанный на вокале. Чаще всего он представлен многоголосьем. Это может быть название радиостанции или частота вещания, или то и другое одновременно. Хронометраж варьируется от 3 до 20 секунд. Хрестоматийным примером является джингл-четырехходовка Радио «Европа Плюс». На современном радио выделяются такие разновидности джингла, как:

  • advertising jingle – призывный звон;
  • jingle package – музыкальные позывные;
  • jingle track – рекламная мелодия (для рекламного ролика).

СВИПЕР (от англ. sweeper) – элемент, основанный на музыке, песенных отрезках или звуковых эффектах. Имеет расширенное текстовое содержание: название, частота вещания, основные рекламные слоганы. Хронометраж – не более 30 секунд. В 1960–1970-х годах впервые использовался как элемент для соединения в эфире двух песен. В то время это был короткий идентификационный элемент, который включал лишь название станции или частоту. Свиперы того времени начинались исключительно эффектами волны или свистом рассекаемого воздуха (естественного или искусственного вида). Позднее свиперы стали более «наворочеными» в плане продакшна и увеличились по хронометражу. Свиперы стали теми элементами, которые обращают на себя внимание и привлекают слушателя. Теперь они включали в себя эффекты ударов, взрывов, скретчей, бульканья, статики и т. д. В наши дни свипер включает в себя ID, музыкальную подложку, промо или информационное сообщение.

BEAT-MATCHED SWEEPER – вид свипера, представляющий собой цепочку из известных «форматных» песен, где все куски, или, как многие говорят, хуки, выдержаны в одном темпе и ритмическом рисунке; свипер, подогнанный по темпу. В отечественном радиовещании подобными экспериментами «грешили»: Европа Плюс, Maximum, Love Radio и т. д. И сегодня не потеряв своей актуальности однотемповые свиперы частенько используются как связующий материал между рекламным блоком (реже новостным выпуском) и последующими песнями.

BED – «подложка»; музыкальный элемент, предназначенный для прогнозов погоды, называется weather bed, выпусков новостей – news bed, сводок состояния на дорогах – traffic bed, эфирных конкурсов – promo bed и т. д. Хронометраж «подложки» целиком зависит от длительности самого выпуска, количества информации в нем и степени «скорострельности» ведущего эфира.

TRANSITION – транзишн, переход. Основное предназначение этого эфирного элемента – «цементирование» песен в эфире. Чаще всего транзишны используются при работе в режиме «нон-стоп». «Переходные» элементы учитывают как фактурные, так и темповые особенности композиций, и описываются схемами: fast to slow (от медленного к быстрому), middle to fast (от среднего к быстрому) и т. д. Таким образом, они являются переходом между разнородными песнями. Чаще всего транзишны являются вариациями на основные джинглы, хотя попадаются образцы, в которых полностью отсутствует музыкальная составляющая,и они основаны исключительно на звуковых спецэффектах.

Шумовые. Базовой составляющей таких элементов являются различные звуки.

Top Of The Hour – лого, отбивка часа. Один из важнейших элементов эфира. Он не случайно стоит в конце списка, так как отбивка часа имеет достаточно сложную структуру и состоит из нескольких вышеупомянутых эфирных элементов. Один из вариантов звуковой схемы отбивки часа: сигналы точного времени – свипер-шотган.

Смешанные. К числу данных эфирных элементов, относятся смешанные элементы: «текст – музыка», «музыка – звук», «текст – звук».

ID (в расширенном варианте идентификатор) – короткий вокальный или голосовой эфирный элемент. Как правило, состоит из названия радиостанции, реже включает частоту вещания. Кроме того, элемент представляющий артистов, музыкантов, ведущих или ди-джеев в эфире. Общая длительность не более 5 секунд.

ПРОМО (от англ. promo) – реклама самой радиостанции. Промо могут быть разной продолжительности и у станций имеется свои неограниченные возможности по их подаче и продолжительности, так как промо производятся для определенной радиостанции, программы, шоу или рубрики.

В целом же все представленные элементы помогают создать качественный радиопродукт, способный создать определенный имидж радиостанции, выделив ее среди других подобных, и тем самым повысить конкурентоспособность радио на медиарынке.



Выводы по четвертой главе

Резюмируя вышеизложенное, можно с уверенностью сказать, что проанализированные выразительные и вспомогательные средства радиовещания помогают отразить звуковую картину действительности, отражая специфику радио как средства массовой информации, построенную на звуковом восприятии. Это объясняется тем, что при взаимодействии друг с другом, соподчиняясь друг другу, они создают содержательное и акустическое единство радиовещания, рассматриваемое как неразделимое пространство.


1 Представленные термины используются из разработок А. Лаупера.// См. Лаупер А.Одежда для эфира // Звукорежиссер. 2003. №9.

 

<<back  |   up   |   next>>