<<back  |   next>>
 

2.1.2 Классификация радиостанций по функциональным признакам

 
 

В настоящее время в радиовещании, в зависимости от того, где, какие функции преобладают, можно выделить и различные типы радиостанций.

«Русская служба новостей»

1. Радиостанции, где преобладают информационные функции. Высокий уровень потребности общества в оперативной и качественной информации актуализирует именно эту целевую направленность деятельности радиостанций, создает предпосылки для поиска новых концептуальных решений в новостном вещании. Определим градацию радиостанций в этой группе. Это информационные (работающие в режиме оперативного новостного вещания, дающие максимально полную картину событий в их развитии); информационно-аналитические (не только информирующие, но и выражающие и формирующие общественное мнение посредством аналитических программ); специализированные (дающие максимум информации в какой-либо определенной области, например в спорте, бизнесе, науке, технике и т. д.). К информационным радиостанциям можно отнести радиостанции «Говорит Москва» и «Русская служба новостей». В качестве примера информационно-аналитической радиостанции можно назвать «Эхо Москвы».
В качестве примера специализированных информационных радиостанций можно назвать BUSINESS FM и «Радио Спорт».

2. Радиостанции, ставящие перед собой преимущественно коммерческие цели. Эта группа радиостанций на сегодня является самой многочисленной. Связано это с тем, что радиовещание в наше время стало выгодным бизнесом: позволяет заработать капитал или способствует продвижению того или иного продукта, вида услуг на рынке. Эту группу станций можно разделить на подгруппы: экономически самостоятельные, не имеющие других источников дохода, кроме доходов от собственной деятельности (в основном производство и вещание рекламы и рекламных передач); корпоративные, принадлежащие коммерческим структурам, финансируемые ими, обеспечивающие их интересы в вещании.

«Новое радио»

Примером экономически самостоятельных радиостанций могут быть следующие: «Серебряный дождь» (г. Москва), «Радио Сибирь» (г. Томск), «Новое радио» (г. Новосибирск) и т. д.
Корпоративные радиостанции – это прежде всего радиостанции, входящие в различные медиахолдинги: «Русское радио», «Энергия», «Джаз» и др. К этой же группе относятся радиостанции, принадлежащие коммерческим структурам. Например «Love радио» (радиостанция принадлежит компании АРС).

3. Радиостанции, ставящие перед собой преимущественно общественно-политические функции. К этой группе относятся радиостанции, учредителями и/или спонсорами, финансистами которых являются какие-либо политические структуры либо политические силы, в том числе органы власти. Эту группу радиостанций можно разделить еще на такие подгруппы, как официальные радиостанции, выражающие точку зрения тех или иных органов государственного управления, партийных объединений, политических движений, профсоюзов и т. д., нейтральные радиостанции, тяготеющие к объективному освещению событий политической жизни общества, и оппозиционные.

Радиостанция «Резонанс»

К группе официальных радиостанций относится «Радио России», являющееся официальной государственной радиостанцией. Оппозиционной радиостанцией в данной группе можно назвать «Большое радио». Наиболее ярким примером политической оппозиционной радиостанции является радиостанция «Резонанс», вещавшая до 4 октября 2004 года и выражавшая позицию «левых».

4. Радиостанции, пропагандирующие культурно-просветительские функции. Данная группа не отличается многочисленностью. Дело в том, что аудитория радиостанций, ставящих своей целью культурно-просветительскую деятельность, немногочисленна. Среди подгрупп стоит выделить культурологические (радиостанции, ведущие просветительскую деятельность в области общекультурных вопросов и вопросов искусства); образовательные (радиостанции, занимающиеся просветительской работой в области науки, ведущие образовательную работу); религиозные (радиостанции, занимающиеся просветительством в определенной области религии, например православные).

Радиостанция «Культура»

Культура – товар элитарный. Но радио «Культура» решило сделать его если не ширпотребом, то хотя бы продуктом повседневного потребления. (главный редактор радиостанции «Культура» Анатолий Голубовский.
К культурологическим радиостанциям относится радиостанция «Культура», в какой-то степени и «Кино FM».
Образовательные радиостанции на российском радиорынке пока не представлены, но разработки в этом направлении уже ведутся. В 2008 году планируется запустить «Детское радио», где предусмотрено много подобных программ.
Радиостанция «Радонеж» В структуру религиозных радиостанций, ставящих своей задачей вещание для верующих, а также привлечение людей, планирующих обратиться к вере, входят радиостанции «София», «Радонеж», Радио «Теос», Радио «Центр».

5. Радиостанции, реализующие преимущественно развлекательные функции и направленные на удовлетворение утилитарных потребностей аудитории. Среди радиостанций этой целевой направленности выделяются такие подгруппы, как музыкальные (специализирующиеся на том или ином музыкальном направлении); музыкально-развлекательные (отдающие предпочтение не только музыке, но и развлекательным разговорным передачам, таким, как ток-шоу, розыгрышам, викторинам, конкурсам); познавательные (в основе вещания здесь лежат передачи занимательного и познавательного характера).

Музыкальной радиостанцией является радио «Попса», специализирующаяся на популярной музыке; радиостанция «Орфей», вещающая классическую музыку; радио «Next» (Hip-Hop); радио «Шансон» (шансон).
«Семейное радио» Музыкально-развлекательные радиостанции встречаются в российском эфире чаще. К таковым можно отнести, например «Lоve радио», Радио «Юмор FM», в какой-то степени «Семейное радио».
Познавательные радиостанции в российском эфире не представлены.

В целом же можно сделать вывод о том, что функции радиожурналистики обеспечивают раскрытие не только внешних сторон взаимодействия между радио и обществом как в целом, так и каждого его члена в отдельности, но и способствуют пониманию всех информационных технологий, составляющих основу концептуальной содержательности современных радиостанций. В то же время они помогают достаточно быстро адаптироваться к различным переменам, постоянно возникающим на радиорынке.

 

<<back  |   up   |  next>>