<<back  |   next>>
 

2.1.1 Характеристики радиофункций

 
 

Функции, относящиеся к первой группе, имеют первостепенное значение, поэтому мы рассмотрим их более подробно по сравнению с остальными группами.
Информационная функция радиовещания. В ее основе лежит понятие «информация». В обществе под информацией понимается «осознанное взаимодействие человека с окружающим миром и себе подобными в процессе общественно-практической деятельности»1. В процессе этой деятельности сама информация может видоизменяться, трансформироваться в новые формы.

На современном радио информация может быть представлена по-разному: в официальной форме (информационные и аналитические программы) или в свободном стиле. В последнем случае это могут быть несколько слов сказанных ди-джеем во время информационной паузы или информация, представленная в развлекательных, познавательных программах.
Информационная функция оказывает свое воздействие не только на развитие самого радио, но и на слушателя. В этом случае влияние функциональных особенностей происходит в трех направлениях:

  • они дают возможность аудитории следить за тем, что происходит в мире;
  • распределяют информацию по степени важности;
  • формируют информационные предпочтения радиоаудитории.

В целом можно отметить, что информационная функция благодаря своей полифункциональности занимает ведущую позицию среди других функций.

Рекламная функция радио близка к собственно информационной, но содержит в себе столько специфических особенностей, что ее выделяют как самостоятельную. «Реклама помогает ориентироваться слушателю в быстро меняющемся сложном мире товаров, услуг, идей, ценностей, дает возможность полезного выбора, принятия разумных решений»2.
Тем не менее необходимо отметить, что рекламироваться могут не только товары и услуги, в которых заинтересованы рекламодатели, но и сами радиостанции. Это может быть и определенный бренд (в нашем случае название радиостанции), и услуги, которые они могут предоставлять (например программы или пиар-акции).

Тем самым доказывается, что рекламные функции непосредственно связаны с целью продвижения и создания положительного имиджа конкретного радио на медиарынке.
Кроме того, рекламная функция, также как информационная, предназначена для воздействия на аудиторию. Этот эффект может сказываться на поведении (на выборе той или иной радиостанции), установках (мотивах) почему сделан этот выбор, а так же на «обратной связи».
Благодаря этому, при конкретном рассмотрении рекламных функций на радио, можно выделить следующие характерные черты.

Во-первых, рекламная функция дает возможность прибыльного развития радиостанции за счет рекламы товаров и услуг.
Во-вторых, рекламная функция позволяет менять концептуальные подходы в развитии самой радиостанции (от простого лоббирования и поддержания бренда до полной смены имиджа (формата)). В-третьих, выполняя рекламные функции, радио способствуют привлечению к себе как реальной, так и потенциальной аудитории.
В-четвертых, реклама способствует поддержанию личных контактов между радиожурналистами и аудиторией, что несомненно отражается на рейтинговом положении радиостанции.
Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод о том, что рекламная функция на радио по своей значимости фактически не уступает информационной, а в каких-то случаях даже превосходит ее.

Вторая группа функций, выделяемых на радио, обеспечивает социальное управление обществом. В этом плане радио обладает огромным интеграционным потенциалом. В идеале оно способно поддержать принятую в обществе систему ценностей, уровень культурного самосознания. Тем самым доминантой радиовещания становится «выявление общих для аудитории (общечеловеческих, общенациональных, общеевропейских, общегородских и т. п.) ценностей, обсуждение путей решения общих проблем и противодействие деструктивным, опасным для общества тенденциям»2.

На сегодняшний день практика показывает, что многим радиостанциям под силу выполнение данной задачи, причем не только информационным радиостанциям, обладающими всеми возможностями для этого, но и радиостанциям, работающим в информационно-музыкальном формате и даже, в какой-то степени, музыкальном. В последнем случае это относится к таким радиостанциям, как Радио Классик, Радио «JAZZ» и другим подобным, пропагандирующим стили, признанные у нас в стране и за рубежом как эталонные.

В целом же, благодаря данной группе функций, радиоканалы способны удовлетворить потребность каждого отдельного слушателя, помогая ему идентифицировать себя как с мировым сообществом в целом, так и с определенной группой людей с их специфическими интересами.

Третья группа функций, имеющих значение в радиовещании, представляют собой культурно-развлекательные функции. В первую очередь они помогают понять различные направления (собственно-культурные, эстетические, просветительные, познавательные, развлекательные и др.), существующие в современной культуре, как определенную систему ценностей нашего общества. Кроме того, они способны сформировать у человека вполне определенные потребности и ориентации.

На радио это осуществляется:

  • с помощью творческих приемов, применяемых на радио;
  • созданием специфических символов и образов;
  • профессиональным использованием идей;
  • выбором музыкальных направлений, течений.

Тем самым доказывается, что уровень и качество представляемых на радио культурных ценностей является критерием, определяющим не только вкусы и интересы аудитории, но и способны помочь в разработке и поддержании организационной культуры в структуре самих радиостанций. Это может выражаться в поддержании информационно-содержательных концепций; создании свода наиболее важных положений деятельности радиоорганизации, основанных на соблюдении определенных норм и правил; в разработке брендовой символики, слогана радиостанции и других подобных внутрикорпоративных акций.

В целом же все представленные группы функций современного радиовещания встраиваются в общий процесс развития информационных технологий, усиливая коммуникативные связи и содействуя улучшению условий существования самого радийного медиапространства.


1 Налимова А. А. Информация как основной ресурс современной организации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://orags.narod.ru/manuals/html/tuk/tuk_1.htm, свободный. Загл. с экрана.

2 Радиожурналистика / под ред. А. А. Шереля. М., 2000. Режим доступа: http://evartist.narod.ru/text5/44.htm свободный. Загл. с экрана.

 

<<back  |   up   |  next>>