<<back  |   next>>
 

1.2. Характерные черты развития федерального радиорынка

 
 

Рассматривая развитие радиовещания в России в общем контексте за последние пятнадцать лет, можно с уверенностью сказать, что на сегодняшний день мы имеем практически сложившийся радиорынок, в котором определенную позицию занимают федеральные радиостанции. По данным статистики, в настоящее время в нашей стране действует более 1500 радиостанций, три четверти из них – федеральные. Они представляют собой мощную развитую радиосеть, охватившую не только столичные города, такие, как Москва и Санкт-Петербург, но и краевые и областные центры, а также отдаленные районы.

Структура федеральных радиостанций представляет собой сложный «механизм», где на сегодняшний момент определяющим фактором является объем финансирования, который могут позволить себе учредители, а не охват аудитории, как кажется на первый взгляд. С этой точки зрения выделяются два основных типа структуры радиостанций, основанных на типе собственности: государственный и коммерческий. Причем, по данным статистики, «государственных»1, муниципальных и некоммерческих2 радиостанций – около 20%, коммерческих – 80%.

«Радио России»

Государственное радиовещание, имевшее лидирующее значение более 70 лет, постепенно утрачивает свои позиции. Хотя неоспорим тот факт, что центральная радиостанция «Радио России» по-прежнему остается любимой и желанной для многих россиян, особенно среднего и старшего поколения. Это происходит благодаря устойчивому бренду, сложившемуся на протяжении многих лет, использованию определенной программной политики, а так же круглосуточному вещанию как по «первой кнопке» и «второй кнопке» проводного радио, так и на средних, длинных волнах, в FM- и УКВ-диапазонах.
Необходимо отметить и то, что в настоящее время государственные радиостанции находятся даже вне конкуренции с коммерческим радио, так как каждое из представленных направлений в системе современного радиовещания идет по собственному пути развития.

В то же время при сравнительных характеристиках, которые постоянно проводят многие социологические группы, коммерческое радио по многим показателям опережает государственное. Это объясняется многими причинами. Главной из них является то, что, несмотря на изменения в информационной политике и применение инновационных технологий, присущих для государственных радиостанций, аудитории в какой-то мере стало неинтересно «радио для всех». Для многих, особенно для молодых слушателей, важно найти «свое радио», отвечающее индивидуальным вкусам и пристрастиям. Именно такую возможность предоставили коммерческие радиостанции, которые сузили свой формат до допустимых пределов.

В этом есть свои плюсы и минусы. К положительным тенденциям можно отнести то, что коммерческие федеральные радиостанции способствовали открытию новых перспектив в плане развития инноваций с применением информационных, коммуникативных технологий, расширению технических возможностей (интернет, цифровое и спутниковое вещание). К отрицательным – узость выбранных форматов порой не позволяет некоторым радиостанциям применить их в полной мере.
Кроме того, это повлекло к созданию специальных радиоканалов3 и специализированных радиостанций4.

«Радио JAZZ»

В наиболее выигрышной ситуации оказались любители музыки. Сейчас на федеральном радиорынке достаточно много музыкальных радиостанций, работающих в различных стилях и направлениях: Радио «Ретро», Радио «Шансон», «Хит-FМ», «Радио JAZZ», «Радио Классик», Радио «Карнавал» с этнографической музыкой и т. д.

«Хит-FМ»

В условиях развития рыночных отношений радио не только не потеряло аудиторию, но и увеличило ее благодаря его удобству, оперативному использованию информации и популярности многих программ. Доходчивость, простота и в то же время эмоциональность живого слова до сегодняшнего дня позволяют радио пользоваться неизменной признательностью слушателей.
Радио «Ретро» Об этом говорят следующие цифры: общий объем слушания, долгое время остававшийся довольно стабильным, за последние два года резко вырос на 7–10 %. Средняя продолжительность слушания, по оценкам экспертов, в среднем составляет 3 часа 48 мин в день, в то время как телевизор смотрят 3 часа 36 мин5.

Такой активации способствовало несколько немаловажных факторов: увеличение мобильности аудитории; повышение их благосостояния и, как следствие, увеличение числа сотовых телефонов, автомобилей, где есть встроенные радиоприемники.
Большую роль сыграли сами радиостанции – количество, качество и форматное разнообразие выросли весьма заметно. Федеральные радиостанции постоянно работают над своим форматом, находя все новые формы вещания: в их основе могут быть определенные программы (например на одной радиостанции может быть не одно утреннее шоу, а сразу два6, или определенное количество не только общеполитических выпусков новостей, но и тематических, которые в свою очередь помогают аудитории узнать расширенную информацию из мира политики, экономики, спорта, музыки, шоу-бизнеса) и т. д.

В целом же можно констатировать то, что потенциал развития федеральных радиостанций огромен. Каждый год появляются все новые и новые радиостанции, делающие упор на применением различных инновационных форм и технологий. А это в свою очередь может привести в ближайшем будущем к появлению на медиарынке радио совершенно нового формата.ых стран – с этого периода заговорили об Интернете как о международном сетевом образовании.


1 С 1 января 2006 года государственные радиостанции перешли на самоокупаемость и получают лишь небольшие дотации от государства.

2 В эту категорию входят корпоративные, религиозные радиостанции, созданные общественными организациями, и т. д.

3 Радиоканал – программы определенной специфики, имеющие одно направление в рамках одной радиостанции. Продолжительность эфира 2–6 часов.

4 Одной из последних радиостанций такого плана стала Business FM, которая начала вещание 1 марта 2007 года. Уникальный для российского медиарынка проект представляет собой новый формат разговорного радио – круглосуточное информационное вещание, дающее целевой аудитории исчерпывающее представление о важнейших новостях экономики и бизнеса.

5 По данным компании Gallup Media.

6 На такой эксперимент пошли представители «Русского радио». В 2007 году у них в эфире два утренних шоу: Апельсин-шоу и Подсолнух-шоу.

 

<<back  |   up   |  next>>