<< назад    содержание главы    вперед >>
 
  

Мужская одежда

Одежда бедного люда была похожа на царскую одежду и носила похожее название. Отличие состояло в качестве материала и убранстве. Богатые люди носили шелковые платья с серебряными и золотыми поясами, сафьяновые сапоги с загнутыми вверх носами.

Исподнее платье называлось портами и шилось из полотна. Рубашки-сорочки, как и у женщин, шились из холста длиной до колен с разрезанным впереди воротом и подпоясывались шнурком. По завладении России татарами изменились многие наши одежды: сорочки и исподнее платье приняли другой покрой, вошли в употребление штаны и шальвары. Сорочки стали чуть короче, застежку перенесли на левую сторону, украсили запонками. Для украшения же делали подоплек, вышитый красными нитками и шелком. Под пазухой пришивались красные и синие ластовки - ластовицы.

Основу мужского костюма составляли порты. Они шились из двух кусков холста или сукна, в месте соединения которых вставлялась ширинка - ромбический кусок такой же ткани - и собиралась в талии на гашнике. "Гащами" славяне называли ноги, а одежду для них - "гачами". Другое название портков - "на-говицы". В древности порты украшали оберегами по нижнему краю и ширинку - кусок передней ткани. На поясе носили калиту - тряпичную сумочку, или тузлук, из кожи для ключей, денег или табака.

Штаны, порты шились без разрезов с узлами так, что их можно было делать шире и уже. У бедных штаны шили из холста белого или крашеного, а также из серьмяги (грубой шерстяной ткани). У зажиточных - из сукна зимой, а летом богатые и знатные носили тофтяные или из другой шелковой материи штаны. Штаны у царей были яркие: красные, малиновые, лазоревые, желтые.

ЗИПУН - исподняя одежда как у царей, так и у крестьян. Это платье узкое и короткое, иногда до колен. Рукава зипуна отделывались из другой материи. Бывают зипуны без рукавов. Воротники к ним делались узкие и небольшие. Может быть в виде утепленной сорочки.

САРАФАНЕЦў комнатная одежда, длинная. Вышла из моды в XVII веке.

КАФТАН. Кафтан имеет несколько видов. Короткий называют кафтанец. Кафтан до колен с воздушными петлями, пуговицами и кисточками (наиболее нам известный по фильмам) - азям. Польский кафтан длиной до икр, имеет рукав "фонариком".

Ормяки, терлики, становые кафтаны заменяли современный плащ или пальто, одевались поверх легкой одежды. Кафтан-чуга - с короткими рукавами. Чуга использовалась для верховой езды, потому и имеет для удобства рукав до локтя. Чуга подпоясывалась специальным поясом, за которым закладывался нож и ложка, а на грудь пришивалась перевязь с дорожной сумою.

ФЕРЯЗЬ. Эта одежда одевалась, как и кафтан, на зипуны. С длинными рукавами, широкие в плечах и уже кафтанов в подоле.

ОРМЯК (армяк) - делался с прорехами, с кружевами, с вышитыми воротниками. Его полы не застегивались, а закидывались одна на другую.

ТЕШЛЯЙ. Одежда с множеством пуговиц (56 - 68 штук).

ОПАШЕНЬ. ОДНОРЯДКА. Верхняя летняя одежда, широкая, до пят, с длинными рукавами, с кружевом по краям разреза, нашивками. Вдоль разреза застегивались пуговицы.

ОХАБЕНЬ ў плащ с капюшоном.

ЕПАНЧА - это одежда двух видов: дорожная из медвежьей шерсти или грубого сукна, или нарядная из дорогой материи, подбитая мехом для пышности. Другую епанчу надевали, когда выезжали верхом и красовались перед народом. Она делалась без рукавов и без прорех для рукавов. Накидывалась на плечи и застегивалась

на шее пуговицей или завязкой.

ШУБЫ. Самая популярная одежда у русских. Много мехов составляло признак довольства и зажиточности. Шубы служили не только для зимних холодов, но и в них принимали гостей, чтобы выказать свое богатство. У бедных шубы шили из овчины и зайца. У людей среднего сословия - беличьи и куньи. У богатых собольи и лисьи (чернобурые, черные, серые). Щеголи делали шубы из горностаев. Шубы покрывались сукном и шелковыми тканями. Разрез окаймлялся металлическим кру жевом. Шубы повседневные служили каждый день. Нарядные надевали в церковь, в гости. Санные - большие и очень теплые ў шились для дороги.

КНЯЖЕСКАЯ ОДЕЖДА имела те же виды одежды, добавлялся только плащ-мантия - корзно. Плащ укреплялся на плечах застежкой-фибулой с отличительным княжеским знаком. Символика князя располагалась и на оружии, и на перстнях, и на браслетах-запястьях.

Наряд царя и царицы отличался от одежды знати только в особо торжественных случаях. Тогда он состоял из царского платка - распашной длинной одежды, очень расширенной книзу, с широкими короткими рукавами. Линия застежки встык, края одежды обшивались камнями, парчой и золотом. Сверху надевался круглый широкий воротник-ожерелье или барма и головной убор-тулья конусообразной формы с меховым околышем. Одежды духовенства по силуэту и крою от светской не отличались. Основными видами ее были подрясник типа кафтана, верхняя ряса типа шубы. Головным убором служил белый или черный (в зависимости от сана) КЛОБУК, типа капюшона или мягкая шапка

зипун

Мужские головные уборы были не столь разнообразны, как женские. Обычно носили войлочный колпак - поярковую шапку из овечьей шерсти. Поярковые шапки носили без отворота и с отворотом. Молодые парни носили шляпы с полями. Свадебные шляпы украшались розетками и пучками из лент. В XIX веке появилась мода на ямщицкие шляпы. Зимой носили меховые треухи: - прообраз будущей ушанки. Шапки - тафьяны прикрывали одну только маковку, и их носили только зажиточные. Ермолки и фески носили только дома, а Иоанн Грозный ходил в ней в церковь, за что поссорился с митрополитом Филиппом.

Шапки-колпаки остроконечные. Зимний колпак подбивали мехом, богатые украшали колпак жемчугом. Колпаки имеют много разновидностей отделки и разных деталей.

кафтан

Четырехугольная низкая шапка с меховым околышем. На ней делались прорехи, как и на колпаке с пуговицами, по шести на каждой прорехе.

ГОРЛАТНЫЕ шапки - боярские и княжеские. Высокие шапки означали знатность породы и сана. Горлатные шапки шили из драгоценных мехов. К верху она была шире, книзу уже. Спереди делалась прореха, всячески украшенная. На одной стороне делались петли, густо обложенные жемчугом, изображавшие какой-нибудь образ. Во время торжественных случаев бояре надевали тафью, на тафью колпак, а на колпак горлатную шапку.

Дома, сняв шапку, надевали ее на болванку, расписанную иконописцами и составлявшую украшение дома.

ПОРТЫ - ШТАНЫ. "Порты - портки" родственно глаголу "пороть", то есть по древнерусски "резать". "Порты" употреблялись как в значении "одежда вообще", так и в значении "отрез, кусок ткани". Отмечен и еще один смысл -"кожа с задних ног животного", из которой на самом деле наш предок шил одежду ' для ног с готовой ступней. Так или иначе, "порты" все чаще обозначали одежду для ног. А древнее знаение - "одежда вообще" сохранилось в слове "портной".

ОБУВЬ. Мужская, женская и детская обувь, так же как и одежда, не отличалась по форме и назначению, различалась только в отделке и качестве кожи. На голую ногу обувь не носили. Бедные люди наматывали на ноги или прямо на штаны онучи - длинные, широкие полосы ткани - холщовые или шерстяные. В древности обувь называли "обуща", "обувенье", "обутень". Затем появились новые слова, а "обу-ща-онучи" осталось. Вязали и специальные носки - "копытца". Их плели с помощью одной костяной спицы. В основном обувь была кожаной, зверья и шкур было предостаточно. Плели обувь и из лыка. Такая обувь недорогая и быстро делается. Лапти - лычецы, лычаки, лычные сапоги плелись не только из лыка (тонко нарезанной липы), но и из бересты и даже из кожаных ремешков. В разных племенах способ плетения был свой. Практиковалось и "подковырование" - подшивание лаптей кожей.

Лапти носили люди деревенские, а в городах, посадах и крупных селениях кожаную обувь. Более того, лапти стали признаком слабого племени, не умеющего себя защитить. Так как со временем научились делать не только крепкую обувь, но и крепкие мосты, укрепления. Кожаная обувь была уже признаком развитого общества, особенно сапоги.

Полусапожки с острыми загнутыми носами называли чоботами. С чоботами носили чулки шерстяные или шелковые, а зимой подбитые мехом. У татар позаимствовали четыги или ноговицы из сафьянового чулка до колен или ниже.

шапка-колпак

Древнеславянские башмаки имеют больше десятков видов. Все они остроносые, женская обувь была почти такой же, но с каблучком. Посадские жены носили сапоги, дворянки ходили в башмаках и чоботах, крестьянки - в лаптях. Кожаная обувь считалась признаком зажиточности. Края голенищ богатых сапог и башмаков отделывались тесьмой, вышивкой, шелком. Расшивалась золотом и жемчугом, порой так густо, что не было видно цвета сафьяна. Красные "червленые" сапоги считались привилегией князей и воинской верхушки - бояр. Такая обувь относится к позднему периоду.

Некоторые термины и их значение:

1. Андарак - женская поясная одежда в виде шерстяной юбки с вертикальными полосами с преобладанием красного цвета. Распространена в южных и в юго-западных губер-ниях.

2. Баска ў праздничная, женская, плечевая одежда, туникообразная, без рукавов, на четверть ниже талии, с двумя боковыми клиньями.

3. Валенка - мужской головной убор, валянный из шерсти колпак, слегка сужающийся к верху, с плоским донышком, с широким отворотом.

4. Епанечка ў женская плечевая распашная одежда в северных губерниях, на лямках, суконная, штофная, шелковая, парчовая, сатиновая, стеганая, на спине заложена в боры. Имеет название боры, перо, перышки.

5. Ластовица - лоскут прямоугольной или ромбовидной формы, пришивавшийся под мышкой и соединявший рукав со станом, нередко кроился из тканей иного, нежели сама одежда.цвета.

6. Паголенки ў короткие вязаные шерстяные чулки без ступни, от щиколотки до колен, часто богато орнаментированные, носившиеся вместе с лаптями вместо онуч, скотами.

7. Подстава - белая юбка с вышивкой, надевавшаяся на рубаху под поневу или верхнюю юбку.

8. Подчелок ў в северных губерниях девичий праздничный головной убор, мягкая лента с пришитым сверху ажурным бисером, стеклярусом, жемчугом, жестким очельем.

9. Стан, станушка ў в северных губерниях короткая рубаха с пышными рукавами, надевавшаяся под сарафан.

10.Сукня ў шерстяной сарафан.

11 Шушун - женская одежда разных типов: сарафане откидными рукавами, распашная туникообразная одежда до колен из бе ого сукна с рукавами до локтя.

12. Юпа, юпочка - верхняя распашная одежда из белого сукна, покроя шу шуна, но гораздо короче, иногда без рукавов, богато отделанная.

Загадки:

ў Шел мужик по дороге, пришло две дороги, он в обе пошел. Шел по одной,

вышел из двух.

ў Били меня, колотили. Во все чины проводили, а потом вместе с царем на

престол посадили.

ў Надену - ведет, сниму - змеей упадет, тепла не дает, а без него холодно.

_ В лыковом корытце живое мясо шевелится. (Сверху голо, снизу лохмато, теплом богато, что твоя хата.

А. Венецианов. Спящий пастушок

  
Наверх страницы