<< назад    содержание главы    вперед >>
 
  

Украшения

 

Большей своей частью украшения несли нагрузку оберега. С древнейших времен все народы пользовались талисманами, по-русски оберегами. Украшения помещали на голове, чтобы уберечь мысли, разум, шею, грудь, чтобы уберечь душу и сердце, пояс для убережения верхней части тела человека, руки и ноги оберегались тоже, так как более всего подвержены ранениям и ушибам. Во все времена люди понимали, что лучшим оберегом являются красота, любовь, чистые помыслы и духовное совершенство. Многие считают, что неплохо иметь и духовную, и материальную защиту. Материал, из которого изготавливались украшения-обереги, должен быть благородным, хорошим проводником доброй чистой энергии: золото - свет, серебро - чистота, медь - хороший проводник, дерево - священной породы, кость - обязательно сильного животного, образ птицы - непременно солнечный или как символ домашнего благосостояния. Особенно много украшений на женщинах-молодицах или на женщинах-матерях. Мужчина в древние времена усиленно охранял женщину, в первую очередь потому, что она хранительница жизни рода. Долгое время считали, что женщина рожает детей не потому, что у нее есть муж, а что это священный дух предка входит в ее тело. Женщина - носительница мудрости племен, она и лечила, она и мифы хранила. Не зря сохранилось выражение "Бабушкины сказки".

"Тысячу лет назад мужчины не просто желали принарядить своих дочерей, сестер, подруг. Они вполне сознательно стремились сохранить и сберечь самое ценное, чем обладал народ, стремились оградить от всякого посягательства духовную и физическую красоту будущих поколений".

ВЕНЦЫ, КОКОШНИКИ, ДИАДЕМЫ - не просто головные уборы, а и украшения-обереги. Головной убор - небо, символом которого чаще всего бывает солнце, мировое дерево, звезда. Форма уборов напоминает птичьи головки, гребешки, хохолки. Головные уборы украшаются самыми ценными и чистыми материалами:золотой и серебряной нитью, драгоценными камнями, жемчугом.

Подвески к головному убору: широко известны рясны - вертикальные полосы, идущие от кокошника к груди. Они похожи на дождевые струи. Бисерные и серебряные сетки пришивались и спереди, и сзади. Подвесками к ряснам служили и пушки из лебяжьего и гусиного пуха, колты с изображением русалок, семарглов, грифонов - посредников между небом и землей.

КОЛТЫ - ВИСОЧНЫЕ кольца (заушницы), усерязь в основном играли роль опознавательного знака того или иного племенного союза.

Радимичи носили кольца с полукруглыми щитками, от которых отходило по 7 лучей, так что напоминало звезду. Внутри вставляли изображение коней или птиц. Северяне носили спиралевидные украшения. Кривичи браслетооб-разные из простой проволоки. Древляне,.поляне, дряговичи ў массивные пер-стнеобразные височные кольца. Вятичи - семилопастные кольца. Ильменские словени (новгородцы) - кольца с ромбическими щитками.

Круги и спирали рассматривались как изображение солнца. Размещение кругов по двум бокам расценивалось как места выхода и захода солнца из-за линии горизонта. Горизонтом служила кромка кокошника или кички. У словен кольцо расплющивалось в ромбические щитки,' на которых гравировались крестообразные фигуры или квадратные "идеограммы нивы". В таких случаях солнечный круг сочетался с символом плодородия.

Женские образы на колтах -символы рожаниц. В русском фольклоре ро-жаницы известны как Лада и ее дочь Леля (аналогично греческим Лето и Артемиде). Позже к ним добавился еще один образ - богини плодородия Макоши. Все вместе они образовали триаду. Иногда они выглядят как богиня и две всадницы (тема встречи весны). Кольцо с конями означает трис-'^ ветлое солнце: восход, полдень, закат, к кото-.0 рому обращалась Ярославна в "Слове о полку Игореве". Птицы сидящие - утро и вечер, ^ птица в полете - полдневное солнце. Два яще-133 ра - символ подземного мира, куда уходит сол-1Щ) ,нце и которое прячет ящер. Кони иногда заме-[Щ^ няются собаками. И этот образ может быть связан с Семарглом, творящим между небом и землей и постоянно помогающим человеку. ГРИВНЫ - массивные проволочные или пластинчатые украшения, надевались на шею поверх ожерелий, бус и подвесок. Гривна чаще всего, особенно у мужчин, была признаком знатности. Возможно, что гривны отмечали семейное положение девушки или женщины. ^уугииа Предполагают, что гривна могла быть чем-то вроде ордена за заслуги, и верили, что пока не снимешь гривны, душа не покинет тело. Технология их изготовления в разных областях отличается. В Поднепровье делали пластинчатые гривны, в Прибалтике - с заостренными концами. В основном концы гривен завершаются фигурными головками. На территории нынешней Калуги и Твери гривны на концах укрепляли восковыми "муфтами", в Приладожье украшали оплеткой из тонкой проволки, витые гривны носили на севере Руси.

БРАСЛЕТЫ, ОБРУЧИ, ЗАРУКАВЬЕ (запястье, наручь, наручень, опястье, поручь, поручье) носили и мужчины, и женщины. Предполагается, что браслеты в воинской культуре занимали важное место, являясь символом доблести, подвигов. Браслеты могли украшать и говорить о жреческом сословии.

Гривны

Привычная тема на браслетах "земля и вода", выражаемая древним определением "Мать - сыра-земля". Часто располагается и плетенка, символизирующая водную стихию, рядом с водой - ромбы с точками - земля, поле. Браслеты, обручи делали из разных материалов: кожи, покрытой тисненым узором, из Шерстяной ткани, из крепкого шнура, Браслеты, зарукавье, кольца обвитого тонкой металлической лентой, из серебра, бронзы, золота, стекла, меди и др. Стеклянные браслеты были заимствованы славянами из Византии и появились там, где появилось христианство, особенно там, где строились храмы с оконными стеклами. Выделялись две школы стеклоделия: киевская и новгородская.

Браслеты, зарукавье, кольца

В большом ходу были браслеты, витые из нескольких проволок, ложно витые, отлитые в глиняных формочках и плетеные на каркасе и без каркаса, пластинчатые, кованые и литые. Массивные, широкие, выпуклые научились делать у скандинавов, финнов и карелов, их называют "ладьевидными".

Носили браслеты на обеих руках, иногда по несколько штук, около локтя, поверх рубах и под ними.

ПЕРСТНИ, КОЛЬЦА. Перст - утверждение силы, знатности, увенчанное вставкой или камнем. Коль-цо-коло ў оберег для пальцев. И перстни, и кольца не имеют четко выраженной племенной принадлежности. Кольца носили все от мала до велика. У женщин молодых кольца всегда были богаче. У девочек попроще и всегда на левой руке. Пожилые женщины и старухи отдавали свои украшения дочерям и внучкам (это означало, что период деторождения у нее закончился). В Московской области в курганах нашли перстни, надетые на палец ноги. Одна серьга в ухе у мужчин трактуется по-разному -и как символ незаконнорожденности, и как символ вольности и свободы.

Перстни

Чаще всего на перстнях было по три квадратных клейма, в среднем помещалось солнце или крест, или знак земли. При пяти клеймах крайние обычно повторяли рисунок соседних. Они несли заклинательный смысл, существовали и обручальные кольца с надписями, обращенные к богу. Существовали и обрядовые кольца и браслеты, например, для вызывания дождя.

С развитием ювелирного дела наши предки стали укра шать свои перстни не тольке рельефным узором и эмалью, но и чернью, зернью, сканью.

ЛУННИЦЫ (полумесяц, обращенный рогами вниз), рассматривались как девичьи украшения. Это нагрудное украшение. В русском фольклоре месяц является 'женским началом, а солнце - мужским. Композиции из двух светил обозначают неразрывность двух начал, символ

супружества. Луна-и солнце могли означать и другое - день и ночь. На лунницах мы видим и три позиции солнца , и косые линии дождя, и небеса (хляби - верхний слой и нижний - прапруды - дождь). Квадратики в виде креста означают "окрест" -"округу" - пространство.

ГРЕБНИ - небольшие служили оберегами-подвесками. Они всегда увенчаны двумя головами, животных (коней) или двухглавой птицы-зверя. Хотя на настоящих гребнях коней не изображали. Коль волосы считались "антенами", проводниками космических энергий, да еще и сравнивали растительный мир с волосами земли, то и отношение к гребню особенное. Такую маленькую антенну и носили как подвесок. В русских сказках волшебный гребень в руках героя является мощным оружием против нечисти. Бросая гребень, вырастает дремучий лес или неприступные горы. Гребни-подвески имели узоры и с солнечными и водными знаками, но явная их примета - образы коней или ящеров (небо, солнце, космос), защищавшие космы, косы.

Бытовые гребни нельзя было показывать на открытых волосах, а потому носили с собой для похвальбы в кошельках или держали дома на видном месте. Гребенка в доме указывала на обеспеченность семьи. Делали гребни из кости или дерева. Гребень - защита от болезней.

БУСЫ - любимейшее украшение женщин. Ученые делят бусы на огромное количество видов и трупп. Название "монисто" пришло бусам из монет, а впоследствии так стали называть и круглые бусы.

Очень популярен был и бисер. Нагрудные композиции из бисера называют ожерелье или ожерелки. Делали бисер из стеклянных трубочек диаметром 5-7мм. Бисер получался ярким, разных цветов, но зеленый цвет считался признаком богатства. Нагрудные украшения из бисера, похожие на узорный поясок, называют гайтаном.

ФИБУЛА (запона, сустуга) - застежка для плаща-корзно. Фибула была княжеским символом, знаком, рода, царским украшением.

УКРАШЕНИЯ-ОБЕРЕГИ. Славянские обереги разделяются на мужские и женские. Женские обереги в виде коня приносили от славянских богов мудрость, счастье, свет истины. Культ коня связан с почитанием солнечных богов. Носили их у левого плеча над сердцем. Утко-кони - подвески в виде лошади с утиным туловищем. В мифах славян известно, что колесницу Дажьбога перевозили через океан-море утки, лебеди и гуси, что бывает в сказках и с положительными героями. "И пропутешевствовал он через океан в нижний мир и назад, прошел через воду, землю и небеса".

Птицы среди амулетов встречаются трех видов: одни из них кажутся сильно обобщенными, так что трудно определить их истинный образ, у других показан небольшой гребешок и их можно принять за кур. Лапы поджаты, хвост обязательно распушен, весь ее вид говорит о выполнении главной задачи - высиживание яиц. Третий вид птиц, встречающийся на севере, с солнечным орнаментом или точками.

Наборы амулетов являются свадебными. И в украшениях, и в обрядовых песнях свадебный образ птицы является главным. Птицы - символ гнезда-дома, продолжение рода. Взамен домашней пти-ци в оберегах может оказаться рыбка - символ беременности. Обереги в виде рыси, как бы готовой к прыжку, должны были считаться надежной охраной. Лютый зверь рысь является одним из сильнейших и ловких хищников русских лесов. На украшениях она стоит на высоких лапах, на сгибе имеет меховую опушку и кисточки на ушах.

К основному украшению подвешивали и лягушачьи лапки. Мотив "лягушачьих

лапок" заставляет сразу вспомнить сказку о Царевне-Лягушке, в образе которой скрывается некое божество природы, оживляющее воды и леса, повелевающее птицами и буйными ветрами и способствующее домашним делам. Сказочная встреча Ивана-Царевича с Лягушкой является фольклорным отражением встречи русских дружинников или княжеских данников с местным мирянским населением. Такие поселения чаще укрывались на болотах и их символом была местная хозяйка - лягушка. На болотах часто укрывались и избушки ведуниц, которые знали все законы, имея общение с женским божеством?. И в таких дремучих местах она могла оборотиться только лягушкой, так как она является в фольклоре женским оборотнем.

ЛОЖКИ - символ благополучия, сытной жизни, благосостояния вообще. Если оберег имеет две ложки, то амулет предназначался молодым, вступающим в брак.

Миниатюрные чашечки служили не только оберегом, но и употреблялись при" знахарских процедурах, когда следовало больного поить живой водой.

КЛЮЧИ - амулеты символизируют сохранность,, неприкосновенность домашнего имущества. Маленькие ключи могли быть реальными ключами от ларчиков с драгоценностями. Ключики - символ приданого, богатства.

ТОПОРИКИ носили и женщины и мужчины. Топор - знак Перуна-подате-'ля проливных животворящих дождей, покровителя урожая. Ножи и топорики охраняли и от внезапного зла. БУБЕНЧИКИ - своим звуком отгоняли злых духов.

ЦИТАТЫ ИЗ ДРЕВНИХ ПИСАНИЙ:

"Не лепо у свинии в ноздрях рясы златы, тако на холопе порты дороги". , "Яко гривною и утварью златою красуяся". ' "Возложил на гривну злату велику, в ней предстояще пред ним".

М.Н. МЕРЦАЛОВА

 

  
Наверх страницы