<< назад    содержание главы    вперед >>
 
  

Женская одежда

Формы одежды постоянно менялись, испытывая влияние различных культурных традиций, в ходе которых и складывались особенности русского национального костюма. Более устойчив и достоверен крестьянский костюм, сохранивший древние традиции вплоть до 30-х годов нашего столетия. Свой классический вид русский костюм приобрел К началу XIX века. Для него стали характерны два основных типа: северный и южный. Оба несут множество оттенков и отголосков глубокой древности. Северный - в основном, это сарафаны, южный - поневы.

Многократные переселения славян из-за набегов кочевников, влияние культуры соседних народов породили многообразие форм и видов одежды. Потому сегодня народный костюм можно разделить на северный и южный. Хотя за общими чертами всегда находятся отдельные черты одежды, характерней каждой губернии, уезду, селу. Одежда, в основном, различалась по назначению: будничная, праздничная, свадебная, траурная, по возрасту, семейному и социальному положению.

РУБАХА - самая распространенная одежда древних славян для любого возраста. Ее еще называют сорочка, сорочица, срачица. Древнейшие одежды такого рода были похожи больше просто на кусок ткани с отверстием для головы и подпоясанный, т.е. туникообразный. Затем рубаху научились сшивать по бокам. В родовые времена рубахи носили все, только отличались они по длине да узорам. Чем старше и почетнее мужчина, тем длиннее у него рубаха. Рубаха больше похожа на платье.

Все остальные носили рубаху по колено или чуть длиннее. Рубаху носили крестьяне и царь, и царица. Только у крестьян это была и верхняя одежда, а у богатых служила нижним бельем. Постепенно и у небогатых людей появилось два вида рубах: нижняя и верхняя. Нижняя исподняя - "черная", верхняя - нарядная "красная" - красивая.

Трудовые рубахи кроились и украшались соответственно виду деятельности. Позже эта традиция сохранилась в изготовлении женских рубах-подольниц, которые шли для каждого вида сельскохозяйственных работ. К укороченной основе подшивался подол с тканым узором, в котором были заключены представления о мироздании, заклинания, обереги.

В праздничных рубахах особое внимание уделялось украшению рукава. Крой рукава подчеркивался кумачовыми ластовицами (подмышками), а сам рукав богато вышивался. Ластовица шилась из красной ткани, так как красный цвет отражает дурную энергию и защищает здоровье хозяина. Были даже рукава, одевающиеся отдельно на рубаху. Присборенные рукава называют наборными . Верхняя вышивка на рукаве - оплечье - всегда особенно нарядная. Оплечье и запястье позже вышивалось и жемчугом, и золотой нитью. Богатый узор вырезался и передавался по наследству или пришивался к новой рубахе.

Ворот - "магически важная деталь одежды". Считается, что именно через воротник в случае смерти душа покидает тело. Ворот столь обильно старались украсить, что со временем он превратился в отдельную наплечную часть одежды - "ожерелье". У простого народа разрез у ворота делали прямым по середине груди, но бывал и косой (справа или слева). Все виды воротников обязательно оберегались узором. Охранные знаки располагались и по краю рукава, и по запястью, и по подолуириполу. Прямой покрой рубах осуществлялся с помощью, так называемых поликов - деталей кроя, соединяющих полочку и спинку по линии плеча. Полики могли быть прямыми и косыми. Полики прямоугольной формы соединяли 4 полотнища холста шириной 32-42 см каждый. Косые полики (в форме трапеции) соединялись широким основанием с рукавом, узкие с обшивкой горловины.

Долгое время на Руси носили рубахи с рукавами ниже кисти руки. Такие рукава мы часто видим в русских сказках. Рукав такого вида имел также охранительный смысл. Наши предки знали, что именно через пальцы передается энергия, потому открывали и давали руку только тому, в ком были уверены. Голая рука означала и нищую жизнь, потому, особенно на свадебных нарядах, рукаву уделяется большое внимание. У невесты даже один рукав мог быть гораздо длиннее другого, на случай подачи руки жениху, чтобы рука не оголилась. Заодно таким рукавом хорошо и комаров отгонять, а в холодное время года заменяет наши перчатки.

ПОНЕВА - набедренная одежда для просватанных или замужних женщин. Понева подчеркивала зрелость и готовность женщины к деторождению. В основном поневы были яркими, с клеткой в основе, и чем женщина старше, тем понева темнее. Древнейшие поневы представлялись из трех несшитых полотнищ, скреплявшихся на талии пояском или шнуром - гашником. Позже стали делать поневы из четырех полотнищ, причем переднее полотнище было из другой ткани. Такая понева называлась поневой с прошвой. В народе распашные, имеющие разрез, поневы именовали "разнополками" или "растополками". Существовали и полностью закрытые - "глухие".

По узорам и по клеткам можно было угадать губернию и даже деревню, откуда родом женщина. Например, на Рязанщине носили черные или темно-синие с клетками из белых и цветных нитей. В Тульской губернии поневы были красные с черными и белыми узорами.

Во время работы поневу носили "кульком", подвернув полы за пояс. Так же женщины поступали, когда хотели показать вышивку на нижней одежде.

ПЕРЕДНИК-ЗАПОНА, завеска, занавеска, дополняет одежду крестьянки. Запона может завязываться высоко над грудью. Могла быть цельнокроеной и одеваться через голову. По праздникам к такому наряду добавлялся

еще один элемент - НАВЕРШНИК. Под этим названием понималась любая накладная, надеваемая через голову, верхняя одежда.

САРАФАН. В далекой древности так называли мужскую длинную верхнюю распашную одежду. На женский наряд это перешло потом.

Но поначалу ой тоже-имел другие названия: саян, ферязь, шушун. Есть сведения, что прообразом для сарафана послужил восточный халат. В ХУ1-ХУП вв. были известны сарафаны-ферязи (мужские и женские) с узкими фальшивыми рукавами и отверстиями ' для рук в проймах. Этот тип сарафана еще в начале XX века носили старообрядцы.

Косоклинный сарафан очень пышный и кроится. из клиньев. Распашной шьется со швом спереди или даже застегивается на пуговицы. Позже пуговицы стали служить украшением. Круглый сарафан в сборку называют прямым, в XVIII веке он получает на-' звание "москвич". Глухой сарафан приобретает силуэт приталенного платья и состоит из узкого лифа и широкой юбки. Сарафан с ложными рукавами так и остался шушуном. Все сарафаны обильно украшены, особенно по краям. Схема узоров по форме напоминает Древо жизни, имеющее крону, ствол и корни, благодаря чему женщина напоминала, что именно она продолжательница вечной жизни.

ОПАНЕЧКИ, КОРОТКИ, ДУШЕГРЕИ - верхняя короткая одежда, носившаяся поверх рубахи. Сохранилась на русском Севере. Иногда душегрею заменял .

ШУГАЙ ў одежда типа кофты.

ЛЕТНИК - глухая одежда прямого покроя, расширенная за счет боковых клиньев до 4 м внизу. Особенностью летника были широкие рукава, сшитые от проймы только до локтя. Далее они свисали до пола остроугольными полотнищами ткани.

ЖЕНСКИЙ ОПАШЕНЬ - длинная одежда с частыми пуговицами. Рукава до пят, но ниже плеча находилась пройма, сквозь которую легко проходила рука, а остальная часть рукава висела. Вокруг шеи пристегивался широкий меховой воротник, чаще из бобра.

ТЕЛОГРЕЯ - вид женской верхней одежды. Раскрой "колоколом" - от плеч к низу расширенный. Рукава длинные, с проймами, как в опашне. Подол имел подпушку широкой полосой.

ШУБЫ шили из соболей, куниц, лис, горностаев, белок и покрывались сукном или шелковыми тканями (атласом, тафтой, камкой). Рукава старательно украшались и часто были съемные и передавались по наследству как фамильная драгоценность.

Царица, а также богатые женщины в торжественных случаях надевали на себя поверх одежды богатую мантию, называемую "подволокой". Она делалась из шелковой материи красного и белого цвета. Края обшивались золотым шитьем, жемчугом, драгоценными камнями. Они могли пристегиваться по подолу и сниматься. В комплект царской ризы входила и туника - длинное платье с воротником - "ожерелье". Эти наряды пришли из-за моря, а точнее из Византии.

ЖЕНСКИЕ ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ

По наряду и особенно по головному убору можно было определить возраст и семейное положение женщины. До замужества девушкам позволялось ходить с непокрытой головой. В основном заплетали одну косу и на лобной части носили начельник - ленту-повязку. По косе чаще всего определялось здоровье девицы. Взрослея, вместе с поневой они имели право надеть на голову "девичью красу" - венец. "Краса" чаще была показателем умелости девушки в вышивке. Особенно богато старались украсить "красу" просватанной Верхняя короткая одежда позвди которой обязатёльно развевались широкие ленты, похожие на лебединые крылья. Реже встречается другое название "красы" - "увясло" (вясти - вязать). Разновидностью "красы" был венчик из тонкой металлической полоски с расширением на лбу, похожий на византийскую диадему. Венки любого вида - древнейшее головное украшение не только славян. Венок - круг-оберег, сохраняющий добрые, светлые мысли.

Верхняя короткая одежда

Девицы носили на голове и еще одну форму венцов в виде городов или теремов. Например, изображение дома в несколько ярусов, отделявшихся один от другого жемчужными поясками. У венцов были поднизи, рясы. Девичий венец всегда не имел верха, потому что открытые волосы считались символом девичества. Очень часто эти венцы состояли из широкой повязки, шитой золотом, бисером, стеклярусом и унизанной жемчугом. Такая повязка завязывалась на затылке лентами, спадающими на спину. Зимой девицы покрывали голову высокой шапкой из соболя или бобра с шелковым верхом, которая называлась СТОЛБУНЕЦ.

Опанечка (епанечка)

душегрея, коротея

Распущенные волосы носили в некоторые праздники и при обрядах: на Купалу, на Красную горку, на Семик, при гаданиях и обрядах очищения. С древнейших времен существовал и промежуточный между девичьим и женским головной убор - ПЛАЧЕЯ. Его надевали перед свадьбой. На саму свадьбу голову украшала корона. Корона готовилась заранее или передавалась по наследству от бабушки. Вырезали ее тонкие, сложные формы из бересты, а затем обшивали речным жемчугом. Головной убор замужней - "мужатой" женщины - непременно укрывал волосы полностью. Этот обычай был связан с верой в магическую силу волос. Через волосы человек может много приобрести или потерять энергии. Не зря гласит пословица - "и чтобы волос с его головы не упал".

По древним понятиям, для замужней женщины считалось и грехом, и позором выставлять волосы напоказ. Опростоволосить (открыть волосы) женщине было большим бесчестием. Скромная женщина боялась показать волосы даже членам семьи. Со дня свадьбы на это имел право только муж.

"сорока" с рогатой "кичкой"

После свадьбы молодуха уже надевала ВОЛОСНИК, ПОВОЙНИК - маленькую шапочку, скрывающую полностью волосы. Поверх повои носили "убрус" -покрывало, полотенце, платок. ПОВОЙ - значит, обивает, закрывает. И чем женщина становилась опытней, в замужней жизни, тем головной убор у нее становился выше. К таким относится КИКА-КИЧКА. Кика - сложный головной убор и имеет много форм. Передняя, возвышенная часть кики называется ЧЕЛО КИЧНОЕ. По бокам делались перенеды разукрашенные. Из-под них ниже ушей спадали жемчужные шторы по несколько штук. Задняя часть кики делалась из плотной материи соболиного или бобрового меха и назывались ПОЗАТЫЛЬНИК. По нижней кромке всей кики

пристегивалась жемчужная бахрома - поднизь. Рогатая кика обладала огромной оберегающей силой. Скорее всего, это рога тура - быка. Бык - символ мужского начала, и женщины тем самым всегда при себе имели защитную мужскую силу. Такой головной убор носили только рожавшие женщины в полном расцвете детородства.

очень распространен и головной убор СОРОКА. Такой убор состоял из нескольких частей. Число деталей доходило до 12 и весил он до 5 кг.

Три основные части: налобная часть ~ кичка (с рогами или гладкая), чехол из кумача, бархата или ситца, позатылень - полотнище сзади; ленты на висках и позатылень. Гремящие украшения из металлов, махры и пушки из перьев и меха имитировали распущенные волосы - знак защиты от злых сил.

кика, кичка

повойник   корона

позатыльнк

сорока

КОКОШНИК - старинный русский головной убор замужних женщин (главным образом в северных губерниях), в основном праздничный. Кокошник делали на твердой основе разной формы: веерообразный, высокий - удлиненный, полукругом. Украшали парчой, позументом, бисером, жемчугом. Бытовал вплоть до XIX века. Кокошник - символ светила. Для северянок тема света и светлых оберегов наиболее важна. Кокошники, их яркость и форма напоминают горизонт земли, солнце, месяц. Как и "сорока", кокошник символизировал расцвет жизни, ее животворящее начало. "Кокошь" - на древнеславянском языке - "курица", значит, кокошник.

Существуют и кокошники-шапочники: сборники, шишаки, кики, каблучки.

Женщины в древности не носили шапок. Шапки долгое время считались мужской принадлежностью. Но самым популярным головным убором всегда для женщин оставался платок. Платок, напоминающий длинное полотно, называют убрусом. Благодаря убрусу женщина имела многовариантные повязывания платка. Платок носили и поверх любых других головных уборов. Позже, с введением шапок, убрус повязывался под и над шапкой.

Женщины-славянки всегда покрывали голову, так как по законам природы женщина является символом земли. Ее сила от земли-Матери, а к небу она должна быть закрыта.

  
Наверх страницы