|
||||||||||||
Существа чудесныеЛюбой, самый обыкновенный предмет из народного быта сегодня для нас становится яркой страницей в истории, в мироощущении далекого предка. Образы мифических птиц, легендарных животных, невиданных их сочетаний с человеком встречаются во всех губерниях России. Чудесами украшали дома, ворота, сундуки, посуду. Мир птиц и животных у человека также разделялся на добрых помощников и злобных, приносящих вред и несчастье. Человек так устроен, что ему всегда хочется чудес, чего-нибудь волшебного. Так и получилось, что к некоторым существам были добавлены необыкновенные способности и, следовательно, фантастический внешний вид. Купцы-путешественники привозили с товарами рассказы о дальних странах, легенды и мифы о тамошних тотемах. А все, что не дома, а на краю света, всегда интереснее, вкуснее и чудеснее. После каждого пересказа человек считал своей обязанностью подбавить к диву чего-нибудь еще невероятного, вот и превратились удавы в драконов, а носороги в единорогов.
ЕДИНОРОГ. Состоит в родстве с лошадью, газелью и даже с носорогом. Единорог встречается в сказках у народов Востока и у европейцев. Это грациозное животное очень красивое, но необщительное. Подчиняется только девушкам-девственницам. Из его рога готовили чудодейственные снадобья для очистки водных источников и обезвреживания ядов. У русских этого фантастического зверя называли инрог или индрик. Рог стал обладать таинственной силой, а коли самым сильным и быстрым у славян был конь, то рог перешел от носорога к лошади. Позже индрик-зверь слился с каким-то неведомым божеством и стал царем всего подземного царства:
У нас индрик-зверь - всем зверям отец, Ходит он по подземелью. Пропущает реки, кладези студеные, куды хочет идет по подземелью, Как солнышко по поднебесью. В росписях единорог чаще встречается вместе со львом, как два сильнейших существа, охранявших Древо жизни, либо наоборот, показаны в позе борцов. Борьба льва и единорога может рассматриваться как борьба светлого и темного, дня и ночи, правды и кривды. Об этом нескончаемом единоборстве и поется в народной песне:
СФИНКС. Первый сфинкс был создан русами-арийцами в городе Сур. Это самый знаменитый ведический памятник, на котором до сих пор видна запись на древнерусском языке. В фантастическом образе таятся знания, философия. Человек с туловищем льва и крыльями может быть символом триединого мира, символом трех царств: птиц, животных и человека. Человек имеет все качества миров и поэтому является царем природы - значит богоподобным. И имеет способность влиять на космос. БОГАТЫРЬ ПОЛКАН.
ВАСИЛИСК. Мифическое существо, имеющее способность убивать взглядом или дыханием. Выглядит как петух, имеет голову индюка, глаза жабы, крылья летучей мыши, хвост змеи, иногда крылья дракона, когти тигра, хвост ящерицы. Василиск рождается из петушиного яйца, высиженного жабой. Его взгляд проникает сквозь стены и обращает все живое в камень. Его дыхание ядовито. Отравляет воздух, опаляет и убивает птиц. В этом образе собраны все удивительные свойства разных существ, об опасности которого нужно постоянно помнить. Василиск может соединяться с человеком и владеть его умом, приказывать человеку сотворять зло, быть жадным и мстительным.
ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ. В русских былинах и сказках представитель злого начала. (Змей Ту-гарин, Змиулан, огненный Змей, люта змея). "Змеепоклонство, распространенное у многих народов, никогда не было свойственным духу русского народа. Русь всегда относилась к змею как к низшему, хотя и одаренному лукавой мудростью" [28]. Но его пресмыкающееся начало не может дать ему подняться высоко в небеса, хоть он с крыльями. Дух русского народа-пахарь-богатырь, сын Матери-Земли побеждает нечисть. Горыныч (от слова "гореть" - огонь) владеет силами стихии: и огнем управляет, и потоком воды, но сила правды, сила Земли, подкрепленная силой воли и высоким сознанием человека, становится во много раз сильнее темного сознания. И как только змей в сказках ни ухитрялся, в кого он только ни превращался, а участь у него все равно одна. ГРИФОН (ГРАФ-ПТИЦА).
ПТИЦА-ПЕРВОПРЕДОК. Брат, друг, помощник человека. Отчетлив мотив превращения человека в птицу (Финист - Ясный Сокол, Вольга на охоте превращается в сокола, у А.Пушкина коршун - чародей, лебедь - царевна). Птица является и воплощением природной стихии. По материалам исследований А. Афанасьева, туча в народном сознании предстает огромной птицей, закрывающей небо. Ветер, буря, вихрь - хищные птицы. Облака - лебеди. Птица в русской мифологии может быть и воплощением богов: Сва - воплощение Лады, Орел - Перун, Алконост - Хоре, Стратим - Стрибог. Очень часто птицей становится сама душа, свет, тьма, добро или зло. АЛКОНОСТ. Райская птица с человеческим ликом. Часто упоминается или изображается с другой райской птицей - Сирином. Алконост - солнечная птица, и вреда от нее нет, в отличие от Сирина. В декоративно-прикладном творчестве ее можно отличить по улыбающемуся лицу. Несет яйца на берегу моря и, погружая их в глубину, делает его спокойным на семь дней, пока не вылупятся птенцы. Пение Алконоста так прекрасно, что услышавший его забывает обо всем на свете, но не умирает. В христианстве образ райской птицы трактуют как образ Божьего промысла, где роль Вселенной играло спокойное, по воле светлой птицы, море. СИРИИ.
ГАМАЮН. Вещая птица, посланник богов, их глашатай, поющий людям божественные гимны и предвещающий будущее тем, кто умеет слышать тайны. Гамаюн все на свете знает: о происхождении земли и неба, богов и героев, людей и чудовищ, птиц и зверей. В "Русских ведах" птица Гамаюн рассказывает о рождении богов, земли, обо всем, что творится на белом свете.
"Разгулялась непогодушка, туча грозная поднималась. Расшумелись, приклонились дубравушки, всколыхалась в поле ковыль-трава. То летела Гамаюн - птица вещая со Восточной сторонушки, бурю крыльями поднимая. Из-за гор летела высоких, из-за леса летела темного, из-под тучи той непогожей. Сине море она перепархивала, Сарачинское поле перелетывала. Как у реченьки быстрой Смородины, у бел-горюч камня Алатыря во Ирийском саде на яблоне Гамаюн-птица присаживалась.Как садилась она - стала песни петь, распускала перья до сырой земли. Как у камня того у Алатыря собирали-ся-соезжалися сорок грозных царей со царевичем, также сорок князей со князевичем, с ними сорок могучих витязей, с ними сорок волхвов ото всех родов. Собиралися-соезжа-лися, вкруг ее рядами рассаживались, стали птицу-певицу пытать: - Птица вещая, птица мудрая, много знаешь
ты, много ведаешь... Ты скажи, Гамаюн, спой-поведай
нам... От чего зачался весь белый свет? Солнце
Красное как зачалось? Месяц светлый и часты
звездочки от чего, скажи, народились? И задули как
ветры буйные? Разгорелись как зори ясные?
СТРАТИМ-ПТИЦА. Ногай-птица, Страфил-птица, Стратим-птица - воплощение Стрибога, то есть владычица ветров, ураганов. Стратим - прародительница всех птиц. Живет она на море-океане, от ее крика начинается страшная буря. И даже если поведет крылом, море волнуется, штормит. А если взлетит Стратим-птица, тонут корабли, тонут целые города.
Стратим-птицу изображали в росписях на кораблях. У нее сильно вытянутое, будто сложенное из досок, туловище, которое под прямым углом переходит в такую же длинную шею. Большой загнутый клюв, хитрый глаз, сильные когтистые лапы подчеркивают необычность этой птицы. Она не похожа ни на одну птицу в природе, а потому полна таинственности и загадочности.
Куплеты:
Отрывок из скажи: "Змей мог пыхтеть огнем и любил пожирать богатырей. К тому же Змей этот был летучим - он достиг по воздуху Киева и смог незаметно подлететь к терему княжескому и украсть через окно любимую племянницу князя Владимира Забавушку Пу-тятичну. Пойманный врасплох Добрыня нырнул в воду и поспешил к берегу, где были сложены одежда и оружие. А Змей гнался за богатырем, "сыпал на него жгучими искрами и жег его тело белое". Когда казалось, что дело Добрыни проиграно и ему никогда не добраться до меча, рука его нащупала почему-то валявшийся у берега греческий шлем. Добрыня схватил шлем и "с досадушки великой" стукнул им Змея по одной из голов, а оглушил сразу все три. Потом они сцепились врукопашную, и Змей предложил заключить мир. "Написать записи промеж собой... не делать бою - драку кровопролития промеж собой". Так вничью закончилась встреча Змея и богатыря. Но вскоре после этого Змей, как говорилось выше, утащил племянницу киевского князя, и Добрыня получил от него срочное задание освободить девицу, что ликвидировало его мирный договор со Змеем. После долгого и трудного преследования Добрыня отыскал нору Змея, закрытую кованой дверью. Он взломал дверь и в громадных пещерах отыскал множество русских пленников, включая бояр и богатырей, а в задней горнице увидел Змея Горыныча, который сидел за столом и мирно беседовал с Забавой Путятичной. Увидев нежданного гостя, Змей обиделся. ў Мы же договорились, что будем жить мирно! - сказал Змей. Так чего же ты ко мне домой без спроса, да еще с мечом вошел? ў А ты не безобразничай!- ответил Добрыня. С этими словами он вывел из норы Забаву, велел выходить следом всем пленникам, и все не спеша поехали обратно в Киев. Что характерно - никакого боя между богатырем и Змеем не произошло - в главном молоденький Добрыня мирное соглашение выполнил. Змея же оставили в живых, как я понимаю, для того, чтобы можно было с ним бороться в последующих былинах" (из книги К.Булычева "Фантастический бестиа-рий".
Песни:
|
||||||||||||