<< назад    содержание главы    вперед >>
 
  

Ведичество

"Как можно скорее мы должны прекратить молчание вокруг вопроса о бытии наших пра... пра... пра... родителей как не заслуживающих вечного молчания", - говорит историк Н.Е. Белякова.

Говоря о предков, один из исследователей дохристйанской Руси С. Лесной отмечал: "Говорить о язычестве, даже вспоминать о нем, считалось грехом, а между тем в религии древних русов не было ничего такого, чего мы могли Щ бы стыдиться". "Это; была сильная, внутренне крепко скроенная религия, высокая, красивая". "Ведать" - значит знать. Что же ведали наши далекие праотцы и матери?

Язычество стало только ответвлением от славянского ведичества. Сами русичи не называли себя язычниками, такой термин они применяли к народам, которые отошли от древнейших знаний (чаще из-за территориального перемещения), старались сохранять их, но по истечении времени и изменении пространства они все-таки преломлялись. Русичи считали: кто изъясняется не на их древнем языке, и есть язычник. Себя же русы называли Православными, Светославными, то есть славящими свет, правду, знающими законы, хранящими их. Кого конкретно славили на благословенной территории Руси? Славили Творца, Высший Разум. Имя Творца они переносили в свой быт. Образ и все предметы быта были пронизаны служением человека во имя света. Вспомните, как называли русославяне первую комнату в своих хоромах - "светлицей", место для ритуальных обрядов называли "светилищами", князей величали светлыми, много имен на Руси имеют корень "свет": Светослав, Белосвет, Велесвет, Светобор и другие.

Через любовь и светлые деяния природа наделяла знаниями. У наших предков очень сильно были развиты интуиция, предчувствие, то есть они обладали шестым чувством - тонким чувством. В этом состоянии им было дано узнать многое. Они точно определяли и видели зло и добро, все было понятно в природе и в человеке, а потому сияло красотой и радостью. Он отдавался жизни, вбирая в себя космические звуки, формы, цвет и из этого материала ткал свою жизнь.

Особенностью ведического мировоззрения была его космогоничность, вся жизнь была пронизана ощущением Космоса. Славяне знали и чувствовали влияние космических ритмов на нашу жизнь и старались быть с ними в ладу. Поэтому главные их праздники посвящались свету, солнцу, возрождению природы. Великими праздниками стали праздники солнца в дни его зимнего и летнего солнцестояния и весеннего и осеннего равноденствия.

ИНДРА-АГНИ-СОМА - главные божества в ведический период. Агни - всена-полняющий Огонь Жизни. Сома - все растительное. Индру арийцы звали Сакра, то есть могущественный. Об Агни в гимнах Вед говорится, что у него есть семь пламеней (семь цветов), что Агни есть дитя Силы и космоса и человека ("Религия арийцев", А.Мори, стр.45). Многие ведические поэты приписывают сотворение мира Индре:

"Ты, о Индра, сам сделал все, что существует" ("Риг-веда", разд.II, чт.III, в IV, т.XVI, стр.102). Митра и Варану были его помощниками. Вишну-творец Неба и Земли.

Арийцам не всегда было все понятно в религии, но чистота сердца и разума помогала учиться им в школе природы, среди растений, птиц и зверей. И то, что во всем присутствует Дух-Огонь, что это единый костер Жизни на Земле - "Агни находится на Земле, в травах, вода содержит Агни, Агни находится в камне, в человеке, есть

Агни в скоте и лошадях" (Шарль Брюс, Журнал Королевск. Азиатск, т. XIX, парт. III, стр. 321).

Землю арийцы называли Прабабой, Небо - Прадо - Прадедо - Исварга. Исварга - значит небо. Вишну - значит высший бог, сила, поддерживающая свет, в дальнейшем его считали Солнцем. Шива - бог жизни на земле, а коль земля наполнена и злом, то его (особенно в индийской мифологии) считают разрушителем. В ведизме встречается и божество Тримурти, включающий в себя три божества: Колядо - бог времени, постоянного возрождения, Вишну - свет. Сива - тьма. Итак, Триглав суть трех взаимодействий: время, свет, тьма.

Гимны-песни богам в то время называли славословием. С просьбами к богам обращались редко, считали, что богов нужно благодарить. Жертву богам приносили в виде напитка, его так и называли Сома (по травяному составу). Сок Сомы извлекался из священных растений. Сома - символ солнца - благодаря соединению солнца и семян появляется жизнь - растение. Пьющий Сому не только излечивался, но и приобретал свежие силы.

Ведические боги триедины и имеют несколько значений: "Трехнебесные и три-земные божества - Индра, Агни, Савитри, Вишну, Варуна - едины в себе" ("Риг-веда", разд.11, чт.Ш, г. VII, в. XVI, стр.389). Певцы Веды обращались к богам так: "На Земле люди приносят Богам Жертву, возношения, которые они приготовили; на Земле смертные люди имеют достаточно пищи... Да даст мне Земля дыхание и Жизнь, и да даст мне Мир долгие годы".

Земля состоит из скал, камней и праха; "Земля крепко построена; да почту я Мир, дыхание которого золото. Я славлю Мир, все время обновляющийся, терпеливую Землю, которая радуется нашей молитве. Да живем мы на Тебе, о Земля, Ты, которая приносишь освежение и пищу, которая обладает питательностью и кормами жирными".

"В Мире, где есть Сильные Башни, созданные Богами, где есть почва, на которой Они борются в Мире, Матка всех Вещей, да даст же Творец Вселенной каждому углу Земли приятность для нас".

"Тьма и Сумерки, День и Ночь размерены на Земле. Земля и Мир покрыты Дождями; да дадут они нам доброе убежище, где бы мы чувствовали себя хорошо. Ты если Корабль Великий, содержащий Человечество, дающий всем желаниям, чего они хотят, как Молоко, никогда не убывающее".

"Мать-земля, закрепи меня (на месте) и устрой меня, чтобы все было благом мне; Ты - Подруга Неба; дай мне благоденствие и богатство". (Шарль Брюс, "Концепция земли", "Журнал Азиатик Ройаль Сосиэти оф Грит Бриттен", т. XIX, ч. III, стр. 321 а и другие.).

Этот гимн может быть поставлен в параллель с православным прошением: "О благора-створении возду-хов и изобилии плодов земных Господу помолимся!". Природу люди образно и понятно наделили именами и придумали соответствующий внешний вид. Нижний - невидимый мир - подземный, средний - это мир Земли - леса, моря, горы, звери, птицы. Верхний мир-мир богов, светлых достойных предков. Верхний мир назывался правью, средний ў явью, нижний - навью. В этой системе мышления человек хорошо понимал свое место и назначение, из этого понятия и формировался смысл жизни. По этой же системе рождались языковые символы: славяне - славящие явь - жизнь, песни, сказки - помните, как герои сказок идут за истиной через подводный, подземный и небесные миры. По системе триединого мира люди формировали свой, дух и образ жизни. Все окружающие его предметы имели тот же смысл. Дом строился так же: крыша - правь рисунки - солнца, неба, дождя, середина - явь - место, где человек проживает от рождения до смерти, и фундамент дома - навь - все обряды закладки дома связаны с этим.

Предки знали о Луне и Солнце, имели понятия о свете и тьме, положительном и отрицательном, тепле и холоде, женском и мужском. И эти законы опять же формировали склад ума и образ жизни.

Основными средствами общения и очищения были у славян огонь и вода.

Огонь - Агуня, Агни - так называли бога Огня. Все мы - дети солнца-огня. Огонь считался движущей силой и источником жизни. Огонь стал основным элементом обрядов. Освящение огня жрецы совершали через три составных: сухих чистых дров, благовоний из трав и небольшого количества жира животных. Составные части символизировали единство царств растений, животных и человека. Сидя у костра, прыгая через костры, зажигая дома свечи или лучину, человек оберегал себя от зла, берег частицу небесного огня, поклонялся солнцу - верхнему огню - космическому сердцу. Огонь по преимуществу был предметом культа мужчин. Обряд разжигания огня в честь богов совершался только мужчинами. Знак солнца, огня стал главным знаком - оберегом на воинских доспехах, одеждах, жилище славян и называют его коловоротом, коловратом, иногда знаком Рода или Перу-на (бога молнии, огня).

Знаки коловорота

 Влага, вода были символами женского начала. Чествование воды и рождающихся из нее весенних богинь предоставлялось женщинам. Летние русалии (русалки в глубокой древности считались берегинями и поэтому так часто встречаются в резьбе по дереву) были женскими праздниками. В дни праздников приносили священные напитки богам, и их состав также имел компоненты из мира растений и животных: молоко, сок и листья растений. Священной влагой - напитком для людей - стала сура-сурья - настоенная на травах, воде, разбавленная молоком и освещенная солнцем. "Сурья" - значит солнце. Вот, оказывается, какой напиток принимали наши предки по праздникам, и именно он давал силы необыкновенные - удевятеренные. Огонь и вода лечили, очищали, оберегали, давали первоисточники жизни на Земле. Никак нельзя обвинить в дикости и невежестве наших предков и потому, что они знали устройство космоса. О рождении света, богов, земли рассказывают "Русские веды". Символы Вселенной - лабиринты и спирали - найдены на всех континентах. Особенно много таких рисунков в России находится на Севере. Популярен спиралевидный орнамент и хороводы на Руси.

Звуки и краски - это те механизмы, которые помогают соединяться с космосом. Тонкие чувства помогали слышать и видеть больше, чем мы видим с вами.

"За семью замками, за семью дверями, - говорится в сказке, - находится счастье" то есть "на седьмом небе". Значит, знали предки о сферах и больше, и назвали это место Ирием - Раем.

Много ритуалов, и не только у русских, связано с яйцом. Древние люди подметили, что структура яйца похожа на Землю с ядром и оболочками, яйцу подобно и Вселенной. Из яйца появляется все живое на земле.

Картина мира на трипольских сосудах. Земля с растениями, небо со светилами, в верхней части капли будущего дождя

Юпитер-спираленосец
(позднеантичная статуэтка)
Изображение лабиринта на
полу готического храма
Бронзовая фигурка идола-спираленосца
верхом на волке (Сев. Урал)

Логично укладывался космос и на любимом образе - Древе. Не зря славяне называли его мировым деревом - весь мир на нем расположился.

Крона дерева - небо, Ирий и место богов, будущее; ствол и ветви - настоящее, отображает мир людей, животных и птиц; корни дерева - прошлое, подземный мир.

О планетарном мышлении предков говорят и их рассуждения о взаимосвязи Земли и Неба - называли их Земля - Мать, Небо - Отец, считали их супругами, так родилось много мифов и сказок о любви между ними.

Современный человек так далеко отошел от природы, что ему трудно, да и порой по глупости смешно, что славяне называли Землю - Матушкой, Огонь и Небо - Батюшкой, Водицу-Царицей, считали животных своими младшими братьями и понимали их язык. Не зря в русской сказке Ивану помогают и звери, и птицы, просто природа никогда не предаст сердце, любившее ее.

Наши предки всегда были лицом к лицу с творящими силами природы, видели воочию божественное творчество, признавали его наяву, будучи наедине с Богом в степях, "где волнуются, бегут синие дали и где весь мир - храм, в котором сама природа зажигает свечи-звезды и украшает цветами горы-алтари".

Ведические знания - это, прежде всего, звездные, астрономические знания. Исчисления времени были невероятных размеров. Большое коло (колесо) - год Сварога - 27 тысяч лет. Малое коло Сварога (месяц) - 2160 лет. День Сварога - 72 земных года. Наши предки хорошо ориентировались по звездному небу и жили по его законам.

Миниатюра русской рукописи "Космографии Козьмы Индикоплова", изображающая движение солнца по небу и по подземному, "ночному морю"

"Ведийцы - дети Бога, друзья сил небесных. Они ищут их на небе и на земле. Они искали божественное в окружающей их природе. Они искали в ней человеческое, т.е. временное и вечное, а значит, божественное. Извлекая из видимого человеческое, они видят материальное и божественное, а извлекая материальное, становятся лицом к лицу с божественным. Вот почему Веды так пронзительно религиозны. Они передают нам простую, детскую уверенность в том, что мир управляется божественным началом, а не одним материальным, что одного материального мало и что, если перед ними Явь, то она основана на Прави, и что Навь, лежащая за ней, - это лишь пропасть, отделяющая человека от Сварги, где Бог, Отец Живы и всего Живущего" [30].

Весь религиозный уклад славян был глубоко поэтическим, основанным на понимании Бога как Отца и Друга, источника красоты, всяческого совершенства. Как и древние ведийцы, славяне были внуками Даждьбога, и потому Бог для них был не строгим законодателем, а своим, близким и родным Дедом Вселенной. Они его любили и поклонялись ему, любя, но не страшась.

Храм природы, в котором жили предки, давал им духовную пищу своими явлениями, и в ней они отыскивали себя и свое предназначение на Земле.

  
Наверх страницы