<< назад    содержание главы    вперед >>
 
  

Царство рыб

"Расселяясь во все стороны светлорусского простора, наш народ-хлебороб шел берегами могучих рек, шаг за шагом надвигался по их многоводным притокам на дремучие лесные крепи, оседая на приглянувшихся его хозяйственному зоркому глазу, открытых ласке солнечных лучей полянах, или на расчищенных с помощью топора местах, всякий раз - поблизости от воды" [27]. Реки служили естественным путем и частью природы, без которой наш предок не мог жить. Река растила, воспитывала, кормила. Жизнь реки влияла на жизнь человека, и отношения между ними отразились в фольклоре: "По которой реке плыть - той и песенки петь", "из которой реки воду пить, той и славу сложить!" Все явления на реке принимались как события в личной жизни. А уж всех, кто в ней проживает, любили, берегли, уважали. Ловили рыбу, когда положено и сколько положено, чтобы внукам досталось. В рыбацких деревнях рыба становилась промыслом : "Не накормила земля - накормит вода", "Поживи у реки, подрядись в рыбаки - без пашни с хлебом будешь", "Дал бы Господь рыбку, а хлебец будет!". Завещанные отцами-дедами законы превратились в мудрые высказывания, пословицы: "Не учи рыбу плавать!", "Нет конька лучше быстрой реченьки: сядешь в лодку, взмахнешь веслами - плыви куда душе хочется", "Рыба в реке - не в руке", "Рыба плотичка - осетру сестричка", "Рыбак рыбака видит издалека", "Дедка рыбак, туда ж и внуки глядят". Острый глаз рыбака приметил характер каждой рыбешки и умело применял их образы в русской речи.

ЩУКЕ приписывается близкое знакомство с нечистой силой. Существует примета, что если она плеснет хвостом перед рыбаком, то он вскоре умрет. Прожорливая хищная щука до такой степени зла, что и после своей смерти может откусить палец: "Щука умерла - зубы остались", "На то и щука в море, чтобы карась не дремал".

ЁРШ - что человек строптивый, на приманки ласковые неподатливый. "Он и щуке поперек горла станет". "Ершиться" - значит противиться, спорить. С ершом у рыболовов связана плохая примета: если ерш попадется при первом улове, промысел будет неудачный. Злых людей образно уподобляют ершам. Об утонувшем говорят:

"Ушел в ершову слободу". "Тягался, как лещ с ершом: оправили, а пошел домой нагишом!" - посмеиваются в деревне над любителями судебной волокиты.

ОСЁТР - "князь рыбий". "Славна Астрахань осетрами, что Сибирь соболями". Ему осо- 8 бый почёт и место в сказке. У стерляди имеется свой царь. Согласно поверью, стерляжий царь обитает в реке Суре. Его жилище убрано самоцветами и находится на самом дне реки в глубокой яме. Там он живет со своей женой - водяной русалкой. Плотву да речную селедку сравнивали с образом народа: и хищная рыба могла ее съесть, и на вид она простовата. Речную сельдь (чехонь) называют бешеной рыбой или бешеницей за ее верткость. Волжские рыбаки верят, что съевший ее станет безумным. Выловив эту рыбу, бросают обратно в воду или бесплатно отдают мордве и чувашам, которых она не губит.

УГРЯ И ВЬЮНА относят к гадам, считая их погаными и родственными змеям. Вьюна называют "змеев брат" и считают змеей в двенадцатом поколении. Потому и запрещается употреблять их в пищу. Согласно легенде, вьюн произошел из гвоздя, который цыган, вместо того чтобы вбить в лоб Христа, украдкой выбросил в реку. Связь с гадами обнаруживается и у карпа. По поверью, сорокалетний карп, как сорокалетняя змея, превращается в летающего змея.

Старшинство-главенство над всем бессловным царством приписывается чуду-юду-рыбе-кит. На ките, представляли, вся Земля держится. Когда рыба-кит на другой бок переваливается или ударяет хвостом, происходит землетрясение. Согласно другим поверьям. Земля стоит на трех китах. По поверью, у кита на голове три золотых креста. Китом становится такая рыба, которая трижды проплывет вокруг земли по Висле. С каждым таким путешествием она получает по золотому кресту.

Рыба - существо вольное, далеко плавает, много видит, много знает, да молчит. А кто много молчит, тому чудеса вершить. В особых случаях рыба заговаривает и через свою стихию добывает счастье-желание. Чудодейственная рыба помогает и добродушному старику, и бесхитростному Емеле. Рыба в сказках порождает и сказочных богатырей. Выйдя из рыбы, человек обретает силы необыкновенные. Это перерождение человека через испытания, через свет и тьму, через стихию воды.

 

Поговорки:

"Щука хвостом махнула - крышу слизнула, лес до сырой земли согнула".

"Хлебай уху, а рыба вся вверху!"

"Как рыба об лед бьется".

Загадки:

ўЕсть крылья, а не летает.

ў По земле не ходит, на небо глядит.

ўДом шумит, хозяева молчат.

 

Народный стих:

"Кит-рыба всем рыбам мати. •

Почему же Кит-рыба всем рыбам мати?

На трех китах земля основана.

Как Кит-рыба потронется,

Вся земля всколебается.

Потому Кит-рыба всем рыбам мати!"

 

Подблюдная песня:

"Щука шла из Новагорода,

Слава! Она хвост волокла из Белоозера,

Слава! Как на щуке чешуйка серебряная,

Слава! Что серебряная, позолоченная,

Слава! Как у щуки спина жемчугом оплетена,

Слава! Как головка у щуки унизанная,

Слава! А на место глаз дорогой алмаз,

Слава!"

  
Наверх страницы