|
||
Домашние животныеЧистыми и благожелательными для человека являются те животные, которые кормят. Корова-кормилица, бык - животворящая сила, овца несет смирение и покой. Двойственными животными могут быть конь, собака, козел. Особенное недоверие вызывают животные черного окраса, люди говорят, что они могут быть оборотнями. КОНЬ занимает особое место в жизни человека. Близкий друг, слуга, пахарь, кормилец стал не только символом самой земли, земной жизни, но и воплощением света и времени. "Конь одинаково считался созданием Белбога (стихии света) и Черно-бога (стихии мрака), причем детищем первого являлся, будучи белой масти, а черной - порождением мрака. Сообразно с этим - и смена дня с ночью представлялись бегом - состязанием двух коней. Обгонит белый конь - день на дворе, вороная обскачет -ночь пришла!" Конь - атрибут высших богов. Его образ связан с культом плодородия, смерти, загробным миром. Связь коня с культом плодородия очевидна в календарных обрядах и обычаях. Сохраняется обычай ряжения кобылкой или конем на Святки, несущей и свет, и работу в поле, и новое время - новый год. В далекие времена при закладке дома происходил обряд захоронения головы коня, дающей связь с умершими предками. Среди семейных обрядов конь играл особую роль в свадебном: коня давали в качестве выкупа за невесту, коня и кобылицу привязывали у сеней, где молодые проводили первую брачную ночь. Коня хоронили вместе с хозяином в языческие времена, 3 относились к нему как к преданному воину, и павшего коня хоронили с почестями.
Чуткое и преданное животное породило много гаданий и поверий. Если конь спотыкается на левую ногу - к беде. Во время святочных гаданий лошади завязывали глаза, садились на нее, куда она пойдет - туда и девушка замуж пойдет. При проводах на войну или в рекруты, если лошадь вздрагивает, это считается дурным знаком. Ржет конь - к добру, топает - к дороге, втягивает воздух ноздрями - к приезду домой, фыркает - к доброй встрече или к дождю. Конский череп страшен для нечистой силы, оттого-то прежде в деревнях на заборах вывешивалось много лошадиных черепов. Хомут, снятый с лошади, и вода, недопитая лошадью, считаются лечебными. Олень. Вместе с золотогривым конем народный эпос знает и золоторогого оленя. Блеск золотых рогов оленя сравнивается с солнечным сиянием. У народов Севера считается священным животным. БЫК. Воплощение силы, жертвенное животное. Бык - опора земли, надежность. Жертвенных быков обычно выращивали всей общиной, по праздникам его съедали в священном месте, а кости оставляли, они, якобы, приносили удачу. На храмовый праздник (Кирило-Белозерского монастыря) у паперти закалывали бычка, варили мясо и давали нищим, остальной скот продавали, и вырученные деньги шли в пользу церкви. У славян есть обычай - в первый день выгона скота на пастбище наряжать быка, и называли этот обряд "воловьей свадьбой". Племенного быка уважали и не резали на мясо. В случае болезни помогали, лечили, как человека. Бык - охранитель кладов и колодцев, целительных источников. Бык не подвержен влиянию нечистой силы. С другой стороны, "нечистый" мог сам превратиться в быка, как и в других священных животных. Бык - излюбленный персонаж святочного и масленичного ряжения. Игры в быка намекают на любовь и свадьбу. КОРОВА. Из всех животных наиболее подвержена влиянию нечистой силы и потому требует особой защиты. Коров не забивали на мясо, а в случае болезни или старости продавали, что считалось средством к излечению. Если и приходилось забивать животное, то мясо раздавали соседям. Иногда разрешалось забивать на свадьбы и поминки. Сразу после похорон положено было священнику давать мясо. В свадебном обряде корова ассоциируется с женщиной, невестой, несущей в дом счастье и благополучие. "Мифо-поэтические образы коровы сближаются с представлениями о первопредках, заботящихся о живых. Сказочная Буренушка, которая помогает падчерице выполнять различные работы, заменяет умершую мать-защитницу. Героиня либо засыпает, пока корова исполняет задания мачехи, либо влезает в одно ухо и вылезает из другого. В обоих случаях очевиден мотив умирания и возрождения. В конце сказок падчерица, совершив этот ритуал, становится красавицей, то есть проходит посвящение. Буренушка является вещей, так как своим "завещанием" определяет счастливую судьбу падчерицы" [26]. Корова - символ небесной воды, облака в народном представлении - небесные коровы. А чаще всего их сравнивают с молоком. Облачность в ночь под Рождество сулит большие удои молока в новом году. В Юрьев день, взбивая масло, смотрели на небо и если над домом было облако, то это предвещало увеличение надоев. Славяне молоко называли "божьей росой". В день Ивана Купалы ведьмы, собирая росу, крадут молоко у коровы. Чтобы молока было много, в обрядах применяли воду. При первом выгоне коров обливали водой. Каждый раз, когда женщина брала воду из колодца, молилась и просила прибавки молока. Первое молоко после отела выливали в реку и давали детям, а затем их обливали. Детям, которые первый раз пьют молоко, выливают за ворот воду. Чтобы препятствовать ведьмам и вернуть молоко, применяли воду в магии. Коровье молоко противопоставлено небесному огню, стихии огня. Считается, что пожар, зажженный огонь можно погасить только молоком черной коровы. Известен обычай лечить молоком змеиный укус. Корова несет в дом здоровье, сытость и потому всегда была и есть объект постоянной заботы и внимания. КОЗЕЛ - апотропей, то есть имеет способность уничтожать нечистую силу. Крестьяне для защиты скота держат козла на конюшне. Кроме того, с козлом и козой связана идея плодородия - они похожи на плуг. Потому на Святки водят "козу" - "где коза ходит, там жито родит", "где коза хвостом, там жито кустом". Козел - одно из древнейших жертвенных животных, особенно в купальских обрядах. Его едят, чтобы увеличить приплод скота. Обрядовое печенье "козули" пекут на Коляду и Зеленые святки. Козел относится к чистым животным, способным отгонять вредоносные силы. Шерсть козла использовалась от болезни и порчи. Христианская церковь утвердила отношение к козлу как "нечистому" животному. Нечистую силу стали изображать с козлиными рогами и копытами. БАРАН и ОВЦА имеют одинаковое значение в мифологии. Их приносили как чистую жертву солнечным богам. Овец всегда сравнивали со звездами. В сказках овца воплощала робость, стыдливость, терпение, невинность, жертвенность, а баран известен глупостью, тупостью, упрямством, хотя эти качества часто помогали ему выходить победителем. СОБАКА - вещее животное. "Собака - верный друг человеку". Нюх, привязанность, неприхотливость, верность хозяину и настороженность ко всему, что его окружает, свойственны только этому незаменимому домашнему животному. Хозяин чаще строжится на собаку, держит на привязи и кормит не досыта. Видимо, в этом есть смысл. Собака быстро привыкает к изобильной еде и подолгу тогда спит, теряя нюх, а ведь она одной породы с волком. Чтобы были "ушки на макушке", хозяин не баловал пса. Только ребятишки часто подкармливали чем-нибудь вкусненьким, чувствуя, что собака - член семьи и существо, которое их понимает.
Собаку побаивается не только чужак, воришка, но и лютый зверь. Особенно недружны собаки с волком. По собачьему лаю гадают на Святки. В полночь на перекрестке дорог девушка говорит: "Гавкни, гавкни, собаченька, где мой суженый!". Близость к человеку дала собаке и особое чутье на перемены в жизни хозяина. Если собака качается из стороны в сторону - хозяину в дорогу нужно собираться. Воет пес, роет яму под дом - быть покойнику. Воет, подняв морду, - ждут пожара. Собака траву ест - к дождю. Много спит - к ненастной погоде. Не ест после больного - дни того сочтены.
КОШКА. Славяне относят ее к "нечистым" животным. Хотя и ласкова, красива, хитра, а скорее, очень смышленое животное. Часто сказка начинается с кота. Не зря домашнего духа - Баюнка - представляли в виде кота, рассказывающего сказки. У древних египтян кошка считалась священным животным. У всех народов она была спутницей колдунов. "Народное суеверие приписывает ее видящим в темноте глазам необычайную силу, почерпнутую из мира таинственного". Кошка быстро привязывается к дому, хотя часто гуляет сама по себе. Совсем может уйти, если дом нехороший. Кто очень любит кошек, того она бережет от всяких несчастий. Да и помощница по хозяйству она незаменимая. Никто, кроме кошки, не управится с мышами да крысами, а их около амбаров да около животных всегда много. Особое отношение всегда было к трехцветным кошкам, несущим счастье. А еще верным залогом счастья семьи может быть семишерстный кот, что бывает большой редкостью. Черная кошка является олицетворением нежданного раздора. Люди говорили, что на черную кошку можно выменять у нечистой силы шапку-невидимку. Кошка обладает неведомой силой и так живуча, что только девятая смерть может ее уморить. С кошкой связано много примет, сказок, пословиц. "Без кошки не изба", "Кто кошек любит - будет жену любить", "Кошка в печурку - стужа на двор", "Крепко спит - к теплу". Кошки хорошо улавливают энергетику, потому ее первую пускают в новый дом, где она ляжет - там место хорошее. И если кошка учует плохую энергию у человека, то есть болезнь, на то место она и ложится, чтобы вылечить. Животные дают человеку уроки семейных отношений, уроки преданности, соблюдения генетических законов. Рассказ старожилов из п. Каргасок Томской области Жил когда-то в ближайшей деревне племенной бык Мишка. Его все любили и боялись. Сильно ревностно уж он за своей семьей приглядывал, все стадо коров охранял. По весне, когда кушать еще нечего, он ломал заборы и заводил коровушек к хозяйскому сенцу. Мужики ругались, но и понимали любовь и заботу Мишкину. Дети на его рогах постоянно висели, как на качелях. А однажды пришли на окраину деревни два медведя, Мишка стал свою деревню защищать. Бой был страшный - клочья мяса летели в стороны. Мишка победил, отвадил медведей. Только сам от ран помирать стал. Собралась вся деревня, и порешили не резать защитника, а попробовать вылечить. Нашли ветеринара, и тот ставил ему буквально заплатки на теле. Бык не сопротивлялся, только мычал да плакал. Вот и думай теперь, есть у животных интеллект или нет? Приметы: "Медведь на пути - к добру". "Приснившийся медведь означает встречу с сильным, искусным неприятелем". "Волки боятся колокольного звона". "Вой волков стаями - к голоду". "Волчья шерсть считается одной из злых сил в руках чародея". "Волк во сне - ссора с сильным человеком". "Лиса на пути - к худу". "Лиса во сне ў воры в дом". "Черная корова идет впереди стада - к пасмурной погоде, пестрая - к ведру, красная - к хорошей погоде". "Корову видеть во сне - прибыль, доить коров - жди пользу от начатого дела". "Быка видеть во сне - знак нагоняя от начальства или от старших". "Козел и коза, виденные во сне, предзнаменуют ссору, брань, драку. Видеть целое стадо - получить наследство". "Видеть во сне овцу - исполнение желаний". "Собака на снегу валяется - к вьюге". "Собака катается - к дождю и снегу". "Собаки играют - к свадьбе". "Собака перебежала дорогу - неудача". "Лошадь от кошки сохнет, от собаки добреет, потому собаку хорошо брать в дорогу". "Кошка пол скребет ў к вьюге, стену - к ветру, морду прячет - к морозу, клубком лежит - на мороз, лежит брюхом вверх - к жаре, тянется на человека - к обнове". Загадки: ўНе пахарь, не столяр, не кузнец, не плотник, а первый на селе работник. (Лошадь). ўДва-ста ухаста, два-ста рогаста, четыреста ходаста, один пыхтун, один вертун. (Корова). ў По горам, по долам ходит шуба да кафтан. (Овца). ў На сене лежит, сама не ест и другим не дает. Собака). ўЗа горами, за лесами жеребята ржут, домой не бегут. (Волки). ў Страх тепло волочет. (Волк и овца). ў Пришла птичница кур посчитать. (Лиса). Колыбельная песенка: Баю-баю-баинъки, Прибежали заиньки: ў Спит ли ваша девочка, Девочка-припевочка? ў Уходите, заиньки, не мешайте баиньки! Пестушки для маленьких детей:
Колядочные песни: Куда коза рогом, туда сено стогом. Подблюдные песни: Медведъ-пыхтун по реке плывет. Кому пыхнет во двор, тому зять в терем! Да кому мы спели, тому добро. Слава! Кому вынется, тому сбудется! Скоро сбудется, не минуется! Заинька-завитаинька! Завитой, завитой На чужую сторонушку. Кому вынется, тому сбудется! Хороводная игра "Заинька" Где ты был, где ты был, заинька? Где ты был, где ты был, серенький? Во городе, во саду, С красными девками во кругу. Чего ты там делал, заинька? Чего делал, миленький? Я капустку щипал Да морковку глодал. Чай, тебя били, заинька? Чай, тебя били, миленький? По бокам кулакам Да по ребрам-бокам. Что ты не ушел, мой заинька? Что ты не ушел, мой миленький? Я уйти-то не ушел, И убежать-то не убежал. Ты бы во бороздку, мой заинька, Ты бы во бороздку, мой серенький. А бороздка-то узка, А я, зайка, широка. Ты бы за цветочек, заинька, Ты бы за цветочек, миленький. А цветочек аленький, А я, зайка, маленький. Ты бы в чисто поле, заинька, Ты бы в чисто поле, серенький. Чисто поле широко, Разбегуся далеко. Ты бы за кусточек, мой заинька, Ты бы за кусточек, мой миленький. А кусточек реденький, А я, зайка, серенький. |
||