Начальная страница  |   Приложение   |   Список литературы   |  
Назад Вперед

Учебная программа к курсу <<Вместе к успеху>>

Пояснительная записка.

Современные нестабильные социально-экономические условия, характеризующиеся быстрой сменой ценностей и целей, одобряемых социумом, предопределяют принципиально новые требования к процессу социализации молодого поколения. Сегодня на первый план выдвигается идеал Успешного Человека, обладающего большим потенциалом знаний, умений и навыков, которые он превращает в своего рода <<рабочий капитал>>. Станет ли старший подросток или старшеклассник Успешным Человеком - зависит от множества различных факторов, главным из которых является успешность процесса социализации.

Не секрет, что процесс освоения индивидом ценностей, норм, установок, присущих данному обществу (социализация), начинается с рождения и продолжается в течение всей жизни. Однако наиболее активный период социализации выпадает именно на период 15-17 лет. Поэтому на данном этапе могут возникнуть различные трудности, переживания и, как следствие, социальная дезадаптация. Кроме того, необходимо отметить, что сам процесс социализации не обеспечивает социально-психологическую адаптацию и, более того, успешность личности.

На основе вышеуказанного был разработан учебный курс <<Вместе к успеху>>. Его содержание нацелено, прежде всего, на формирование навыков и качеств, способствующих успешному взаимодействию с социумом:

  1. Адекватная система отношений и общения с окружающими;
  2. Адекватное оценивание себя в ситуации взаимодействия с другими людьми;
  3. Эмоциональная уравновешенность;
  4. Установки на успешное взаимодействие;
  5. Изменчивость поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других;
  6. Адекватный уровень притязаний;
  7. Мотивация достижения успеха;
  8. Умение строить жизненные перспективы и т.д.

Цели курса:

  • Формирование психолого-педагогических условий для повышения уровня социально-психологической адаптации учащихся;
  • Актуализация процесса личностного и профессионального самоопределения, включающего в себя получение знаний о себе (представление о трех компонентах <<Я - образа>>: когнитивном, эмоционально-оценочном, поведенческом) и мире профессий;
    Задачи курса:
    • повышение психологической компетентности учащихся за счет развития уровня самосознания, выработки собственного мировозрения, определения позиции в жизни;
    • формирование адекватного оценивания себя в ситуации взаимодействия с другими людьми;
    • развитие навыков волевой и эмоциональной саморегуляции;
    • формирование гибкости как качества личности;
    • развитие у учащихся готовности свободно выбирать тот или иной вариант своего профессионального будущего;

Предлагаемый курс <<Вместе к успеху>>, рассчитанный на девятиклассников (70 аудиторных часов), делает попытку реализовать задачу формирования успешности подростков, подготовить их ко взрослой жизни, научить решать личные и профессиональные проблемы,возникающие в жизни.

Программа курса <<Вместе к успеху>> состоит из 4 учебных разделов, направленных на формирование навыков и умений, необходимых для развития ключевых сфер жизнедеятельности человека: поведенческой, эмоционально-чувственной, познавательной, бытийной, морально-нравственной, межличностной. Это следующие разделы:

  1. Эффективное общение - залог успеха.
  2. Эмоциональная и волевая саморегуляция.
  3. Мои сильные и слабые стороны.
  4. Профессиональный успех.

Учебный раздел <<Эффективное общение - залог успеха>> предназначен для развития, совершенствования и психокоррекции способностей учащихся к неформальному общению, развития коммуникативных навыков, а также для формирования адекватной системы отношений с окружающими и мотивации достижения успеха.

Раздел <<Эмоциональная и волевая саморегуляция>> предназначен для развития и совершенствования эмоциональной, чувственной и волевой саморегуляции.

Учебный раздел <<Мои сильные и слабые стороны>> предшествует учебному разделу <<Профессиональный успех>>, т.к. профессиональное самоопределение возможно только на основе глубокого изучения своих интересов, возможностей, способностей, качеств характера и т.д. Данный раздел оснащен обширным психодиагностическим материалом, который анализируют и с которым работают сами учащиеся под руководством преподавателя-психолога. Блок <<Мои сильные и слабые стороны>> решает задачу развития навыков осмысления и рефлексии, а также формирования адекватной самооценки. Учебный раздел <<Профессиональный успех>> включает развивающие игры <<в профессию>>. Игровые занятия, способствующие развитию личности учащихся, построены с целью оказания им психологической помощи в выборе будущей профессии, и ,в целом, направлены на развитие умения строить жизненную перспективу.

При организации учебно-воспитательного пространства учитываются следующие принципы развития личности в группе:

  1. Принцип активности.

    Данный принцип подразумевает участие каждого члена группы в совместной деятельности, активное усвоение учащимися новых знаний и принятие ими ответственности за реализацию этой возможности.

  2. Принцип деятельности.

    Данный принцип подразумевает создание комплексной многоплановой деятельности, организацию совместной деятельности учащихся с педагогом-психологом и сверстниками. При этом преподаватель является не оценивателем, транслятором умений и навыков, а сам занимается вместе с учащимися значимой деятельностью.

  3. Принцип коллективности.

    Данный принцип подразумевает создание группы высокого уровня развития - коллектива, в котором формируются благоприятные условия для становления общечеловеческих ценностных ориентаций личности.

  4. Принцип личностного подхода.

    Согласно этому принципу, следует учитывать индивидуально-психологические особенности (внимания, типа темперамента, развитости тех или иных способностей и т. п.) учащихся, т.е. выяснять, чем конкретный учащийся отличается от своих сверстников и как в связи с этим следует строить воспитательную работу.

  5. Принцип поощрения.

    Согласно этому принципу, на учебных занятиях создается ситуация успеха, когда учащегося необходимо обязательно поощрять, любое достижение ребенка - замечать и одобрять, подчеркивать значимость и ценность каждого члена группы.

Ожидаемые результаты:

Учащиеся владеют:

  • Навыками эффективного общения;
  • Приемами самопознания и самосовершенствования

Учащиеся умеют:

  • Определять свои способности;
  • Соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями профессии к человеку;
  • Строить стратегию своего будущего.

В ходе работы с учащимися предусмотрено использование психологических методик (диагностические, проективные, развивающие игровые процедуры и т.д.).

В процессе преподавания курса необходимо использовать разнообразные формы организации занятий и методы обучения: комбинированный урок, индивидуальные и групповые беседы, диалог, дискуссия, метод проблемного обучения, игры, практические занятия, метод конкретных ситуаций и т.д.

Наверх страницы