Начальная страница  |   Приложение   |   Список литературы   |  
Назад Вперед

Программа занятий.

1. Введение в предмет. - 4ч.

Цели и задачи курса. Содержание, специфика занятий по психологическим основам эффективного общения, самопознания, эмоциональной и волевой саморегуляции и выбора профессии.

Мотивация учащихся на самопознание, на процесс осмысления выбора профессии. Дневник самопознания как форма фиксации данных по курсу <<Вместе к успеху>>.

Проведение начальной диагностики

Задачи диагностики:

  • определить исходный уровень социально-психологической адаптации учащихся;
  • оценить возможности влияния курса <<Вместе к успеху>> на процесс личностного и профессионального самоопределения учащихся;
  • выявить группы риска (слабая степень социально-психологической адаптации, низкий уровень притязания, низкая самооценка) для последующей разработки и введения психокоррекционных программ.

Предмет диагностики:

  • уровень самооценки (самооценка в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором поведения и деятельности);
  • уровень притязания (определяет во многом содержание целей, которые человек ставит перед собой и влияет на их адекватность);
  • наличие смысла жизни (умение строить стратегии своего будущего способствует формированию мотивации достижения успеха, а также активной жизненной позиции).

Диагностический комплекс:

  1. Тест на определение самооценки (самооценка по Будасси).
  2. Тест на определение уровня притязания (опросник Мехрабиана).
  3. Тест смысложизненные отношения (СЖО) Леонтьева В.Д.

2. Тренинг знакомства. - 4ч.

Цели:

  1. Учащиеся знакомы между собой.
  2. Сформирована мотивация к совместной деятельности.
  3. Создан положительный настрой на последующие занятия.
  4. Сформирован интерес к процессам самопознания и саморазвития.

3. Вводное занятие по теме: <<Эффективное общение - залог успеха>>. - 2ч.

Введение понятия <<общение>>. Стороны общения (информативная, коммуникативная, интерактивная). Виды общения. Невербальное и вербальное общение. Функции общения (функция эмоционального общения, функция побуждения, функция информирования). Практические упражнения: <<Общительный ли я?>>, <<Зеркало>>, <<Эстафетная палочка>>.

Общение и конфликт. - 2ч.

Основные стили общения (конвенциальный, примитивный, манипулятивный, актуализирующий, духовный). Основные стратегии поведения в процессе взаимодействия (избегание, противодействие, сотрудничество, компромисс, уступчивость). Разрешение конфликта - стратегия сотрудничества. Диагностика ведущего стиля поведения в конфликте (тест Томаса).

5. Ролевое общение. - 2ч.

Понятие <<роль>>. Формальные и неформальные роли. Маска - защита в общение. Игра <<Необитаемый остров>> или <<Кораблекрушение>>. Анализ собственных ролей в игре.

6. Язык жестов. - 2ч.

Работа с <<психологическим атласом проявлений человеческого тела>>. Что <<говорят>> позы и жесты собеседника. Открытые и закрытые позы. Практические упражнения на <<чтение>> языка жестов.

7.Техники эффективного общения. - 2ч.

Основной порядок выслушивания (ОПВ). Открытые, закрытые вопросы. Техники эффективного общения: самораскрытие, отражение чувств, отражение значения, фокусировка, пересказ, поддержка, обратная связь, резюме. Практические упражнения на отработку техник эффективного общения.

8. Каналы получения и переработки информации. - 2ч.

Каналы получения и переработки информации. Различия каналов получения и переработки информации. Аудиалы, визуалы, кинестетики (сенсорная типология). Необходимость учета ведущих каналов при общении, обучении. Практические упражнения на определение собственного ведущего канала получения и переработки информации.

9. Межличностное пространство или дистанция в общении. - 2ч.

Дистанции при общении: интимная, личная, социальная (общественная), формальная, публичная (открытая). Значение правильного выбора дистанции для эффективного общения. Влияние культуры разных народов на выбор дистанции при общении. Практические упражнения на определение своей наиболее <<удобной>> дистанции при общении.

10. Заключительное занятие по теме: <<Эффективное общение - залог успеха>>. -2ч.

Определение личных качеств, важных для общения. Мини - сочинение <<Я и общение>>. Практические упражнения: <<Список качеств>>, <<Чемодан>>.

11. Вводное занятие по теме: <<Эмоциональная и волевая саморегуляция>>. - 2ч.

Введение понятий <<эмоции>>, <<чувства>>, <<воля>>. Значение эмоций, чувств и воли в жизни человека. Базовые эмоции. Практические упражнения <<Список чувств>>, <<Крокодил>>, <<Эмоции и музыка>>.

12. Эмоциональные состояния. - 2ч.

Формирование умения разрешать стрессовые и аффективные состояния.

13. Эмоциональное общение. - 2ч.

<<Поглаживание>>, <<укол>> - различные способы эмоционального общения. Виды эмоционального <<поглаживания>>: поддакивание, комплимент, похвала, содружество и т.д. Виды эмоциональных <<уколов>>: демонстрирование безразличия, холодности, пренебрежения, насмешливые высказывания, высокомерные высказывания и т.д. Практические упражнения на отработку положительного эмоционального общения и эффективного реагирования на уколы.

14. Фрустрация. Особенности психологической защиты. - 2ч.

Понятие <<фрустрация>>, причины фрустраций. Агрессия как компенсация фрустрационных переживаний. Психологическая защита от развития чувства униженности, озлобления и т.д. Практические упражнения: проигрывание фрустрационных ситуаций.

15. Воля. Волевая регуляция.

Понятие <<воля>>. Базовые волевые свойства: целеустремленность - нецелеустремленность, решительность - нерешительность, смелость - трусость, выдержанность - невыдержанность, самообладание - отсутствие самообладания, упорство - отсутствие упорства и т.д.. Волевая саморегуляция (самоприказ, саморазъяснение, самокритика, самоубеждение, самовнушение и т.д.). Тест на определение силы воли. Практическое упражнение: мини-сочинение <<Я и мои волевые качества>>.

16. Заключительное занятие по теме: <<Эмоциональная и волевая саморегуляция>>. - 2ч.

Сочинение на тему <<Роль эмоций и чувств в моей жизни>>.

17. Вводное занятие по теме: <<Мои сильные и слабые стороны>>. - 2ч.

Внутренний мир человека и возможности его познания. Образ <<Я>> или что я думаю о себе. Структура образа <<Я>> (знание о себе, самооценка, умение управлять собой). Психодиагностика, цели и задачи. Практические упражнения: <<Знаешь ли ты себя?>>, <<Предмет рассказывает о хозяине>>, <<Самоанализ>>, <<Кто ты?>>, <<Скажи мне, кто твой друг>>.

18. Палитра способностей. - 2ч.

Понятие <<способности>>. Общие и специальные способности. Потенциальные (скрытые) возможности для развития способностей. Диагностика способностей, склонностей (КОС - 1).

19. Почерк как качество личности. - 2ч.

Знакомство с понятием графология. Формирование навыка анализа почерка.

20. Темперамент. Индивидуальные врожденные свойства психики. - 2ч.

Понятие <<темперамент>>. Теория Гиппократа. Связь темперамента с типом ВНД (теория Павлова). Характеристика типов темперамента (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик). Темперамент и профессия. Практическая работа: определение темперамента.

21. Проективные методики как средство самопознания. - 2ч.

Понятие <<защитные механизмы>>. Основание для появления проективных методик, их назначение. Проведение методики <<Несуществующее животное>>.

22. Мои сильные и слабые стороны. - 4ч.

Методы самопознания и программа саморазвития. Методы самовоспитания. Практические упражнения: <<Мои достоинства>> или <<Комплимент>>, <<Самореклама>>, <<Брачный договор>> и т.д.

23. Вводное занятие по теме <<Профессиональный успех>>. - 2ч.

Понятие <<Профессиональное самоопределение>>, <<специальность>>, <<должность>>, <<квалификация>>. Отличие профессии от других видов деятельности. Практические упражнения: <<Ассоциации>>, <<Кто он?>>.

24. Я выбираю профессию. - 2ч.

Интересы, склонности, способности человека и их роль при выборе профессии. Здоровье и профессия. Профессиональная пригодность и ее степени. Призвание. Практическая работа: определение интересов и склонностей личности.

25. В мир профессий по <<компасу>>. - 2ч.

Профессиональная направленность. Профессиональные типы личности по Дж. Голланду (исследовательский, конвенциальный, социальный, реалистичный, артистичный, предприимчивый). Диагностика профессионального типа личности по Дж. Голланду.

26. Знакомство с миром профессий. - 2ч.

Классификация профессий по Е.А. Климову. Характеристика типов профессий (Ч - Ч, Ч - Т, Ч - Х, Ч - П, Ч - З). Формула профессии. Проведение диагностики: ДДО Е.А. Климова. Составление формулы подходящей профессии.

27. Стратегия профессионального выбора. - 2ч.

Схема построения профессионального образа будущего. Ошибки, сопутствующие выбору карьеры. Построение прогноза престижности интересных профессий. Практические упражнения: <<Моды 2>>.

28. Дополнительные занятия: - 8 часов

- Игра <<Продавцы - покупатели>>. Знакомство учащихся с профессиями типа <<Человек - человек>>. - Конкретные ситуации: <<Завуч против>>, <<Тяжело в ученье...>>, <<Не хочу учиться, а хочу...>>

29. Диагностика (2-ой этап). - 3ч.

Всего - 70 часов.

Наверх страницы