Назад | Вперед |
Программа занятий.1. Введение в предмет. - 4ч. Цели и задачи курса. Содержание, специфика занятий по психологическим основам эффективного общения, самопознания, эмоциональной и волевой саморегуляции и выбора профессии. Мотивация учащихся на самопознание, на процесс осмысления выбора профессии. Дневник самопознания как форма фиксации данных по курсу <<Вместе к успеху>>. Проведение начальной диагностики Задачи диагностики:
Предмет диагностики:
Диагностический комплекс:
2. Тренинг знакомства. - 4ч. Цели:
3. Вводное занятие по теме: <<Эффективное общение - залог успеха>>. - 2ч. Введение понятия <<общение>>. Стороны общения (информативная, коммуникативная, интерактивная). Виды общения. Невербальное и вербальное общение. Функции общения (функция эмоционального общения, функция побуждения, функция информирования). Практические упражнения: <<Общительный ли я?>>, <<Зеркало>>, <<Эстафетная палочка>>. Общение и конфликт. - 2ч. Основные стили общения (конвенциальный, примитивный, манипулятивный, актуализирующий, духовный). Основные стратегии поведения в процессе взаимодействия (избегание, противодействие, сотрудничество, компромисс, уступчивость). Разрешение конфликта - стратегия сотрудничества. Диагностика ведущего стиля поведения в конфликте (тест Томаса). 5. Ролевое общение. - 2ч. Понятие <<роль>>. Формальные и неформальные роли. Маска - защита в общение. Игра <<Необитаемый остров>> или <<Кораблекрушение>>. Анализ собственных ролей в игре. 6. Язык жестов. - 2ч. Работа с <<психологическим атласом проявлений человеческого тела>>. Что <<говорят>> позы и жесты собеседника. Открытые и закрытые позы. Практические упражнения на <<чтение>> языка жестов. 7.Техники эффективного общения. - 2ч. Основной порядок выслушивания (ОПВ). Открытые, закрытые вопросы. Техники эффективного общения: самораскрытие, отражение чувств, отражение значения, фокусировка, пересказ, поддержка, обратная связь, резюме. Практические упражнения на отработку техник эффективного общения. 8. Каналы получения и переработки информации. - 2ч. Каналы получения и переработки информации. Различия каналов получения и переработки информации. Аудиалы, визуалы, кинестетики (сенсорная типология). Необходимость учета ведущих каналов при общении, обучении. Практические упражнения на определение собственного ведущего канала получения и переработки информации. 9. Межличностное пространство или дистанция в общении. - 2ч. Дистанции при общении: интимная, личная, социальная (общественная), формальная, публичная (открытая). Значение правильного выбора дистанции для эффективного общения. Влияние культуры разных народов на выбор дистанции при общении. Практические упражнения на определение своей наиболее <<удобной>> дистанции при общении. 10. Заключительное занятие по теме: <<Эффективное общение - залог успеха>>. -2ч. Определение личных качеств, важных для общения. Мини - сочинение <<Я и общение>>. Практические упражнения: <<Список качеств>>, <<Чемодан>>. 11. Вводное занятие по теме: <<Эмоциональная и волевая саморегуляция>>. - 2ч. Введение понятий <<эмоции>>, <<чувства>>, <<воля>>. Значение эмоций, чувств и воли в жизни человека. Базовые эмоции. Практические упражнения <<Список чувств>>, <<Крокодил>>, <<Эмоции и музыка>>. 12. Эмоциональные состояния. - 2ч. Формирование умения разрешать стрессовые и аффективные состояния. 13. Эмоциональное общение. - 2ч. <<Поглаживание>>, <<укол>> - различные способы эмоционального общения. Виды эмоционального <<поглаживания>>: поддакивание, комплимент, похвала, содружество и т.д. Виды эмоциональных <<уколов>>: демонстрирование безразличия, холодности, пренебрежения, насмешливые высказывания, высокомерные высказывания и т.д. Практические упражнения на отработку положительного эмоционального общения и эффективного реагирования на уколы. 14. Фрустрация. Особенности психологической защиты. - 2ч. Понятие <<фрустрация>>, причины фрустраций. Агрессия как компенсация фрустрационных переживаний. Психологическая защита от развития чувства униженности, озлобления и т.д. Практические упражнения: проигрывание фрустрационных ситуаций. 15. Воля. Волевая регуляция. Понятие <<воля>>. Базовые волевые свойства: целеустремленность - нецелеустремленность, решительность - нерешительность, смелость - трусость, выдержанность - невыдержанность, самообладание - отсутствие самообладания, упорство - отсутствие упорства и т.д.. Волевая саморегуляция (самоприказ, саморазъяснение, самокритика, самоубеждение, самовнушение и т.д.). Тест на определение силы воли. Практическое упражнение: мини-сочинение <<Я и мои волевые качества>>. 16. Заключительное занятие по теме: <<Эмоциональная и волевая саморегуляция>>. - 2ч. Сочинение на тему <<Роль эмоций и чувств в моей жизни>>. 17. Вводное занятие по теме: <<Мои сильные и слабые стороны>>. - 2ч. Внутренний мир человека и возможности его познания. Образ <<Я>> или что я думаю о себе. Структура образа <<Я>> (знание о себе, самооценка, умение управлять собой). Психодиагностика, цели и задачи. Практические упражнения: <<Знаешь ли ты себя?>>, <<Предмет рассказывает о хозяине>>, <<Самоанализ>>, <<Кто ты?>>, <<Скажи мне, кто твой друг>>. 18. Палитра способностей. - 2ч. Понятие <<способности>>. Общие и специальные способности. Потенциальные (скрытые) возможности для развития способностей. Диагностика способностей, склонностей (КОС - 1). 19. Почерк как качество личности. - 2ч. Знакомство с понятием графология. Формирование навыка анализа почерка. 20. Темперамент. Индивидуальные врожденные свойства психики. - 2ч. Понятие <<темперамент>>. Теория Гиппократа. Связь темперамента с типом ВНД (теория Павлова). Характеристика типов темперамента (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик). Темперамент и профессия. Практическая работа: определение темперамента. 21. Проективные методики как средство самопознания. - 2ч. Понятие <<защитные механизмы>>. Основание для появления проективных методик, их назначение. Проведение методики <<Несуществующее животное>>. 22. Мои сильные и слабые стороны. - 4ч. Методы самопознания и программа саморазвития. Методы самовоспитания. Практические упражнения: <<Мои достоинства>> или <<Комплимент>>, <<Самореклама>>, <<Брачный договор>> и т.д. 23. Вводное занятие по теме <<Профессиональный успех>>. - 2ч. Понятие <<Профессиональное самоопределение>>, <<специальность>>, <<должность>>, <<квалификация>>. Отличие профессии от других видов деятельности. Практические упражнения: <<Ассоциации>>, <<Кто он?>>. 24. Я выбираю профессию. - 2ч. Интересы, склонности, способности человека и их роль при выборе профессии. Здоровье и профессия. Профессиональная пригодность и ее степени. Призвание. Практическая работа: определение интересов и склонностей личности. 25. В мир профессий по <<компасу>>. - 2ч. Профессиональная направленность. Профессиональные типы личности по Дж. Голланду (исследовательский, конвенциальный, социальный, реалистичный, артистичный, предприимчивый). Диагностика профессионального типа личности по Дж. Голланду. 26. Знакомство с миром профессий. - 2ч. Классификация профессий по Е.А. Климову. Характеристика типов профессий (Ч - Ч, Ч - Т, Ч - Х, Ч - П, Ч - З). Формула профессии. Проведение диагностики: ДДО Е.А. Климова. Составление формулы подходящей профессии. 27. Стратегия профессионального выбора. - 2ч. Схема построения профессионального образа будущего. Ошибки, сопутствующие выбору карьеры. Построение прогноза престижности интересных профессий. Практические упражнения: <<Моды 2>>. 28. Дополнительные занятия: - 8 часов - Игра <<Продавцы - покупатели>>. Знакомство учащихся с профессиями типа <<Человек - человек>>. - Конкретные ситуации: <<Завуч против>>, <<Тяжело в ученье...>>, <<Не хочу учиться, а хочу...>> 29. Диагностика (2-ой этап). - 3ч. Всего - 70 часов. | |
Наверх страницы |