Начальная страница  |   Приложение   |   Список литературы   |  
Назад Вперед
К оглавлению

Занятие N 1

Введение в предмет

Цели занятия:

  1. В результате совместного обсуждения определены содержание, цели и задачи курса;
  2. Определены техники сотрудничества, формы промежуточного и итогового контроля;
  3. Выявлен исходный уровень социально-психологической адаптации учащихся.

Рекомендуемая литература:

  1. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М., 1992. 17 с.
  2. Райс Ф. Психология подросткового возраста - СПб. Питер Пресс 1997. - (Серия "Мастера психологии").
  3. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: в 2 кн. - 2-е изд., перераб. И доп. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.

Ход занятия.

Рекомендации педагогу-психологу: Первое занятие следует начать с обсуждения с учащимися такого понятия, как "Вместе к успеху" . Следует обратить внимание на категорию успешности личности. Можно разбить учащихся на группы и дать задание каждой разработать свои идеал "Успешного Человека". В процессе группового обсуждения показать, что успех - это очень сложное понятие, которое нельзя толковать однозначно.

В целом, каждый человек хочет получить от жизни радость, испытать удовольствие, добиться успеха. Именно состояние успеха делает жизнь человека полной, насыщенной, интересной. Однако, человек, который не обладает необходимыми качествами и навыками для достижения успеха, вряд ли может претендовать на счастье. Таким образом, можно сказать, что внутренним показателем успеха является ощущение счастья.

Далее педагог должен познакомить учащихся с основными разделами курса, в процессе изучения которых будут сформированы вышеназванные качества и навыки. Кроме того, следует оформить "Личный Дневник".

"Личный Дневник" - это форма контроля полученных знаний, умений и навыков учащихся. Необходимо в конце рабочей тетради создать следующую таблицу:

Кто Я? (Качества, способности, интересы и т.д.) Их значение.
Например,
Визуал
Холерик

  

Воспринимаю информацию предпочтительно зрительно.
Импульсивный, вспыльчивый, порой раздражительный
И т.д.
Рекомендации педагогу-психологу: после обсуждения целей, задач курса, необходимо провести диагностику уровня социально-психологической адаптации личности учащихся.

Основными показателями социально-психологической адаптации считают:

  1. Адекватную систему отношений и общения с окружающими;
  2. Адекватное оценивание себя в ситуации взаимодействия с другими людьми;
  3. Эмоциональную уравновешенность;
  4. Установки на успешное взаимодействие;
  5. Изменчивость поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других;
  6. Адекватный уровень притязаний;
  7. Мотивацию достижения успеха;
  8. Умение строить жизненные перспективы и т.д.

В связи с этим система диагностических методов (педагогических и психологических) должна быть выстроена таким образом, чтобы она обеспечивала наиболее полное выявление уровня адаптированности личности.

Прежде всего, необходимо определить, насколько адекватно учащийся оценивает себя. Конечно, сама адекватная самооценка ещё не залог успеха в общении, однако, если самооценка деформирована, то это уже достаточное условие для социальной дезадаптации. Самооценку можно измерить с помощью теста, описанного в занятии N 1 ("Самооценка по Будасси").

Также важной причиной, ведущей к трудности адаптации подростка на социальном уровне, является проблема, возникающая при определении смысла жизни и формировании жизненных целей и планов. Для диагностирования этого затруднения можно использовать тест - опросник М.Ш. Магомед-Эминова для измерения мотивации достижения (ТМД). Ведь, как известно, мотивация успеха, в отличие от мотивации избегания неудачи, позволяет действовать наиболее адекватно и эффективно. Кроме этой методики можно использовать тест смысложизненых отношений Леонтьева (СЖО).

В конце учебного года необходимо проведение повторной диагностики с целью выявления качественных изменений, произошедших в личности учащихся за данный период.

Диагностика.

Тест на определение самооценки. Самооценка по Будасси. (см. 2).

Инструкция: в колонке N 1 оцените качества по 20-балльной системе, в той мере в какой они Вам нравятся, по мере убывания. Например, 20 б. вспыльчивость, 19 б. капризность и т.д. В колонке N 2 их же относительно самого себя, в какой мере они Вам присущи, также по мере убывания.

Качества личности N 1 N 2 d D2
Беспечность 20 20 0 0
Вспыльчивость 7 19 12 144
Застенчивость 10 5 5 25
Жизнерадостность        
Капризность        
Медлительность        
Мнительность        
Настойчивость        
Нервозность        
Нерешительность        
Осторожность        
Пассивность        
Смелость        
Терпеливость        
Увлекаемость        
Упрямство        
Уступчивость        
Холодность        
Энергичность        
Энтузиазм        

Обработка результатов:

В колонке d запишите разницу между данными колонок N 1 и N 2 (из большего числа вычтите меньшее). Затем в колонке D2 возведите эту разницу в квадрат. После этого сложите все числа из колонки D2. Самооценка считается по следующей формуле:

Интерпретация данных:

Меньше 0,2 - заниженная самооценка;

0,2 -0,6 - адекватная самооценка;

больше 0,6 - завышенная самооценка.

Тест на определение уровня притязаний. Опросник Мехрабиана.

Инструкция:

Тест состоит из ряда утверждений, касающихся отдельных сторон характера, а также мнений и чувств по поводу некоторых жизненных ситуаций. Чтобы оценить степень вашего согласия или несогласия с каждым из утверждений, используйте следующую шкалу:

+2 - согласен

+1 -скорее согласен, чем не согласен

0 - нейтрален

-1 -скорее не согласен, чем согласен

-2 -не согласен

Прочтите утверждение текста и оцените степень своего согласия (или несогласия). При этом на бланке для ответов поставьте цифру, которая соответствует степени Вашего согласия (+2,+1, 0,-1,-2). Давайте тот ответ, который первым приходит Вам в голову. Не тратьте время на обдумывание. Результаты теста будут использоваться только в научных целях, и даётся полная гарантия о неразглашении полученных данных.

Текст опросника (форма А) - для мальчиков.

 

  1. Я больше думаю о получении хорошей оценки, чем опасаюсь получения плохой.
  2. Если бы я должен был выполнить сложное, незнакомое мне задание, то предпочел бы сделать его вместе с кем-нибудь, чем трудиться над ним в одиночку.
  3. Я чаще берусь за трудные задачи, даже если не уверен, что смогу их решить, чем за лёгкие, которые знаю, что решу.
  4. Меня больше привлекает дело, которое не требует напряжения и в успехе которого я уверен, чем трудное дело, в котором возможны неожиданности.
  5. Если бы у меня что-либо не выходило, я скорее приложил бы все силы, чтобы с этим справиться, чем перешёл бы к тому, что у меня может хорошо получиться.
  6. Я предпочёл бы работу, в которой мои функции четко определены и зарплата выше средней, работе со средней зарплатой, в которой я должен сам определять свою роль.
  7. Я трачу больше времени на чтение специальной литературы, чем художественной.
  8. Я предпочёл бы важное трудное дело, хотя вероятность неудачи в нем равна 50%, делу достаточно важному, но не трудному.
  9. Я скорее выучу развлекательные игры, известные большинству людей, чем редкие игры, которые требуют мастерства и известны немногим.
  10. Для меня очень важно сделать свою работу как можно лучше, даже если из-за этого у меня возникают проблемы с коллегами.
  11. Если бы я собирался играть в карты, то скорее сыграл бы в развлекательную игру, чем в трудную, требующую размышлений.
  12. Я предпочитаю соревнования, где я сильнее других, тем, где все частники примерно равны по силам.
  13. В свободное время я овладею какой-нибудь игрой скорее для развития своих умений, чем для отдыха и развлечений.
  14. Я скорее предпочту сделать какое-то дело, как считаю нужным, пусть даже 50% риска ошибиться, чем делать его, как мне советуют другие.
  15. Если бы мне пришлось выбирать, то я скорее выбрал бы работу, в которой начальная зарплата остаётся в определенном размере неопределённое время, чем работу, в которой начальная зарплата несколько меньше и есть гарантия, что не позднее, чем через 5 лет, я буду получать более.
  16. Если бы мне пришлось выбирать, то я скорее выбрал бы работу, в которой начальная зарплата остаётся в определенном размере неопределённое время, чем работу, в которой начальная зарплата несколько меньше и есть гарантия, что не позднее, чем через 5 лет, я буду получать более.
  17. Я предпочитаю работать, не щадя сил, пока полностью не удовлетворюсь полученным результатом, чем стремлюсь закончить дело побыстрей и с меньшим напряжением.
  18. На экзамене я предпочёл бы конкретные вопросы по пройденному материалу вопросам, требующим для ответа высказывания своего мнения.
  19. Я скорее выбрал бы дело, в котором имеется некоторая вероятность неудачи, но есть и возможность достигнуть большего, чем такое, в котором мое положение не ухудшится, но и существенно не улучшится.
  20. После успешного ответа на экзамене я скорее с облегчением вздохну ("пронесло!"), чем порадуюсь хорошей оценке.
  21. Если бы я мог вернуться к одному из незавершенных дел, то я скорее вернулся бы к трудному, чем к легкому.
  22. При выполнении контрольного задания я больше беспокоюсь о том, как бы не допустить какую-нибудь ошибку, чем думаю о том, как правильно его решить.
  23. Если у меня что-то не выходит, я лучше обращусь к кому-либо за помощью, чем стану сам продолжать искать выход.
  24. После неудачи я скорее становлюсь ещё более собранным и энергичным, чем теряю всякое желание продолжать дело.
  25. Если есть сомнение в успехе какого-либо начинания, то я скорее не стану рисковать, чем приму в нем активное участие.
  26. Когда я берусь за трудное дело, я скорее опасаюсь, что не справлюсь с ним, чем надеюсь, что оно получится.
  27. Я работаю эффективнее под чьим-то руководством, чем когда несу за свою работу личную ответственность.
  28. Мне больше нравится выполнять сложное незнакомое задание, чем задание знакомое, в успехе которого я уверен.
  29. Я работаю продуктивнее над заданием, когда мне конкретно указывают что и как выполнять, чем когда передо мной ставят задачу лишь в общих чертах.
  30. Если бы я успешно решил какую-то задачу, то с большим удовольствием взялся бы ещё раз решить аналогичную задачу, чем перешел бы к задаче другого типа.
  31. Когда нужно соревноваться, у меня скорее возникает интерес и азарт, чем тревога и беспокойство.
  32. Пожалуй, я больше мечтаю о своих планах на будущее, чем пытаюсь их реально осуществить.
< <
1     17  
  2    18
3     19  
  4     20
5    21  
  6     22
7       23
8     24  
  9     25
10       26
  11     27
12     28  
13       29
14       30
15     31  
  16     32

Обработка результатов:

Необходимо сложить (арифметическая сумма) числа в первом и четвертом столбцах и из этой суммы вычесть сумму чисел второго и пятого столбца.

Интерпретация данных:

Меньше -2 - заниженный уровень притязаний;

От -2 до +2 - норма;

Больше +2 - завышенный уровень притязаний;

Рекомендации педагогу-психологу:

Проведение исходной диагностики следует провести именно на первом занятии, когда учащиеся ещё не познакомились с друг другом. Рекомендуется использовать диагностический комплекс, позволяющий отследить уровень самооценки, уровень притязаний, мотивацию, а также уровень осмысленности жизни учащихся. Подробнее информацию о тестах можно найти в указанной литературе.

Наверх страницы