15 февраля на базе лаборатории прикладного анализа больших данных ТГУ онлайн-формате состоялся научно-исследовательский семинар, посвященный перспективам трансформации системы высшего образования с учетом аналитики данных рынка труда.
Эксперты семинара, сотрудники Института дистанционного образования ТГУ, — Артем Викторович Фещенко и Екатерина Александровна Дийская, в своем докладе рассмотрели ключевые вопросы:
Что такое микроквалификации?
- Какой тип программ будет соответствовать микроквалификациям?
- Какие ограничения у «классической» системы получения дополнительной квалификации?
- Как осуществлять поиск востребованных микроквалификаций, в том числе с использованием данных аналитики рынка труда?
- Какие существуют нормативные барьеры для легитимизации присвоения микроквалификаций?
- Каковы перспективы развития системы микроквалификаций на рынке ДПО?
Стремительное развитие технологий и процессов способствует возникновению на рынке труда новых карьерных позиций, зачастую не требующих полной законченной квалификации. Речь идет о более узкой специализации, связанной с применением какого-либо конкретного инструмента, навыка или технологии. Микроквалификации в системе образования — относительно автономные образовательные модули, завершающиеся аттестацией.
Согласно статистике РосНавыка (Рисунок 1), наибольший разрыв между количеством обученных слушателей в рамках ФП «Содействие занятости» и долей запроса работодателей, обнаруживается в области финансов, страхования, деятельности по операциям с недвижимым имуществом, предприятий общественного питания, обрабатывающих производств и торговли. Эксперты отметили, что приведенная статистика прямо иллюстрирует необходимость учета анализа регионального рынка труда при разработке программ ДПО.
Рисунок 1. Соответствие структуры обучения взрослого населения структуре валовой добавленной стоимости в различных видах экономической деятельности (Томская область, 2022 г.)
С одной стороны, введение микроквалификаций в систему образования позволит обеспечить непрерывное образование и поддержание конкурентоспособности взрослых людей, уже имеющих профессию. С другой — поможет студентам выйти на рынок труда. В данный момент, студенты без подтвержденной квалификации не могут работать по профессии, даже обладая необходимыми знаниями и навыками для выполнения тех или иных трудовых функций.
Кроме того, эксперты отметили, что для внедрения микроквалификаций в систему образования необходима законодательная инициатива — разработка нормативной базы и утверждение нового профессионального формата подготовки на уровне российского законодательства.
Материалы семинара доступны по ссылкам:
Презентация
Запись семинара
Справка:
РосНавык — веб-сервис для мониторинга рынка труда на основе анализа востребованных навыков и компетенций на российском рынке труда с помощью алгоритмов сбора и интеллектуального анализа данных. РосНавык агрегирует информацию о вакансиях, опубликованных на крупных российских агрегаторах с 2022 года;
ДПО — дополнительное профессиональное образование;
ФП — федеральный проект.