Микроквалификации — трудовые навыки здесь и сейчас

15 февраля на базе лаборатории прикладного анализа больших данных ТГУ онлайн-формате состоялся научно-исследовательский семинар, посвященный перспективам трансформации системы высшего образования с учетом аналитики данных рынка труда.

Эксперты семинара, сотрудники Института дистанционного образования ТГУ, — Артем Викторович Фещенко и Екатерина Александровна Дийская, в своем докладе рассмотрели ключевые вопросы:

Что такое микроквалификации?

  • Какой тип программ будет соответствовать микроквалификациям?
  • Какие ограничения у «классической» системы получения дополнительной квалификации?
  • Как осуществлять поиск востребованных микроквалификаций, в том числе с использованием данных аналитики рынка труда?
  • Какие существуют нормативные барьеры для легитимизации присвоения микроквалификаций?
  • Каковы перспективы развития системы микроквалификаций на рынке ДПО?

Стремительное развитие технологий и процессов способствует возникновению на рынке труда новых карьерных позиций, зачастую не требующих полной законченной квалификации. Речь идет о более узкой специализации, связанной с применением какого-либо конкретного инструмента, навыка или технологии. Микроквалификации в системе образования — относительно автономные образовательные модули, завершающиеся аттестацией.

Артем Фещенко, начальник отдела информационных ресурсов и технологий ИДО ТГУ: «Большой команде нашего Университета, команде Института дистанционного образования, тема микроквалификаций интересна, в первую очередь, с точки зрения рынка ДПО».
Екатерина Дийская, специалист центра корпоративного обучения и развития программ дополнительного профессионального образования ИДО ТГУ: «Вступая в тесную коллаборацию с рынком труда в рамках федерального проекта «Содействие занятости», мы заметили новые закономерности, предъявляемые рынком труда к сфере образования. Как высшее учебное заведение, как провайдер ДПО, мы должны реагировать быстро, динамично и своевременно».

Согласно статистике РосНавыка (Рисунок 1), наибольший разрыв между количеством обученных слушателей в рамках ФП «Содействие занятости» и долей запроса работодателей, обнаруживается в области финансов, страхования, деятельности по операциям с недвижимым имуществом, предприятий общественного питания, обрабатывающих производств и торговли. Эксперты отметили, что приведенная статистика прямо иллюстрирует необходимость учета анализа регионального рынка труда при разработке программ ДПО.

Рисунок 1. Соответствие структуры обучения взрослого населения структуре валовой добавленной стоимости в различных видах экономической деятельности (Томская область, 2022 г.)

Артем Фещенко: «Движение работодателей к микроквалификациям подтверждается на эмпирических данных. Мы проанализировали динамику вакансий рынка труда и зафиксировали следующую тенденцию: часто вакансии содержат достаточно автономные навыки, не привязанные к определённой профессиональной трудовой позиции или квалификации. Например, базовые цифровые навыки, навыки владения программным обеспечением, навыки документооборота, продаж и так далее».

С одной стороны, введение микроквалификаций в систему образования позволит обеспечить непрерывное образование и поддержание конкурентоспособности взрослых людей, уже имеющих профессию. С другой — поможет студентам выйти на рынок труда. В данный момент, студенты без подтвержденной квалификации не могут работать по профессии, даже обладая необходимыми знаниями и навыками для выполнения тех или иных трудовых функций.

«Мы понимаем, что микроквалификация всегда должна быть подкреплена результатом аттестации. Это необходимо для того, чтобы мы могли подтвердить, что наш студент владеет законченными трудовыми навыками, которые он может применить здесь и сейчас», — отметила Екатерина Дийская. «Таким образом, мы имеем возможность насыщать рынок труда специалистами ещё до того, как они завершили своё обучение по основной образовательной программе. Мы можем способствовать раннему выходу на рынок труда студентов».

Кроме того, эксперты отметили, что для внедрения микроквалификаций в систему образования необходима законодательная инициатива — разработка нормативной базы и утверждение нового профессионального формата подготовки на уровне российского законодательства.

Материалы семинара доступны по ссылкам:
Презентация
Запись семинара

Справка:
РосНавык — веб-сервис для мониторинга рынка труда на основе анализа востребованных навыков и компетенций на российском рынке труда с помощью алгоритмов сбора и интеллектуального анализа данных. РосНавык агрегирует информацию о вакансиях, опубликованных на крупных российских агрегаторах с 2022 года;
ДПО — дополнительное профессиональное образование;
ФП — федеральный проект.

Смотрите также