Материалы по творчеству В. Распутина
Продолжая обзор экологии, нельзя не остановиться на повести Валентина Распутина "Прощание с Матерой". Экономическая жизнь страны давит на экологическую. Эта деятельность человека становится все большей необходимостью. Для того, чтобы жить дальше, чтобы жить лучше, не человек приспосабливается под природу, а ее приспосабливает под себя. Отсюда возникает необходимость природных преобразования, и, как следствие, исчезновение какой-то части земли или экологического сообщества вместе с занимаемой им территорией. Порой это приводит к трагедии, и не только физической, но и моральной. Это сооружение ГЭС не было бы катастрофой, если бы не его массовость. Таких островов с селами, деревнями, поселками - тысячи. А электростанций все больше и больше. Кому-то нужно выполнить план, дать людям электричество, но не таким же путем, путем создания нового через разрушение старого, но необходимого. И эта проблема нашла свое отражение в литературе двадцатого века. Матера - это остров, находящийся на реке Ангаре. На острове есть деревня с таким же названием. Триста с лишним лет назад здесь поселился первый человек. Плодородная земля, неплохой климат, лес, болото, поля - все под рукой. В длину остров был около пяти верст. Казалось бы, существовать ему вечно, но нет. До жителей Матеры дошли слухи, что осенью этот остров затопят и если даже "поставить друг на дружку пять таких островов, все равно затопит с макушкой, и места потом не показать". Были, конечно, здесь люди, которые восприняли эту новость с равнодушием или даже радостью. Но то были люди не местные, не имевшие тут своих корней. Но были среди жителей и старики, и старухи, родившиеся здесь и прожившие всю свою долгую жизнь на Матере. Им, конечно, не хотелось уезжать отсюда. Чтобы понять их, нужно на минуту представить, что у нас самих отняли абсолютно все, сразу, то, что было нажито годами, собственным трудом. Но никто не хотел внимать мольбе этих старух и стариков, и судьба острова была предрешена: он погибнет. Срок "гибели" назначили на конец сентября. А пока была весна, "своя в нескончаемом ряду, но последняя для Матеры". Желая показать, что природа всегда предчувствует катастрофу, автор знакомит читателя с новым, сказочным героем: Хозяином острова. Это был зверек чуть покрупнее кошки, не похожий ни на кого, что-то вроде домового. Он был невидим для местных жителей, его не могли учуять собаки. "Только так еще и можно остаться Хозяином - чтобы никто его не встречал, никто о его существовании не подозревал". Ему был дан дар предвидения. Он мог заранее знать, чья изба сгорит первой, она источала "горклый запах конечной судьбы". Он чувствовал, что один из жителей этой деревни умрет здесь, на острове, этим летом. Он знал, что скоро остров погибнет, что скоро он престанет быть здесь Хозяином. Он видел, что снится старухам: то были тревожные, сухие сны. Хозяин понимал, что в природе происходят колоссальные преобразования: уже не тот запах реки, не тот шум листвы. Стонали избы, по-другому шелестела вода, в которой умирала рыба. Он предчувствовал распад природы. Самое ужасное, что он ничего не мог с этим поделать: он знал, что Матеру ждет смерть. Затоплена будет земля, лучшая, чем все близлежащие земли, веками ухоженная и удобренная, вскормившая не одно поколение. "Недоверчиво и тревожно замирает сердце: а не слишком ли дорогая цена?". Плодородную почву за просто так поменять на глиняную - нужно ли? стоит ли? "Сколько, выгадывая на один день, потеряли наперед - и почему бы это не подсчитать заранее?" Можно, конечно, не думать над этими вопросами, не ломать голову о проблемах экологии - но на то и дан человеку разум, чтобы отвечать за свои поступки. Конечно, тем, кто тут не жил, не работал, не жалко терять ничем не привлекательный клочок земли. Но если все будут жить по закону "уничтожай все, что не твое", то от нашей планеты мало что останется. Будто в подтверждение тому, что не все еще потеряно, автор показывает пару счастливых дней для Матеры - начался сенокос, и полдеревни вернулось на остров. Матера ожила, закипела, забурлила. Люди работали с радостью и азартом, чувствуя, что сюда больше никогда не вернутся. Однажды посреди ночи загорелась мельница не без помощи бригады леспромхоза. Подошел незнакомый мужик, постоял рядом и сказал про мельницу: "По-е-ехала!". Слово это стало главным, все объясняющим, ко всему, "что происходило вокруг, приложимым". Переправляли совхозный скот - поехал. Поджигали деревья - поехали. Горел остров - пое-хал! Все "торопилось съехать". Казалось, сама деревня была готова к отъезду. Человек возомнил о себе. Сила ему дана большая. Но сам он как был маленьким , так и остался. А природа могущественней, чем он. И откликнутся ему его плохие дела. Непривычно, жутко было представлять жителям деревни, что Матера скоро перестанет существовать, а жизнь пойдет дальше, своим чередом. Старшее поколение говорит, что молодежь истратила свою душу. Молодежь считает, что беречь ничего не нужно, а души нет вообще. Получается замкнутый круг: непонимание друг друга усугубляет ситуацию и способствует дальнейшему разрушению природы. Посреди Матеры росло огромное дерево, именуемое в народе "царским лиственем". Настал день, когда к нему подступили чужие люди, чтобы сжечь его, как и все деревья на Матере. Один из мужиков стукнул обухом топора по стволу - тот спружинил обратно. Попробовал натесать щепы - бесполезно: топор соскальзывал. Дерево облили бензином и подожгли. Придя на следующее утро, они увидели, что листвень стоял как ни в чем ни бывало. Опять хотели поджечь, и снова листвень лишь покрылся сажей. На третий день пробовали спилить бензопилой. Но не поддался людям "царский листвень" - выстоял непокорный. "Продолжал властвовать над всем вокруг. Но вокруг было пусто". Сопротивление природы ярко показано в образе этого лиственя. Он единственный оказался крпче, чем люди. Но и это уже дает надежду на способность природы отстоять себя. Пусть он будет примером всему человечеству, что люди не всемогущи. | ||||