УРОК-ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА ПО ТВОРЧЕСТВУ М.Е.САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА (10 класс) ЦЕЛЬ: 1. Формировать у учащихся представление об эпохе, в которой жил писатель. 2. Подробнее познакомить с творческой деятельностью Салтыкова-Щедрина, показать на примере личности писателя, что быть сатириком в самодержавной России - подвиг. 3. Воспитывать у учащихся интерес к творчеству Щедрина. МЕТОДЫ: Беседа, рассказ. ОБОРУДОВАНИЕ: тексты произведений, г/з "Господа Головлевы", иллюстрации. ХОД УРОКА: На доске: 1. "Много есть путей служить обществу, но обнаружение зла, лжи, порока небесполезно ..." С-Щ. 2. "Я люблю Россию до боли сердечной ..." С-Щ. Зачитываю слова С-Щ. Попытаемся доказать этими словами жизненную и творческую деятельность писателя-сатирика. Задание:1 работает (со словарем) у доски, выписывает значение слов: сатира- произведения, которых гневно осуждаются, резко высмеиваются порочные явления. аллегория - иносказание. гипербола - преувеличение. гротеск - преувеличение, преуменьшение в уродливой форме. антитеза - противопоставление. сказочный фольклор - пословицы, поговорки, и т.д. 7 человек работают по индивидуальным карточкам, класс в это время работает со мной.
Итак, наступил 1856 г., накануне своего 30-летия С-Щ вернулся в Петербург. После чиновничьей службы С-Щ. твердо решил "Куда бы и как бы меня не бросала судьба, я всегда бы сделался писателем, это было моим призванием". Как доказательство этому отдал в печать весь накопленный материал о губернской жизни. Так, после возвращения из Вятки появляются "Губернские очерки"(1856), которые включали 20 очерков. С-Щ:"...я видел все безобразия провинциальной жизни, но не вдумывался в них, а как-то машинально впитывал их телом и только по выезде из Вятки и по возвращении в Петербург, когда снова очутился в литературном кругу, я надумал изобразить пережитое в "Губ. очерках" Что же он изобразил? Очень похоже на Гоголевские "Мертвые души", "Запивки охотника" Тургенева. Псевдоним Н. Щедрин. Сатирическому творчеству было дано начало (ответы учащихся),но после этого была служба в Рязани вице-губернатором. С-Щ:"Многие обо мне забыли, а еще более многие лягают меня", Считали его "покойным" в смысле литературы. Но перед С-Щ. выросли гротескно-сатирические образы, фантастические сюжеты - отдельные рассказы. Печатались с перерывами 18бЗ-1б74г, "Помпадуры и помпадурши".Восходит от имени фаворитки французского короля Людовика 15 - маркизы де Помпадур, прихоти которой определяли политику государства. "Помпадурша" - любовница. "Главное побуждение, руководящее помпадурскими действиями, составляет чрезмерная ревность к охранению присвоенных помпадуром прав и преимуществ. Назначение главных помпадуров заключается в том, чтобы препятствовать". Помпадуры, по мнению С-Щ., составляют бюрократическую армию. Т.О. - больше С-Щ. стало волновать исследование жизни. Проблема семьи в то же время волновала Л.Толстого в романе "Анна Каренина", Ф.Достоевского в "Братьях Карамазовых". Читал Тургенева "Двор.гнездо" в 1659г. Какое же реальное содержание принципа семейственности раскрываемся на страницах Щедринского романа? Итак, роман "Господа Головлевы". Почему же происходит распад семьи? (праздность. непригодность к какому-либо делу, запой). Иудушка-Порфирий Головлев - пустословие, пустомыслие, совсем забыт. У всех Головлевых нет искорки человечности, человек в каждом погиб. Но у С-Щ. и в своей семье были сложности: Жена Елизавета Аполовна единолично заботилась об устройстве семейного быта, создавала уют, занималась воспитанием детей, имела свой салон, где собирались кавалергарды, камер-юнкеры, светские дамы. С-Щ. постоянно обращается к проблемам семьи. Свое собственное состояние ухудшалось. С-Щ:"Нужно большое самообладание, чтобы не прийти в отчаяние", писал он. Во второй раз едет лечиться за границу (летом и осенью 1880). В начале 1860г. публикует сатирический цикл "3а рубежом", своеобразное сатирическое путешествие по Европе. Вравнивая, не скрывая "у них, у нас". Посетил Германию, Швейцарию. Францию, Бельгию. В это время печатает произведение, роман "Современная идиллия", замысел с 1877г, "Герои, под влиянием шкурного сохранения пришли к убеждению, что только уголовная неблагонадежность может прикрыть и защитить человека от неблаг. политической, у согласно с этим поступают, т.е. заводят подлые связи и совершают подлые дела". Так мог писать глубоко смелый человек, осознавая свою эпоху. Показывает чудовищные картины нравственного растления общества под влиянием политики градоначальников и правительства. Эта же мысль продолжается в романе "История одного города" - вершине своего сатирического творчества. Смех имеет великий очистительный смысл, книга носит оптимистический характер. Все это удавалось, благодаря использованию различных сатирических приемов, мастером которых был С-Щ. Докажите это! Итак, "История одного города". 1} какую проблему поднимает автор в романе? - сатирическое изображение взаимоотношений народа и власти, глуповцев и их градоначальников. Докажите текстом. 2) Каковы характерные особенности глуповцев? Как они проявляется в истории глуповского свободомыслия? 3) Как показаны градоначальники? 4) Каков смысл финала? Для чего С-Щ. вводит в книгу эпизод обуздания реки Угрюм-Бурчеевым? Угрюм-Бурчеев умирает, наступает момент, когда в глуповцах заговорило чувство стыда, пробуждается гражданское самосознание, У-Б. исчезает в воздухе, не успев сказать своей любимой фразы: "Придет некто за мной, который будет еще ужасней меня" - это Перехват-Залихватский, который въехал в город на белом коне и упразднил гимназии и все науки. Оптимистический конец: попытка обуздать реку, но вода продолжает течь, т.е. живая жизнь пробьет себе дорогу. Смех в "Истории:", имеет очистит. смысл. Вернемся к словам С-Щ.:"Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России". "Только раз в жизни мне пришлось жить довольно долгий срок в благорастворенных заграничных местах, и я не упомню минуты, в которую сердце мое не рвалось бы к России" - эпиграфом ко всему творчеству сатирика, гнев и презрение которого рождалось из суровой и требовательной любви к Родине, из веры в ее творческие силы, одним из проявлений которых была русская классическая литература. | |||