Начальная страница | Содержание
предыдущая | следующая

УРОК-ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА ПО ТВОРЧЕСТВУ М.Е.САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА (10 класс)

ЦЕЛЬ:

1. Формировать у учащихся представление об эпохе, в которой жил писатель.

2. Подробнее познакомить с творческой деятельностью Салтыкова-Щедрина, показать на примере личности писателя, что быть сатириком в самодержавной России - подвиг.

3. Воспитывать у учащихся интерес к творчеству Щедрина.

МЕТОДЫ:

Беседа, рассказ.

ОБОРУДОВАНИЕ:

тексты произведений, г/з "Господа Головлевы", иллюстрации.

ХОД УРОКА:

На доске: 1. "Много есть путей служить обществу, но обнаружение зла, лжи, порока небесполезно ..." С-Щ.

2. "Я люблю Россию до боли сердечной ..." С-Щ.

Зачитываю слова С-Щ. Попытаемся доказать этими словами жизненную и творческую деятельность писателя-сатирика.

Задание:

1 работает (со словарем) у доски, выписывает значение слов:

сатира- произведения, которых гневно осуждаются, резко высмеиваются порочные явления.

аллегория - иносказание.

гипербола - преувеличение.

гротеск - преувеличение, преуменьшение в уродливой форме.

антитеза - противопоставление.

сказочный фольклор - пословицы, поговорки, и т.д.

7 человек работают по индивидуальным карточкам, класс в это время работает со мной.

1 вариант

1. Когда и где родился Салтыков?
2. Не любил вспоминать, называл "домашним адом" и этот край называл Пошехоньем? Что это за край Пошехонье? Почему так безрадостна память об этом крае?
3. Первая проба? Кто были любимыми поэтами?
4. Чей кружок "по пятницам" посещал Салтыков?
5. Какие произведения он пишет? ("Противоречия" 1847, "Запутанное дело" 1848) Под какой фамилией? (М. Непанов)
6. Возвращение в Петербург. Имя Салтыкова стало популярным, но к нему другое слово - короткое, ехидное и вместе с тем доброе Щедрин? О каком произведении идет речь?
7. Через два года наступает новый этап его жизни. Действия С-Щ. "возбудили к нему почти общую в губернии ненависть". О каком периоде идет речь? (Рязань, вице-губернатор).

2 вариант

1. Кто были его родители? Отношения в семье?
2. Какое образование получил? ( Моск. двор. Инст., в числе 2 канд., Царский лицей)
3. Кто в 40-е годы влиял на Салтыкова, был его идейным учителем?
4. Чем занимается после окончания учебы (служба, театр, пишет пьесы).
5. Почему вдруг из Петербурга Салтыков оказался в Вятке? Как долго там находился?
6. "Губернские очерки" 1856г. Каков смысл произведения?
7. С какими журналами связана жизнь С-Щ.? Редактором какого журнала был? С-Щ - мастер сатиры. Докажите, какие приемы использовал? Какие произведения печатал?

Итак, наступил 1856 г., накануне своего 30-летия С-Щ вернулся в Петербург. После чиновничьей службы С-Щ. твердо решил "Куда бы и как бы меня не бросала судьба, я всегда бы сделался писателем, это было моим призванием". Как доказательство этому отдал в печать весь накопленный материал о губернской жизни. Так, после возвращения из Вятки появляются "Губернские очерки"(1856), которые включали 20 очерков.

С-Щ:

"...я видел все безобразия провинциальной жизни, но не вдумывался в них, а как-то машинально впитывал их телом и только по выезде из Вятки и по возвращении в Петербург, когда снова очутился в литературном кругу, я надумал изобразить пережитое в "Губ. очерках"

Что же он изобразил? Очень похоже на Гоголевские "Мертвые души", "Запивки охотника" Тургенева. Псевдоним Н. Щедрин. Сатирическому творчеству было дано начало (ответы учащихся),но после этого была служба в Рязани вице-губернатором.

С-Щ:

"Многие обо мне забыли, а еще более многие лягают меня",

Считали его "покойным" в смысле литературы. Но перед С-Щ. выросли гротескно-сатирические образы, фантастические сюжеты - отдельные рассказы. Печатались с перерывами 18бЗ-1б74г,

"Помпадуры и помпадурши".

Восходит от имени фаворитки французского короля Людовика 15 - маркизы де Помпадур, прихоти которой определяли политику государства. "Помпадурша" - любовница.

"Главное побуждение, руководящее помпадурскими действиями, составляет чрезмерная ревность к охранению присвоенных помпадуром прав и преимуществ. Назначение главных помпадуров заключается в том, чтобы препятствовать". Помпадуры, по мнению С-Щ., составляют бюрократическую армию. Т.О. - больше С-Щ. стало волновать исследование жизни. Проблема семьи в то же время волновала Л.Толстого в романе "Анна Каренина", Ф.Достоевского в "Братьях Карамазовых". Читал Тургенева "Двор.гнездо" в 1659г. Какое же реальное содержание принципа семейственности раскрываемся на страницах Щедринского романа?

Итак, роман "Господа Головлевы". Почему же происходит распад семьи? (праздность. непригодность к какому-либо делу, запой). Иудушка-Порфирий Головлев - пустословие, пустомыслие, совсем забыт. У всех Головлевых нет искорки человечности, человек в каждом погиб.

Но у С-Щ. и в своей семье были сложности: Жена Елизавета Аполовна единолично заботилась об устройстве семейного быта, создавала уют, занималась воспитанием детей, имела свой салон, где собирались кавалергарды, камер-юнкеры, светские дамы. С-Щ. постоянно обращается к проблемам семьи. Свое собственное состояние ухудшалось.

С-Щ:

"Нужно большое самообладание, чтобы не прийти в отчаяние", писал он.

Во второй раз едет лечиться за границу (летом и осенью 1880). В начале 1860г. публикует сатирический цикл "3а рубежом", своеобразное сатирическое путешествие по Европе. Вравнивая, не скрывая "у них, у нас". Посетил Германию, Швейцарию. Францию, Бельгию. В это время печатает произведение, роман "Современная идиллия", замысел с 1877г, "Герои, под влиянием шкурного сохранения пришли к убеждению, что только уголовная неблагонадежность может прикрыть и защитить человека от неблаг. политической, у согласно с этим поступают, т.е. заводят подлые связи и совершают подлые дела". Так мог писать глубоко смелый человек, осознавая свою эпоху. Показывает чудовищные картины нравственного растления общества под влиянием политики градоначальников и правительства. Эта же мысль продолжается в романе "История одного города" - вершине своего сатирического творчества.

Смех имеет великий очистительный смысл, книга носит оптимистический характер. Все это удавалось, благодаря использованию различных сатирических приемов, мастером которых был С-Щ. Докажите это!

Итак, "История одного города".

1} какую проблему поднимает автор в романе? - сатирическое изображение взаимоотношений народа и власти, глуповцев и их градоначальников.

Докажите текстом.

2) Каковы характерные особенности глуповцев? Как они проявляется в истории глуповского свободомыслия?

3) Как показаны градоначальники?

4) Каков смысл финала? Для чего С-Щ. вводит в книгу эпизод обуздания реки Угрюм-Бурчеевым?

Угрюм-Бурчеев умирает, наступает момент, когда в глуповцах заговорило чувство стыда, пробуждается гражданское самосознание, У-Б. исчезает в воздухе, не успев сказать своей любимой фразы: "Придет некто за мной, который будет еще ужасней меня" - это Перехват-Залихватский, который въехал в город на белом коне и упразднил гимназии и все науки.

Оптимистический конец: попытка обуздать реку, но вода продолжает течь, т.е. живая жизнь пробьет себе дорогу. Смех в "Истории:", имеет очистит. смысл.

Вернемся к словам С-Щ.:

"Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России". "Только раз в жизни мне пришлось жить довольно долгий срок в благорастворенных заграничных местах, и я не упомню минуты, в которую сердце мое не рвалось бы к России" - эпиграфом ко всему творчеству сатирика, гнев и презрение которого рождалось из суровой и требовательной любви к Родине, из веры в ее творческие силы, одним из проявлений которых была русская классическая литература.


предыдущая | следующая