|
||||||||||||||
|
Витус Беринг. (1681 - 1741)Миновав по-прежнему безымянный пролив между Азией и Америкой, корабль вошел, наконец, в Ледовитый океан. "Из-за тумана с мокротою" русские моряки не увидели в 1728г. берегов Нового Света, однако у Беринга не осталось ни малейшего сомнения: два огромных материка не соединяются друг с другом. Таким образом была окончательно решена задача, поставленная покойным Петром I, уже кончался август, во избежание гибельной зимовки в высоких широтах нужно было спешить на юг. Первая Камчатская экспедиция провела обширные географические наблюдения и чрезвычайно точные для этой эпохи картографические работы. Знаменитый английский кругосветный мореплаватель Джеймс Кук, побывавший в тех же водах в конце XVIIIв., отозвался о них так: Я должен воздать справедливую похвалу памяти почтенного капитана Беринга: наблюдения так точны и положение берегов означено столь правильно, с теми математическими пособиями, какие они имели, нельзя было сделать ничего лучше. Широта и долгота его определены так верно, что надобно сему удивляться". Тогда-то Кук и предложил назвать легендарный пролив именем Витуса Беринга. Сразу же по окончании первой экспедиции моряк-исследователь начал вынашивать планы второй, куда более масштабной. В намерения Беринга входило положить на карту все арктические и дальневосточные берега России, изучить их природу и природу омывающих морей. Вторая Камчатская экспедиция, проходившая в 1733-1743 гг., вошла в отечественную и мировую историю как Великая Северная Экспедиция. В ней работали тысячи людей, на протяжении многих лет несколько ее отрядов действовали каждый на своем, громадном по протяженности участке: между Северной Двиной и Обью, между Обью и Енисеем, Енисеем и Хатангой, Хатангой и Леной, Леной и Колымой и далее, до Берингова пролива и Анадыря на Чукотке, вплоть до тихоокеанских островов и Камчатки. Громоздкое и тяжелое оборудование, снаряжение, припасы экспедиция доставляла из Центральной Росссии на ее далекие и суровые окраины, и, естественно, не с помощью самолетов и вертолетов или поездов, или хотя бы на грузовых машинах, а на крестьянских подводах и деревянных суденышках, но чаще - на плечах рядовых участников. Это продолжалось год за годом, как год за годом велись исследовательские работы в Заполярье. Под парусами и на веслах, на небольших морских судах и обыкновенных гребных шлюпках, на оленьих упряжках, в забитых льдами прибрежных водах и на пустынных тундровых берегах участники экспедиции плыли и шли пешком, измеряли морские глубины и расстояния на местности, искали надежные фарватеры для кораблей, определяли астрономические координаты опорных пунктов, изучали быт и нравы коренных обитателей краев - малых народностей Севера и Сибири (о чем в рапорте на имя Беринга командир одного из отрядов написал следующее: "По крайней силе и возможности поступал я с ними всякою ласкою и обнадеживал добротами"). Сам капитан-командор не дожил до завершения работ экспедиции. Летом 1741 года на пакетболе "Святой Петр" он отправился в свой последний рейс на север Авачинской бухты на Камчатке. Другим кораблем "Святым Павлом", командовал многолетний помощник Беринга "капитан полковничьего ранга" Алексей Ильич Чириков. Через две недели суда потеряли друг друга в тумане. Проплутав в океане до октября, пережив гибель половины экипажа от острой нехватки пресной воды и всевозможных напастей, чириков сумел все-таки вернуться на Камчатку. А вот "Святой Петр" в том году не пришел в Авачинскую бухту. Корабль побывал в водах, омывающих берега Северной Америки (судно Чирикова тоже приближалось к побережью Нового Света), русские моряки открыли здесь скопления небольших островков, обследовали их, нанесли на карту, установили дружеские отношения с местными алеутами. Но потом "Святой Петр" попал в жесточайший шторм, продолжавшийся несколько недель, на борту началась повальная цинга. В ноябре корабль приблизился к неизвестному берегу, при этом он получил серьезные повреждения. Многим казалось, что они, слава Богу, достигли Камчатки, однако же вскоре выяснилось, что моряки ступили на берег одного из островов пустынного безымянного архипелага. Здесь и нашел свою могилу капитан-командор. После того, как в декабре 1741 г., прожив 60 лет, он умер "от голода, жажды, неудобств, печали и скорби", остров стали именовать островом Беринга, а весь архипелаг - Командорскими островами. Проведя тяжелую зиму в вырытых на берегу землянках, потеряв многих товарищей, построив из остатков корабля маленькое суденышко, в августе следующего 1742 года осиротевшая экспедиция добралась до Петропавловска-на-Камчатке. Миновала четверть тысячелетия со дня смерти Беринга, и летом 1991 г. на "его" острове появились энтузиасты, решившие разыскать могилы похороненных здесь моряков. Сюда приплыли географы и историки, антропологи и специалисты в области судебно-медицинской экспертизы. Им предстояло попытаться восстановить облик Беринга. Прошло уже 7 лет со времени отбытия экспедиции из Петербурга, а Беринг еще не пускался в плавание. Адмиралтейств-коллегия, постоянно ставила Берингу на вид медленность дела и в январе 1737 года даже лишила его прибавочного жалования, чем Беринг был немало огорчен; в письме к президенту адмиралтейств-коллегии графу Н.Ф. Головину из Охотска он, в ноябре-декабре 1738 года, писал: "От такова незапного и безвинного на меня гневу и штрафования отнятием вторичного жалования имею великую печаль, что вместо милости, которую я за неусыпной свой труд получить надеялся, паче чаяния моего и не по вине приключилось бесчестие". В Петербурге одно время существовало предположение сместить Беринга, заменив его Шпанбергом. Эта мысль возникла после получения в адмиралтейств-коллегии рапорта Шпанберга от 19 ноября 1739 года о плаваниях в Японию. Был даже в 1740 году составлен проект указа по этому поводу, а Ф. Самойлов написал проект соответственной инструкции Шпанбергу. Эти предположения не были осуществлены. Но адмиралтейств-коллегия высказывала свое недовольство медлительностью Беринга. В мае 1740 года она писала начальнику экспедиции: "Из полученных Коллегиею рапортов усмотрено только одно, чте леса заготовляются и суда строются и паруса шьются. А к которому времени будут готовы и в надлежащий путь отправится, о том не сказано. Из чего Коллегия иначе рассуждать не может, что оное чинится чрез не малое время от неприлежного старания к скорому по инструкции, потому что лесам давно надлежало быть приготовленным и судам построенным и парусам сшитым, а не так как в оном рапорте объявлено: для шитья тех парусов и дела такелажа строются избы. И оное за основательный резон весьма почитать не надлежит; и для того наикрепчайше подтверждается: суда, ежели паче чаяния, до получения сего указа не достроены, достроивать и подлежащее все исправлять, и в путь свой отправляться без всякого замедления, не утруждая, яко излишними, без всякого действия переписками, и не ожидая впредь подтвердительных указов". В июне 1740 года в Охотске были закончены постройкой и спущены на воду два пакетбота, "Св. Петр" и "Св. Павел", каждый по 80 футов длиною, двухмачтовые, подымавшие по 6000 пудов. На каждом было по 14 небольших пушек. Летом приехали в Охотск де-ла-Кройер и Стеллер. Только 8 сентября суда могли выйти в море. Пакетботом "Св. Петр" командовал сам Беринг. В половине сентября суда пришли в Большерецк. Оставив здесь де-ла-Кройера и Стеллера, пошли отсюда в Авачинскую губу. Здесь еще летом штурман Иван Елагин построил пять жилых домов, три казармы и три амбара. Беринг прибыл сюда 6 октября. Так как время было позднее, пришлось зазимовать. Гавань на месте зимовки, одну из лучших в мире, Беринг 6 октября назвал Петропавловской. 6 (17) октября 1741 года следует считать днем основания города Петропавловска. С Берингом на "Св. Петре" отправился Стеллер, с Чириковым на "Св. Павле" - де-ла-Кройер. У Беринга, кроме того, находились лейтенант Ваксель с сыном, мастер Хитров, штурман Эзельберг, подштурман Юшин, "за живописца капрал-кениснер (впоследствии командир Анадырского, Охотского, Камчатского острогов) и разжалованный из лейтенантов матрос Д.Л.Овцын. У Чиркова: лейтенанты Чихачев и Плабриг, мастер Дементьев и штурман Елагин. 18 апреля 1741 года Беринг отправил в Кабинет подробный отчет о действиях 2-й Камчатской экспедиции; на этом донесении имеются подписи Беринга, Чиркова, Чихачева, Вакселя, Плутина и Хитрова. Пакет с отчетом был получен в Петербурге почти через год, уже после смерти начальника экспедиции. 4 мая 1741 года Беринг, перед выступлением, созвал совет, на котором должен был решаться вопрос о плане предстоящего плавания, имевшего целью отыскание берегов Америки. В руководство была положена злополучная карта Делиля, на которой нанесена фантастическая Земля Гамы, существование коей уже было опровергнуто плаванием Шпанберга 1739 года. Несмотря на убеждение всех экспедиции, что новые земли нужно искать к востоку от Камчатки, было решено итти из Петропавловска на SEtE до широты 46* и, если там не окажется искомой земли Гамы, то отсюда следовать на EtN. Впоследствии спутники Беринга приписывали все неудачи этим неправильно выбранным курсам. На том же совете было решено, когда достигнут земли (очевидно, Америки), итти вдоль нее к северу до 65*, а затем повернуть на запад "и увидеть Чюкоцкую землю, чтоб известно было, сколько меж Америкою и Чюкоцкую землями расстояния, и оттуда возвратиться в здешнюю гавань". Рассчитывали вернуться в конце сентября. Последующие дни часто приходилось менять курс. Наконец, 20 июня оба судна, во время свежего ветра, потеряли друг друга из виду. Это место находится примерно в ста милях к югу от острова Амчитка, одного из Алеутских островов. Беринг некоторое время искал своего спутника, а затем решил итти на юг, надеясь или встретить судно Чирикова, или достичь проблематичной Земли Компании. Только 25-го, находясь на широте 45*16*, повернули на восток, а 28-го стали держать курс на восток-северо-восток. Постепенно подымаясь на север, оказались сравнительно в недалеком расстоянии от Алеутских островов, градусов на 5-6 к югу, о чем, однако, не подозревали. С 12 июля, из опасения наскочить на берег, стали на ночь убирать паруса и ложиться в дрейф и тем только теряли понапрасну время. Наконец, 16 июля, находясь на широте 58*14*, увидели после полутарамесячного плавания берег, высокую сопку и снеговые хребты. Это была гора, которая теперь известна под именем св.Илии, одна из высочайших в Северной америке (18000 фут, или 5520 м). Стеллер в своем дневнике отмечает, что такой высокой горы он не видел ни в Сибири, ни на Камчатке. Все обратились с поздравлениями к командору, но он,Ю казалось, был равнодушен к своему открытию. Словно предвидя свою печальную участь, он сказал Стеллеру и Плениснеру, когда они оказались одни в каюте: "Мы не знаем, где мы, как далеко от дому и что нас вообще ожидает впереди. Может быть нас назад не пустит пассатный ветер. Земля нам незнакомая, а для зимовки не хватит провианта". 18-го вечером приблизились к берегу настолько, что видели великолепный лес, росший у самого моря. Берег был ровный, поский, насколько можно было судить, песчаный. Повернувши на северо-запад, оказались за гористым островом, который был сплошь покрыт "пихтовым" лесом. Медленно продвигаясь, 20 июля 1741 года утром подошли на расстояние двух миль к северо-западному концу острова, которому дали имя св. Ильи. Теперь он носит название Каяк. Истинное положение южного конца его таково 59*47* с.ш. и 56*44* в.д. от Петропавловска. По журналу же "Св.Петра", веденному Вакселем, широта 59*40*, долгота 48*50*. Широта была определена довольно верно, долгота же, по судовому счислению, оказалась почти на 8* западнее настоящей. До Беринга эти места не были посещены никем из европейцев. Куликова Оля 7"Е" 2000г.
Фотогалерея | Карта сайта | Форум | Гостевая Авторы | Связь с нами |