Словарь пособие для преподавателей мировой художественной культуры по курсу: "Культура славян" Деревянное зодчество Крестьянские, посадские, княжеские дворы, поселения города на Руси строились из дерева. В городах из дерева выполнялось все начиная от оборонительной крепостной ограды и кончая мощением улиц. Облик древних сооружений - жилых, хозяйственных, культовых мы можем предположительно восстановить по различным историческим источникам: летописям, писцовым книгам, миниатюрам, иконам, описаниям и зарисовкам иноземных путешественников. Наибольшая устойчивость народных традиций в деревянной архитектуре присуща районам русского Севера, прежде всего благодаря историческим условиям: незатронутость нашествием татаро-монгольским нашествием в 13-15 вв., отсутствие крепостничества в 18-19 вв., удаленности от промышленно развитых районов. Все это благоприятствовало развитию народного творчества. Но дерево как строительный материал недолговечно, да и частые пожары были причиной гибели многих селений и городов. Многовековой строительный опыт народа позволил максимально использовать свойства каждой породы дерева. Наибольшее применение находили хвойные породы: сосна, лиственница, ель, ибо они обладали ценными качествами в строительном деле: прямизна ствола, отсутствие дупличности, смолянистость обеспечивали качество и сопротивляемость гниению. Главным орудием производства русского плотника был топор, которым выполнялись все операции от рубки деревьев и поперечной перерубки бревен до вязки срубов и изготовления резных украшений. Пила применялась до 19 в., она разрушала волокна древесины. Основной конструктивной формой в деревянном зодчестве был прямоугольный сруб (четверик) из горизонтально уложенных и притесанных друг к другу бревен, каждый ряд которых (из 4х бревен) составлял венец. В углах срубов бревна соединялись с помощью врубок. Чаще всего применялась врубка с остатком ("в обло") как более теплоустойчивая, реже без остатка ("в лапу"). Для экономии бревен в неотапливаемых частях построек делалась врубка с просветом, в четверть дерева ("в реж"). Пазы при рубке жилых домов прокладывались мхом (мшились) и после сборки конопатились паклей. Длина бревен имела определенные пределы, а потому стены здания большей площади вместо четверика рубились шестериком, восьмериком, даже десятериком. Срубы жилых и общественных зданий ставились чаще всего на землю без фундамента. Под углы срубов и середины стен клали камни-валуны или врывались в землю "стулья" из обрезков толстых бревен. Покрытия также были рубленные. В бревенчатые фронтоны торцевых стен врубались горизонтальные бревна-слеги, которые несли кровлю. Придавая фронтонам различные очертания можно было возводить кровлю либо на два ската, либо на два паза с палицами (т. е. перелом кровли). Кровлям придавалось также криволинейное очертание с килевидным завершением (бочечная кровля). Квадратные в плане постройки перекрывались нередко на восемь скатов (крещатая бочка). Почти у всех типов рубленных построек верхняя подкарнизная часть сруба расширялась для отвода воды. Для кровли употреблялся тес, настилавшийся вперехлест или лемех (черепица) - короткие дощечки, способные скрывать ("чешуйчатое обивание") и округлые формы (бочки, кубы, шеи, главы). Многовековой строительный опыт русских плотников помог выработать совершенную и остроумную конструкцию безгвоздевой ("самцовой") кровли жилых домов, все части которой крепились без помощи дорогостоящего железа. Несущие элементы кровли - горизонтальные слеги срубались в бревна ("самцы") фронтонов домов. На них укладывались срубленные с корнем тонкие ели - т. н. "курицы" - своеобразные строения. На нижние, загнутые комлевые концы куриц укладывалось выдолбленное бревно ("поток", "водотечник"), в паз которого заводились нижние концы тесин кровли. "Поток" собирал воду в кровли и по выносам отводил ее как можно дальше от нижних венцов дома. Наверху стык тесин покрывался выдолбленным внизу бревном ("охлупень", "шелом"), крепившимся к коньковой ("князевой") слеге деревянными стержнями ("стаминами", "бабайками"). Комлевый конец охлупеня декоративно завершался головой коня или птицы. Для предотвращения протечек тес на кровлях укладывался в два ряда вразбежку и прокладывался берестой. Торцы слег, выходившие на фасады, прикрывались резными досками - "причелинами", стык между которыми закрывался вертикальной резной доской ("полотенце", "кисть", "ветреница"). В Древней Руси наиболее распространена односрубная четырехстенная изба с сенями и холодная клеть для хранения имущества или для жилья в летнее время. Так образовалась трехчастная планировка дома, состоявших из теплой части - "избы", "сеней" и "клети", ставившихся обычно на подклет для сохранения тепла. В трехсрубных жилых домах каждый сруб имел свою кровлю, средний сруб (сени) изредка делался ниже чем боковые, высота которых достигала иногда Зх этажей. В хоромах по одну сторону от сеней устраивались горницы (покои, спальни) теплы - внизу, летние (терема) - наверху, а по другую сторону в отдельном срубе общее помещение для всей семьи, а также приема гостей - "повалуша" - в два-три этажа. В подклете размещались подсобные помещения: кухни, кладовые, бани. Горницы, сени и повалуши были разной высоты и имели самостоятельные кровли. Наиболее высокая часть повалуша имела разнообразные покрытия в виде бочки, например. В дворцовых постройках увеличение количества помещений привело к выделению отдельных хором, связанных переходами. Простейшим типом русского крестьянского дома была изба - четырехстенок, состоявшая из жилой части и небольших сеней. Такие постройки (без хозяйственного двора) были характерны для беднейших (крестьян, не умевших лошадей и крупного скота.) Изба устанавливалась на высоком подклете, использовавшимся для хозяйственных нужд, чтобы изолировать ее от сырой почвы и наметаемых зимой смежных сугробов. В одном из углов ставилась глинобитная печь, около которой устраивался дощатый короб (голбец), скрывавший лестницу в подклет. В противоположном углу находились обеденный стол и божница (красный угол). Вдоль стен размещались лавки. Против печи крепился к стене стол-шкаф для приготовления пищи и хранения посуды. Высокая теплоемкость печи обеспечивала равномерный обогрев избы в течение суток, позволяя долго поддерживать в горячем состоянии пищу и воду, сушить и обогревать одежду, а зимой спать на палатях около печи. Изба -пятистенок состоит уже из двух смежных помещений, разделенных рубленой стеной. Пятая стена разделяет жилую часть с печью и горницу с отдельным входом из сеней. Изба освещалась волоковыми окнами и одним косящатым "красным" окном, горница - тремя "красными" окнами. Суровые зимы в северных районах Руси вызвали появление компактного по планировке дома-двора, в котором жилая и хозяйственная части находятся под одной кровлей. На жилой этаж поднимались по двум крытым крыльцам, в хозяйственный двор попадали по деревянному пандусу (взвозу). Двор был также двухэтажным: вверху хранились утварь и сено, внизу размещались хлева. В более южных районах жилые хозяйственные постройки располагались отдельно вокруг открытого двора-усадьбы. Другим распространенным типом дома является изба - шестистенок, т. е. объединенные под одной крышей два рядом стоящих сруба, связанные сенями и переходом. Такой дом состоит из трех жилых помещений, выходящих на главный фасад - "передо (изба-горница). По другую сторону сеней находится "озадок" - крытый двор с двумя кистями (светелка и зимовка). Весь комплекс поставлен на высокие подклети и покрыт общей кровлей. В сени ведет крытое крыльцо, стоящее на одном столбе, на второй этаж двора - пандус (взвоз). Еще один тип дома - дом "кошелем". Здесь двор и изба размещены под одной, но уже асимметричной двускатной кровлей и составляют единую плоскость переднего фасада. Высокую жилую часть нередко опоясывал балкон для закрывания ставен. Резьбой украшались преимущественно фронтоны домов, наличники и ставни окон, крыльца. В характере резьбы учитывались особенности климата в разных районах Руси. Глухая резьба (Верхнее и Среднее Поволжье), выполнявшаяся с помощью долота, была рассчитана на солнечное освещение, тогда как северная прорезная резьба при меньшем количестве солнечных дней предусматривала восприятие. Словарь
| |||