Начальная страница | Содержание
предыдущая | следующая

Славяне в Сибири: к истории вопроса о культурном взаимодействии
(XVII - начало XVIII в.)

П.Л. Николаевна

В великом русском освоении Сибири приняли участие все области Московского государства. Среди тех, кто осваивал Сибирь, можно было встретить выходцев из всех его регионов. Кроме них, в Сибири оказалось немалое число других славян - украинцев, поляков, белорусов, были здесь, кроме них, также шведы, французы, немцы.

Томские лингвисты установили, каким было точное соотношение разных русских диалектов среди первых жителей города Томска. Известно, что были среди них представители как северных, так и среднерусских и южнорусских территорий. В первой половине XVII века на северно-великорусских наречиях говорило 498 человек, на средневеликорусских - 165 человек, на южнорусских - 79 человек. В целом пропорция была такова - 6:2:1.

Но не только русские осваивали Сибирь. С начала XVII века здесь появляются и представители других славянских народов. Уже в числе строителей томского острога был назван один поляк. Немалая прослойка представлена белорусами, украинцами ("черкасами"), поляками, которых в XVII веке называли собирательным термином "литва".

Мощный приток представителей этих славянских народов приходится на вторую четверть XVII века. В 1633 в Томск было прислано 200 человек "литвы", большинство из которых были белорусы, 24 человека - украинцы (в том числе - запорожский атаман Михаил Скиба), 30 человек поляков из тех, кого называли "шляхта" (Бжицкие, Ржицкий, Сабанский, Сваровские, Хозинский, Ядловский и др.).

Население Томска в первой половине XVII века было разнодиалектным и многонациональным. В других пунктах, входивших в состав Томского разряда, ситуация была такой же, например, в Прикетье также был пестрый состав населения (литвины, донские казаки и т. д.). Это тоже были выходцы из разных частей России, Польши, Украины, Литвы. Диалектологи утверждают, что современные прикетские говоры характеризуются целым комплексом "ляшских черт" (Браславец).

В 1642 году в Сибирь были высланы запорожские казаки ("Роспись ссыльным черкасам"). После присоединения левобережной Украины в Сибири оказались те из казаков, кто "впадали в измены многие". Наряду с массой рядовых были здесь и представители казачьей старшины (полковники Матвей Гвинтовка, Василий Многогрешный, Семен Третьяк, Семен Палей, племянник Мазепы Андрей Войнаровский и др.) и даже гетманы (Демьян Многогрешный и Иван Самойлович).

Иноземцы западного происхождения, которых называли собирательным термином "литва", попадали на территорию Сибири чаще всего в качестве военнопленных. Они были представителями государств, с которыми Россия в то время вела войны. Русское государство старалось использовать себе во благо присутствие людей не только грамотных, но и неплохо образованных, знакомых с техническими и военными достижениями западной цивилизации.

Ссылка в службу - одна из самых массовых в XVII веке. Ей подвергались русские и украинские казаки, военнопленные и царедворцы. Вообще "преступников" из числа профессиональных военных в Сибири стремились определить к "ратному" делу.

Для того, чтобы бывший военнопленный поляк мог занять место в русской служилой иерархии, он должен был перейти в православие. После крещения его нарекали русским именем. С этого момента для многих из них открывался путь для того, чтобы занять достаточно высокий пост.

Многие их них становились конными казаками (собственно "литва"), некоторые - детьми боярскими, что на языке XVII века означало высокое положение на иерархической лестнице.

Основанием для этого были их профессиональные и технические знания, грамотность, а также большой жизненный опыт. Бывшие военнопленные могли вернуться на родину в том случае, если воюющие стороны производили "размен вязнями", т.е. обмен военнопленными. Не все из попавших в Сибирь этим правом пользовались, обрастая на новом месте семьей и хозяйством.

Польские фамилии в деловой письменности XVII века встречаются, когда речь идет о таких делах, как строительство новых острогов, ведение военных операций против кочевников, ведение административных дел, сбор и доставка ясака, участие в дипломатических миссиях.

Сосновский и Уртамский остроги ставились при непосредственном участии томских сынов боярских уроженцев Речи Посполитой Ю. Ядловского и Ю. Соболевского. Неоднократно отправлялся воевать против кочевников сын боярский "томский иноземец" П. Собанский. В 1635 г. один из авангардных военных отрядов под Кузнецком возглавлял отличившийся храбростью "томский поляк" Осип Михайловский. Томские же "литвины" Самсон Навацкий и Михаил Яроцкий в 1644 г. отправлялись для сбора ясака и охраны подданных русского царя от набегов киргизов.

В военной и политической истории Сибири XVII в. хорошо известны имена Я. Тухаческого, А. Дубенского, П. Хмелевского, Б. Аршинского и многих других выходцев из западнорусских земель, Белоруссии, Литвы, Польши. Неоднократно участвовал в дипломатических миссиях Петр Собанский, Я. Тухаческий, Степан Гречанин (грек по происхождению), Николай Мархлинский, Павел Рыхлевский. Последнему приходилось также Собирать ясак и доставлять его в Москву, готовить сведения и делать доклады в Казанском приказе о состоянии рынка и ценах в Томске.

"Литвины" становились также толмачами, т.е. переводчиками, причем не с западных, а с восточных языков. Устав от бесконечных поездок, в 1629 г. П. Костелецкий жалуется "на посылки частые, потому что татарский язык умею". Толмачом в городки сибирских татар был литвин Гришка Михайлов. Иногда иноземное происхождение людей с русскими именами (полученными при крещении в православие) обнаруживается лишь тогда, когда они, расписываясь в документах, пишут имена латинскими буквами.

Использование этих людей русским государством совпадало с его потребностью в тот момент в большом количестве грамотных людей, могущих вести деловую переписку, способных к ведению военной действий, а затем, когда война отошла на задний план, к осуществлению административной деятельности на новых русских землях.

Эти люди отличались в быту манерой одеваться и непривычным для русских поведением. Некоторые из них продолжали нарочито пользоваться своими

исконными именами, привозили в Сибирь привычные для себя предметы, заводили на своем подворье свойственный им уклад жизни.

Русских воевод шокировала их манера одеваться просто, не так ярко и демонстративно богато, как было принято у русских.

Их система ценностей и оценок также оказывала влияние на сибирское общество. Наиболее важным здесь можно назвать их представление о внесословной ценности человека.

Из очень известных славян, кому пришлось побывать в Сибири, можно назвать серба Юрия Крижанича. Известный идеолог панславизма и видный публицист XVII века пробыл в Сибири около 15 лет (1661 -1676). Его перу принадлежит "Повествование о Сибири".

Поляк Адам Каменский - Длужик, отбыв в середине XVII века якутскую ссылку, по возвращении домой написал книгу о своем пребывании в Сибири, о жизни и обычаях ее аборигенного и русского населения.

Постоянное присутствие южнорусов, поляков, а также русских с разных территорий Московского государства должно было привести к взаимовлияниям различных культур и отразиться на образе жизни сибиряков.

Некоторые русские свободно говорили и писали по-польски.

Историк Бахрушин С.Н. пишет о том, что русские перенимали отдельные моменты польского рыцарского кодекса и даже одевались по польской моде

В начале XVIII века большой вклад в религиозную жизнь Сибири внесли архиереи, двое из которых - митрополиты Филофей Лещинский и Иоанн Максимович - были представителями украинского духовенства.

В 1700 году Петр 1 обращается с приказом к русскому духовенству "Поискать в малороссийских городах и монастырях человека не только доброго и благого жития, но и ученого, дабы он, будучи митрополитом в Тобольске, мог, Божиею помощью исподволь, в Китае и в Сибири, в слепоте идолослужения закоснелых человек приводить в познание истинного Бога".

Филофей Лещинский (1650-1727) был родом из украинского дворянства. В молодости обучался в Киевской академии, после ее окончания женился, но рано овдовел и постригся в Киево-Печерской лавре. Став митрополитом, мечтал вернуться в лавру, постоянно поддерживал с нею связь, строил в Сибири церкви во имя Антония и Феодосия, основателей лавры, и ее главного праздника - Успения Божьей матери. Из Украины Филофей вывез немало ученых монахов, а также книг и церковной утвари для новых сибирских храмов. У него были хорошие отношения с гетманом Мазепой, филофей сохранил их с людьми Мазепы и после Полтавы. Так, в 1725 году племянник Мазепы, Андрей Войнаровский, был с честью принят в Енисейской Спасском монастыре архимандритом Даниилом.

Почти 20 лет (с перерывом) Филофей правил Сибирской епархией. Он сыграл выдающуюся роль в просвещении духовенства, строительстве храмов и монастырей, крещении инородцев, строительстве школ и даже имеет отношение к первым попыткам устройства сибирского театра. Он завещал себя похоронить в Тюменском монастыре с западной стороны, чтобы каждый входящий попирал ногами его прах. Все свое состояние он истратил на строительство Тюменского Троицкого монастыря. Наиболее ценной частью его имущества были книги. Часть из них была передана в церкви новокрещеных, часть вернулась в Киево-Печерскую лавру.

Вторым сибирским митрополитом, украинцем по происхождению, был Иоанн Максимович. Он преподавал 8 лет в Киевской академии, правил Черниговской епархией и в 1700 году основал в Чернигове коллегию. Многие члены его семьи занимали высокие посты благодаря содействию Мазепы.

В Сибири Иоанн Максимович заслужил особую любовь и почитание, он тайно творил милостыню, для чего переодевался в простое платье и приносил в дома бедняков неожиданную помощь. Осуждал нравы, царившие в тобольском руководстве. Он лишь один раз принял в своем доме князя Гагарина, возглавлявшего Сибирское управление. Никогда не пребывал в праздности, либо молился, либо работал. Скончался в 5 часов утра 10 июня 1715 года во время благовеста к утрени. Накануне он совершил литургию, затем устроил обед для духовенства и нищих, на котором прислуживал сам, а умер в келье за молитвой и коленопреклоненным. Могила его пользовалась почитанием сибиряков, ему поклонялись, говорили, что там происходили чудеса и исцеления больных.

Важнейшими заботами этих сибирских архиереев были строительство приходских храмов и развитие школьного дела в Сибири. В начале правления филофея в Сибири было 160 церквей, в конце - 448. В 1701 г. создана первая школа в Тобольске. Учителей для школ, архитекторов для строительства храмов и священников для приходов, а также книги митрополиты выписывали из Киева и других украинских городов и монастырей. Поначалу книги приходилось покупать в долг. Филофей предлагал широкую программу развития своей школы. Утверждая ее, Петр I вычеркнул некоторые предметы. В школе ставили театральные постановки на религиозные темы, т.е. с его именем связано становление театра в Сибири. В школах учили не только русских детей, но и детей коренного населения Сибири.

Таким образом, мы видим, что славяне, происходившие родом из разных русских территорий и даже бывшие ранее подданными других государств, активно взаимодействуют в Сибири с самого начала русского освоения этой территории. Несомненным является их вклад и влияние на успешность этого процесса. Обоюдополезные контакты были нормой для сибирского общества в течении всего рассмотренного периода.


предыдущая | следующая