Начальная страница | Содержание
предыдущая | следующая

Учет национально-регионального компонента при разработке курса польского языка для российской школы

А.В. Гузеева
Томский государственный педагогический университет

Вопрос о введении курса польского языка в программу российской школы возник не случайно. Поляки, проживающие на территории России, относятся к числу национальных меньшинств, в отношении которых не имелось государственной образовательной программы. Более того, на протяжении всего периода пребывания они были лишены возможности не только поддерживать связь со своей исторической родиной, но и общаться народном языке.

Одной из важных задач нашего времени является возрождение и защита языка и культуры национальных меньшинств от процесса единообразия, который размывает этнические элементы. О национальном образовании в России стали говорить не так давно, но можно утверждать, что это устойчивое направление современной образовательной политики. Развитие системы образования с национальным компонентом рассматривается как путь достижения межнациональной гармонии в регионах, а процесс воссоздания комплекса учреждений национального образования приобретает статус инновационного.

Все это происходит на фоне активного возрождения национального самосознания представителей этносов, населяющих территорию России, в том числе и поляков. Например, в Томске вновь открыл свои двери для прихожая костел, построенный в конце XIX века ссыльными поляками. Созданы два национальных центра, открыты в трех томских школах польские классы. Учащиеся этих классов имеют возможность каждый год отдыхать в летних лагерях Польши. Ежегодно приезжают к нам польские учителя. Традиционными стали для города "Дни польской культуры".

В 1994 году в Томском государственном педагогическом университете на кафедре славянской филологии открыта новая специализация "учитель польского языка", создан учебно-методический центр польского языка и культуры. Благодаря этому, многие школы не только Томской области, но и всей Сибири получат уникальных специалистов и прекрасную возможность вводить в программу новый предмет - "польский язык".

При определении методов и подходов в обучении польскому языку следует учитывать, что он преподается в русскоговорящей среде, в том числе и представителям польского этноса не как родной, а как иностранный. Такой подход обусловлен процессами языковой ассимиляции в славянских этнических группах, проживающих в русском окружении. Они стали практически русскоязычными. Поэтому дидактика должна строится на тех же принципах, что и преподавание западноевропейских языков. При этом необходимо учитывать специфику изучения славянских языков как близкородственных.

Если говорить о языковом стандарте, то можно взять за основу авторскую программу курса практического польского языка В.Я. Тихомирвой. В этой связи следует упомянуть учебное пособие "Польский язык в школе", он имеет статус первого отечественного и зарубежного учебника польского языка для русскоговорящих детей польского происхождения, проживающих на территории бывшего СССР. Но вопрос по выработке стандартов базового учебного плана для школ с этнокультурным компонентом еще не решен. Это объясняется, с одной стороны, относительной молодостью большинства национальных школ в России, а с другой, многообразием задач, стоящих перед такими школами, и подходами, предлагаемых педагогическими коллективами.

В типовой модели развития национальной школы особое место должен занимать национально-региональный компонент образования. Это значит рассматривать историю и культуру того или иного народа в контексте страны проживания. Одним из теоретических оснований этой концепции является то, что содержание образования национальной школы должно включать в себя три следующих компонента:

  1. компонент, обеспечивающий личности возможность самоидентифицироваться как представителю той или иной национальной культуры;

  2. компонент, создающий условия для вступления личности в равноправный диалог с имеющимся инокультурным окружением;

  3. компонент, обеспечивающий включенность личности в современные мировые общецивилизационные процессы. Получая такое образование учащиеся овладевают уникальными знаниями о культуре и истории определенного этноса, что дает им представление об особенностях жизни данного народа.

Что касается Томской области, то уже имеется большое количество материалов, которые могут быть использованы при подготовке лекций и семинаров по культуре и истории польской диаспоры. Свидетельством тому явилась прошедшая в мае 1999 года в г. Томске Международная научно-практическая конференция "Сибирская полония: прошлое, настоящее и будущее", где рассматривались различные аспекты жизни и деятельности поляков в Сибири, их взаимодействие с местным населением, вклад в социально-экономическое и культурное развитие сибирского региона) а также процесс возрождения полонийного движения.


предыдущая | следующая