Пищеварение. Часть 2
Задания для 3 уровня.
Тема: Пищеварение в желудке.
Задание 1
Цель:
Выяснить свойства ферментов желудочного сока, условия его активности, роль соляной кислоты в пищеварении. Выяснть роль нервной и гуморальной регуляции.
- В статье "Желудочный сок" найлите ответы на вопросы : ответы запишитев тетрадь (кратко):
а) Какой состав имеет желудочный сок, ферменты?
б) Условия пищеварения : темпертура, среда.
в) Какие вещества расщепляются в желудке?
- Работая в паре, дайте ответ на вопрос : При раздражении рецепторов ротовой полости начинается выделение желудочного сока?
- Разберите опыт И. П. Павлова по изучению условного и безусловного отделения желудоного сока (устно).
Запишите в терадь:
а)условные; б)безусловные сокоотделительные рефлексы.
- Почему стенки желудка не перевариваются? (устно, работая в паре)
- Почему у голодной собаки выделяется желудочный сок, если ей в вену ввести кровь, взятую у сытой собаки? (устно)
- В России, как правило, обед начинается с первого блюда. Дайте физиологическое обоснование этой традиции. (устно)
Проверь себя. Max. 5 баллов
- На какой из процессов повлияет изменение кислотности желудочного сока?
а) на сокращение мышц желудка и кишечника; б) на секрецию желчи;
в) на усиление активности бактерий в желудке.
- Аппетитный желудочный сок - это:
а) сок, выделяющийся до еды; б)сок, выделяющийся во время еды;
в) сок, выделяющийся после еды.
- Какую из функций желудок не выполняет?
а) переваривание белков; в) секреции пепсина;
б) секреция соляной кислоты; г) секреция желчи.
- Каким из веществ скорее всего можно вылечить изжогу, вызванную повышенной кислотностью желудочного сока?
а)содой; б) водой; в)ферментами.
- Наилучшим доказательством существования гуморальной регуляции является:
а)отделение желудочного сока при виде пищи;
б)отделение желудочного сока при раздражении блуждающего нерва;
в)отделение желудочного сока через 3 часа после еды.
Прослушайте сообщения учащихся о влиянии никотина и алкоголя на пщеварени е в желудке.
Тема: Пищеварение в кишечнике.
Задание 2
Цель:
Выяснить, при каких условиях проходит пищеварение в 12-перстной вишке, какую роль играют печень и поджелудочная железа в процессе пищеварения.
- Рассмотрите рис.63 с.100, определите, протоки каких желез впадают в 12-перстную кишку.
- Использую материал параграф 33 с.107, заполните таблицу "Пищеварение в двенадцатиперстной кишке".
- Рассмотрите рис.68 с.107, найдите в нем печень. По какому сосуду кровь от кишечника поступает в печень? Почему на рисунке он окрашен в фиолетовый цвет. Какие фукции выполняет печень? (устно)
Проверь себя. Max. 5 баллов
- Куда желчь попадает из печени?
- Какоав функция печени?
- Сколько кишечного сока образуется за сутки?
- К каким железам относится поджелудочная железа?
- Протоки каких желез впадают в 12-перстную кишку?
Задание 3
Цель:
Выяснить этапы пищеварения в тонком кишечнике, биологическое значение всасывания, строение и функции кишечных ворсинок.
- Прочитайте статью "Пищеварение в тонкой кишке" (параграф 34). Заполните таблицу "Этапы пищеварения в тонкой кишке".
- Рассмотрите рис.69 с.110, найдите ответ на вопрос о строении ворсинок. Обратите внимание на строение стенки ворсинки. Объясните, куда через стенки ворсинок попадают глюкоза, жиры, аминоксилоты. (устно, работая в паре).
- Прочитайте статью "Пищеварение в толстой кишке" (с.111), запишите в тетрадь функции толстой кишки.
- Какое значение для переваривания пищи имеет большая длина кишечника?(устно)
- Где находится аппендикс? Каковы признаки аппендицита? (устно)
Проверь себя. Maх. 10 баллов
Напротив цифр левого столбца поставьте соответсвующие цифры правого:
I. Ротовая полость; 1. Измельчение пищи; 2. Расщепление жира молока;
II. Желудок; 3. Частичное расщепление крахмала;
III. Тонкая кишка; 4. Расщепление жиров; 5. Расщепление белков;
IV. Толстая кишка. 6. Всасывание веществ; 7.Дальнейшее расщепление
белков до аминокислот; 8. Завершение расщепления
углеводов до глюкозы; 9. Всасывание воды;
10. Расщепление жиров до жирных кислот и глицерина;
11. Формирование каловых масс.
Подведение итога урока, подсчет баллов и выставление оценок:
Мах. 20-18 баллов - оценка 5
17-16 баллов - оценка 4
Домашнее задание:
параграф 32-34, повторить параграф 29-30, таблица на с.112
|