Плазма крови
Задания для учащихся 3 уровня
Задание 1
Цель:
Проверка опорных знаний учащихся по теме "Внутренняя среда организма".
Инструкция:
После выполнения задания возьми код ответов у учителя(взаимопроверка). Один ответ- 1 балл, макс. 9 баллов.
- Чем заполнены водяные пузыри, образующиеся при ожоге?
а) лимфа
б) межклеточное вещество
в) кровь
- Что может произойти, если надолго туго перевязать палец?
а) он опухнет и посинеет
б) он побелеет и потеряет чувствительность
в) он не изменит свой вид и цвет
- Формленные элементы крови имеющие ядро- это?
а) тромбоциты
б) лейкоциты
в) эритроциты
- Состав внутренней среды организма всегда...
а) постоянный, неизменный
б) постоянно изменяется
в) относительно постоянный
- Вместо точек в вопросе поставь нужные слова. (запиши только слова)
а) ... функция крови обеспечивающая выработку веществ, необходимых для борьбы с микроорганизмами.
б) Постоянство внутренней среды организма поддерживается процессом ...
в) При потертости кожи образуется водяная мозоль, она заполнена ...
г) Лимфа собирается в ... сосуды
д) межклеточное вещество ... образуют внутреннюю среду организма
После выполнения работы подсчитай колличество баллов (взаимопроверка)
макс. 9-8 баллов, оценка 5
7-6 - 4
5-4 - 3
3 - 2
Задание 2
Цель:
Выяснить состав плазмы крови. Осоьенности его солевого состава.
- Прочитайте статью"Состав плазмы " с. 44 Составьте схему: (запишите ее в тетрадь)
- Прочитайте следующие утверждения:
А. В плазме крови и в цитоплазме живых клеток концентрация хлорида натрия одинакова и равна 0,9%
Б. Мембрана клеток живых организмов и человека проницаема не для всех веществ: она пропускает воду, но не пропускает соли.
Используя эти утверждения, обьясните результаты опытов, которые описаны во втором и третьем абзацах статьи " Солевой состав плазмы". Ответьте на вопросы: Почему не изменяются свойства крови, если человеку при больших ее потерях ввели физиологический раствор? Почему кровь в пробирке станет прозрачной, если к ней прилить дистилированную воду? Почему эритроциты сморщиваются, если в кровь добавить раствор поваренной соли большой концентрации ( 2% или 5%)? Почему кровь не может переносить необходимое для жизнидеятельности организма количество кислорода, если концентрация солей в плазме езменяются?
Объясните содержание рис. 27 учебника.
- Запишите в тетрадь следующие определения: Физиологический раствор, гемоглобин, значение плазмы крови.
Проверь себя: Инструкция.
После выполнения задания возьми код ответа у учителя.
- В пробирку с кровью добавили дистилированную воду, что произойдет?
а) эритроциты разбухнут и погибнут
б) эритроциты сморщаться и ументшаться
в) никаких изменений не произойдет
- В пробирку с кровью добавили 2% раствор хлорида натрия, что произойдет?
а) эритроциты разбухнут
б) эритроциты сморщатся
в) ничего не произойдет
- Вместо точек поставь нужный термин
а) Плазма крови ... жидкость
б) Состав плазмы ... постоянный
в) Красящие вещество эритроцитов ...
г) 0,9% раствор хлорида натрия ...
д) Находящийся в море и лишенный пресной воды человек, погибает, т. к. в его крови ... содержание солей
Задание 3
Цель:
Выяснить механизм свертывания крови. Понят значение крови - как защитной реакции организма.
- Используя материал статьи " Свертывание крови" на с. 44 учебника ответьте на вопросы:
а) Какие условия необходимы для свертывания крови (запишите их в тетрадь)
б) Найдите нити нерастворимого белка фибрина на правой части части учебника рис. 26. Определите какие форменные элементы кетки ачаствуют в образовании тромба (запишите в тетради).
в) Запишите определения:
Плазма крови - это ...
Сыворотка крови - это ...
Тромб - это ...
г) Рассмотрите рис. 26 ответьте, почему кровь в сосуде свернулась? Почему объем тромба больше объема форменных элементов крови? (устно).
Проверь себя: ( взаимопроверка ). Все закрой. Код правильных ответов возьми у учителя. Макс- 5 баллов.
- Свернувшиеся кровь.
Подпиши 1-? 2-?
- Запиши названия компонентов образующих тромб.
- Чем сыворотка крови отличается от плазмы крови?
а) составом белка
б) составом белков фибрина
в) составом белков фибриногена
Задание 4
Цель:
Выяснить значение переливания крови. Познакомиться с группами крови.
- Проанализируйте схему совместимости групп крови при переливании ( рис. 28 с. 46 ). Что обозначают цифры и стрелки на этой схеме? В каких случаях переливания крови опасно для жизни человека. (устно).
- Запишите в тетрадь схему совместимости групп крови. Выпишите из текста слова выделенные курсивом.
Проверь себя (взаимопроверка ) Макс. 8 баллов.
- В поликлинике была кровь 1 и 3 групп. У больного потерявшего много крови оказалось кровь 2 группа крови. Как ему помочь?
- Колличество групп связано с содержанием ...
- Резус-фактор - особый белок, содержащийся в ...
- В донорскую кровь добавляют вещества выводящие ... в осадок
- Группа крови - это ... признак.
Подведение итогов урока и подсчет баллов.
|