Начальная страница | Содержание
предыдущая | следующая

Плазма крови

Задания для учащихся 3 уровня

Задание 1

Цель:

Проверка опорных знаний учащихся по теме "Внутренняя среда организма".

Инструкция:

После выполнения задания возьми код ответов у учителя(взаимопроверка). Один ответ- 1 балл, макс. 9 баллов.

  1. Чем заполнены водяные пузыри, образующиеся при ожоге?

    а) лимфа

    б) межклеточное вещество

    в) кровь

  2. Что может произойти, если надолго туго перевязать палец?

    а) он опухнет и посинеет

    б) он побелеет и потеряет чувствительность

    в) он не изменит свой вид и цвет

  3. Формленные элементы крови имеющие ядро- это?

    а) тромбоциты

    б) лейкоциты

    в) эритроциты

  4. Состав внутренней среды организма всегда...

    а) постоянный, неизменный

    б) постоянно изменяется

    в) относительно постоянный

  5. Вместо точек в вопросе поставь нужные слова. (запиши только слова)

    а) ... функция крови обеспечивающая выработку веществ, необходимых для борьбы с микроорганизмами.

    б) Постоянство внутренней среды организма поддерживается процессом ...

    в) При потертости кожи образуется водяная мозоль, она заполнена ...

    г) Лимфа собирается в ... сосуды

    д) межклеточное вещество ... образуют внутреннюю среду организма

После выполнения работы подсчитай колличество баллов (взаимопроверка)

макс. 9-8 баллов, оценка 5
7-6 - 4
5-4 - 3
3 - 2

Задание 2

Цель:

Выяснить состав плазмы крови. Осоьенности его солевого состава.

  1. Прочитайте статью"Состав плазмы " с. 44 Составьте схему: (запишите ее в тетрадь)

  2. Прочитайте следующие утверждения:

    А. В плазме крови и в цитоплазме живых клеток концентрация хлорида натрия одинакова и равна 0,9%

    Б. Мембрана клеток живых организмов и человека проницаема не для всех веществ: она пропускает воду, но не пропускает соли.

    Используя эти утверждения, обьясните результаты опытов, которые описаны во втором и третьем абзацах статьи " Солевой состав плазмы". Ответьте на вопросы: Почему не изменяются свойства крови, если человеку при больших ее потерях ввели физиологический раствор? Почему кровь в пробирке станет прозрачной, если к ней прилить дистилированную воду? Почему эритроциты сморщиваются, если в кровь добавить раствор поваренной соли большой концентрации ( 2% или 5%)? Почему кровь не может переносить необходимое для жизнидеятельности организма количество кислорода, если концентрация солей в плазме езменяются?

    Объясните содержание рис. 27 учебника.

  3. Запишите в тетрадь следующие определения: Физиологический раствор, гемоглобин, значение плазмы крови.

Проверь себя: Инструкция.

После выполнения задания возьми код ответа у учителя.

  1. В пробирку с кровью добавили дистилированную воду, что произойдет?

    а) эритроциты разбухнут и погибнут

    б) эритроциты сморщаться и ументшаться

    в) никаких изменений не произойдет

  2. В пробирку с кровью добавили 2% раствор хлорида натрия, что произойдет?

    а) эритроциты разбухнут

    б) эритроциты сморщатся

    в) ничего не произойдет

  3. Вместо точек поставь нужный термин

    а) Плазма крови ... жидкость

    б) Состав плазмы ... постоянный

    в) Красящие вещество эритроцитов ...

    г) 0,9% раствор хлорида натрия ...

    д) Находящийся в море и лишенный пресной воды человек, погибает, т. к. в его крови ... содержание солей

Задание 3

Цель:

Выяснить механизм свертывания крови. Понят значение крови - как защитной реакции организма.

  1. Используя материал статьи " Свертывание крови" на с. 44 учебника ответьте на вопросы:

    а) Какие условия необходимы для свертывания крови (запишите их в тетрадь)

    б) Найдите нити нерастворимого белка фибрина на правой части части учебника рис. 26. Определите какие форменные элементы кетки ачаствуют в образовании тромба (запишите в тетради).

    в) Запишите определения:

    Плазма крови - это ...

    Сыворотка крови - это ...

    Тромб - это ...

    г) Рассмотрите рис. 26 ответьте, почему кровь в сосуде свернулась? Почему объем тромба больше объема форменных элементов крови? (устно).

Проверь себя: ( взаимопроверка ). Все закрой. Код правильных ответов возьми у учителя. Макс- 5 баллов.

  1. Свернувшиеся кровь.

    Подпиши 1-? 2-?

  2. Запиши названия компонентов образующих тромб.

  3. Чем сыворотка крови отличается от плазмы крови?

    а) составом белка

    б) составом белков фибрина

    в) составом белков фибриногена

Задание 4

Цель:

Выяснить значение переливания крови. Познакомиться с группами крови.

  1. Проанализируйте схему совместимости групп крови при переливании ( рис. 28 с. 46 ). Что обозначают цифры и стрелки на этой схеме? В каких случаях переливания крови опасно для жизни человека. (устно).

  2. Запишите в тетрадь схему совместимости групп крови. Выпишите из текста слова выделенные курсивом.

Проверь себя (взаимопроверка ) Макс. 8 баллов.

  1. В поликлинике была кровь 1 и 3 групп. У больного потерявшего много крови оказалось кровь 2 группа крови. Как ему помочь?

  2. Колличество групп связано с содержанием ...

  3. Резус-фактор - особый белок, содержащийся в ...

  4. В донорскую кровь добавляют вещества выводящие ... в осадок

  5. Группа крови - это ... признак.

Подведение итогов урока и подсчет баллов.


предыдущая | следующая