<<< назад  |   cодержание  |   вперед >>>  
  

Введение

                                                                       Нужно учить жить так, чтобы
                                                                       люди, насколько это возможно, 
                                                                       приобретали знания не из книг, 
                                                                       но из неба, земли, из дубов и буков, то
                                                                       есть чужие только наблюдения и 
                                                                       свидетельства о вещах.
           Ян Амос Каменский

Зависимость человека от природы и природы от масштабов, форм и направлений деятельности человека существовала на всех этапах человеческой истории. В наши дни эта зависимость обнаруживается крайне драматическим образом, ставя под угрозу саму возможность существования человеческого общества.

Разрешение этой проблемы видится в переориентации ценностей, взглядов и поведения отдельных лиц и общества в целом в отношении к окружающей среде. С чего начинать?

Природа создала свое чудесное изобретение - человеческий мозг -таким образом, что в течение первых шести лет жизни он поглощает информацию с поразительной быстротой. Установлено, что за первые шесть лет жизни дети узнают в три раза больше, чем за всю остальную жизнь. В эти годы они фактически приобретают базовый уровень по самым различным направлениям.

Поэтому важно чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте научился осознанно воспринимать целостность окружающего мира, мог видеть взаимосвязь и взаимозависимость природных явлений, зависимость своей жизни от благополучия жизни природы вообще, и окружающей его природы, в частности.

Сформировать осознанно правильное отношение дошкольников к природе, ее явлениям и объектам можно только на примерах, которые они наблюдают повседневно, то есть дети могут полюбить и научиться беречь лишь то, что их непосредственно окружает. Экологическое воспитание детей через природу родного края значительно облегчает воспитательную работу, делает ее содержательнее, так как природа выступает здесь "не каким-то придатком, фоном умственных интересов, а самой сутью жизненной среды, где ребенок рождается, живет, познает окружающую действительность и самого себя, учится восприятию красоты природы, ее гармонии".

Осознание этого положения, а также практический опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста (на базе ДОУ N 63 "Сказка") актуализировали создание системной разработки мероприятий экологической направленности, базирующейся на природном материале области.

Целью данной разработки является развитие экологической культуры на основе постижения самоценности природы родного края.

Для ее реализации были сформулированы следующие задачи:

  • формировать у детей представления о природном мире области, развивать интерес к нему;
  • учить воспринимать природу как самоценный субъект, видеть красоту, уникальность и совершенство в каждом организме;
  • формировать позитивный практический опыт взаимодействия с окружающей природой, природосозидающие умения и навыки.
  • Практика работы с детьми старшего дошкольного возраста, а также диагностика сформированности природоведческих знаний и умений показали достаточный уровень, чтобы руководствоваться им в своем субъективном поведении. Но это лишь в идеале и в теории. На практике же наблюдалось такое явление, когда ребенок знал, как поступить правильно, но реально вел себя иным образом, то есть происходило расщепление поведения на соответствующее заученным нормам вербальное и неадекватное им реальное.

    Объяснений такому поведению было множество:

  • несоответствие полученных знаний и подтверждающих их практических наблюдений (нельзя брать диких животных домой! - наблюдение за ежиком в уголке природы, нельзя загрязнять водоемы! - совместное с отцом мытье машины в реке и т.п.);
  • отсутствие представлений о схеме практической природосозидающей деятельности и т.д. Но каждое из них убеждало в необходимости создания новой экологической воспитательной модели для дошкольников, базирующейся на формах непосредственного общения детей с природой родного края, как наиболее доступном и значимом для них.
  • Это положение определило особенность данной разработки: приоритетным направлением в экологическом воспитании в ней является формирование природосозидающих навыков и умений, базирующихся на формах непосредственного общения детей с природой родного края (экскурсии в лес, на водоемы и т.д.)

    При этом учитываются следующие факторы:

  • пяти-семилетние дети отличаются повышенной восприимчивостью к положительной оценке их деятельности со стороны взрослых, поэтому необходимо создание условий, при которых деятельность детей будет: личностно и социально значима (создание моей "Красной книги", участие в масштабных пропагандистских мероприятиях: от экологического занятия с малышами - до участия в городском конкурсе экологических агитбригад и т.п.);
  • человеческая психика устроена так, что она запоминает сценарии поведения и при необходимых условия* воспроизводит их. Но для того, чтобы запомнить, нужно хотя бы один раз прокрутить этот сценарий, не просто усвоить на уровне правил, а именно поучаствовать в нем, то есть проиграть (экологические рейды в Кисловский и Тимирязевский лес, посадка деревьев и кустарников, цветов и т.п.);
  • мероприятия экологической направленности носят развивающий характер, где результаты и выводы в процессе деятельности не навязываются детям, не преподносятся как данность, а органично вытекают из всего, что они увидели, услышали, почувствовали, осмыслили, сделали своими руками и применили на практике (экскурсии, наблюдения, опыты, моделирование и т.п.).
  • Определена тематика мероприятий, включающих в себя наблюдения за объектами как живой, так и неживой природы. Практика работы показала целесообразность возврата к одной и той же теме несколько раз, рассматривая ее в системе других понятий, в разные времена года.

    Сочетание естественно-научного и историко-культурного (использование при работе загадок, пословиц, легенд, месяцеслова, музыкальных произведений и т.п.) материалов позволило при реализации данной экологической модели в равной степени уделить внимание познавательному и-эмоционально-нравственному развитию детей.

    Приоткрыть для детей тайны природы, дать возможность ощутить свое единство с ней - огромное счастье. Но, к сожалению, возможности ДОУ ограничены, и многие наблюдения организовать крайне сложно. Необходимо тесное сотрудничество с семьей, имеющей большие возможности для выезда за город в любое время года, соответственно и проведения там прогулок и экскурсий.

    Поэтому, предлагаемая методическая разработка включает в себя два направления:

  • ребенок - природа;
  • родитель - ребенок - природа.
  • Второе направление включает в себя методические разработки для родителей по ознакомлению и формированию опыта общения детей с природой родного края, а также информационный проблемный материал для самих родителей.

    Вполне очевидно, что чем теснее общение с природой, тем эффективнее экологическое воспитание. Поэтому большая часть занятий носит внеаудиторный характер (занятия в лесу, у водоема, в музее, на участке и т.д.).

    Беседы, ситуационно-ролевые игры, наблюдения, экскурсии по городу и за его пределы, в музеи, выставочные залы, экологические центры, чтение произведений о природе, тематические развлечения, реализация различных экологических проектов ("Жалобная книга природы", "Очистим нашу планету", "Птичья столовая", "Цветы -первоцветы" и т.д.), позволивших соединить воедино теорию и практику, занятия и развлечения, проведенные для малышей - вот примерный перечень мероприятий, проводимых с детьми в рамках реализации предлагаемой разработки, позволивших утвердиться во мнении: экологически ориентированная деятельность детей старшего дошкольного возраста может быть увлекательна, разнообразна, личностно и общественно значима!

      
    Наверх страницы