<< назад    содержание главы    вперед >>
 
  

Место для селения

Собираясь строить новое поселение, необходимо подобрать место, что могут сделать люди сильной веры, тонкого чутья и жизненной мудрости. Доброе, благоприятное место находили с помощью иконы, пустив ее по воде - "где прибилась к берегу, там и жить". В более древние времена обращались к идолам, которые также пускали по воде с просьбами и молитвами. Человек определял такое место, слушая свое сердце или применяя "лозу", похожую на современные рамки-измерители потоков энергии. Есть и приметы, и гадания, благодаря которым образовались многие известные селения и города. Обычно первый строевой лес пускали по реке, и где он прибивался, там и городу быть. Бывало, что постоит-постоит, да и уплывет подальше - значит, уводит людей от недоброго.

"Якуты в старину срывали пучок живой зеленой травы и пускали по течению: где она остановится, там и устраивались жить. "Гадание было для наших пращуров не просто способом взгляда в будущее, как обычно понимают его теперь". [I]. Гадание помогало почувствовать волю богов, их помощь и поддержку.

"Собираясь закладывать новую деревню, уже в христианские времена славяне нередко запрягали в сани молодого, "неезженого" жеребца и, усердно помолясь, отправлялись с ним в лес. Там в сани грузили первое подходящее строевое дерево, после чего жеребцу позволяли идти, куда ему вздумается. Где он останавливался, можно было селиться. В частности, так выбирали место для церкви; хотя при внимательном рассмотрении все элементы обряда, кроме молитв, оказываются чисто языческими. Здесь и мистическое значение всего "самого первого" (впервые запряженный конь, первое дерево) и непременные сани (в какое бы время года это ни происходило; сравним с этим обычаем зимою и летом везти покойного на кладбище в санях). Кстати, если на месте остановки коня в самом деле закладывали сруб (церковь для будущей деревни), привезенное "самое первое" дерево устанавливали посередине будущего дома". [2].