Занятие N 20
Проективные методики как средство самопознания
Цель занятия:
- У учащихся сформировано представление об основных защитных
механизмах.
- Учащихся знакомы с проективными методиками и их назначением.
Рекомендуемая литература:
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие:
в 2 кн. - 2-е изд., перераб. И доп. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,
1998.
- Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. -
М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 512 с., ил.
Ход занятия.
В основе проективных методов лежит принцип
психологической проекции, согласно которому испытуемый
проецирует, т.е. отражает на достаточно неструктурированный стимульный
материал (цвета, сказочные персонажи, пятна неопределенной формы и т.п.)
свои неосознаваемые или скрываемые потребности, комплексы, переживания,
мотивы.
Один из проективный тестов, который можно использовать
для изучения личности старшего подростка - тест "Несуществующее
животное".
Средства: белые листы бумаги, простые карандаши и
резинка.
Инструкция: придумать и нарисовать несуществующее
животное и назвать его несуществующим именем.
Категории оценивания рисунка в тесте "Несуществующее
животное":
Категория. |
Интерпретация. |
Смещение рисунка вверх. |
Высокая самооценка, претензия на
признание |
Смещение рисунка вниз |
Неуверенность в себе, низкая
самооценка |
Голова направлена вправо |
Устойчивая тенденция к
деятельности. |
Голова направлена влево |
Тенденция к рефлексии,
размышлению. |
Положение головы - в фас |
Эгоцентризм. |
Уши |
Значимость мнений окружающих. |
Глаза, резкая подрисовка радужки |
Тревожность, страх. |
Ресницы. |
Показатель демонстративных манер. |
Рот приоткрыт без подрисовки губ |
Болтливость. |
Рот с подрисовкой губ |
Чувственность. |
Прорисовка зубов |
Вербальная агрессия. |
Рога |
Агрессия |
перья |
Тенденция к самоукрашению. |
Грива, шерсть, подобие прически |
Чувственность, подчеркивание своего
пола |
Основательность опорной части |
Рациональность принятия решений, |
Соединенность ног с туловищем |
Это характер контроля за своими
рассуждениями |
Степень разнообразия опорных
элементов |
Творческое начало, порой
инакомыслие |
Украшающие элементы над уровнем
фигуры |
Демонстративность, |
Направление хвоста - вправо вверх |
Положительное отношение к своим
действиям |
Направление хвоста - влево вверх |
Положительное отношение к своим
решениям |
Направление хвоста - вправо вниз |
Сожаление о каких-либо действиях |
Направление хвоста - влево вниз |
Сожаление о каких-либо
размышлениях |
Выступы типа шипов, панцырей, игл, затемнений
контура |
Защита от окружающих |
Острые углы по контурам |
Агрессивная защита |
Запачканные линии контура |
Справа - защита реальной деятельности, слева -
защита своих убеждений |
Обилие дополнительных деталей |
Высокая энергия |
Степень нажима |
Сильный нажим - высокая степень
тревожности |
Вмонтированность механических деталей |
Шизоидность личности. |
Соединение в названии смысловых
частей |
Рациональность |
Рекомендации педагогу-психологу: необходимо
проанализировать рисунки учащихся после их самостоятельного анализа. Можно
развить дискуссию о причинах такого рода интерпретации. Необходимо
обратить внимание учащихся на то, что данная методика не является чем-то
статичным и неизменным - это лишь отражение внутреннего мира на
определенный момент.
Задание:
Написать сочинение от имени какого-либо неодушевленного
предмета.
|