Начальная страница  |   Приложение   |   Список литературы   |  
Назад Вперед
К оглавлению

Занятие N 13

Эмоциональное общение

Цели занятия:

  1. Учащихся знакомы с понятием "эмоциональное общение".
  2. У учащихся сформировано представление о основных видах эмоционального общения.
  3. Учащиеся владеют навыками психологической защиты от отрицательного эмоционального общения.

Эмоциональное общение - это общение, при котором эмоциональная информация, эмоциональный обмен, является ведущим в процессе общения.

2 основных вида эмоционального общения.

Положительное эмоциональное общение - поглаживания - это различные способы эмоциональной поддержки своего собеседника.

  1. Поддакивание. Например: да, да, ты прав; а как же иначе.
  2. Комплименты.
  3. Виды комплиментов:

      Косвенный.
    1. "Минус-плюс" - сначала маленький отрицательный, а затем огромный положительный. Например: "Пожалуй, я не могу сказать, что Вы хороший работник, но для нас Вы великий специалист". Психологическое состояние схоже с балансированием над пропастью. Сначала - ужас от мысли о смерти, а потом радость - "жив!" Такой комплимент более эмоционален и больше запоминается. Но, отрицательного в нем должно быть меньше, а положительного - больше.
    2. Человек сравнивается с чем-нибудь самым дорогим для делающего комплимент. Но необходимо соблюдение следующих правил:
      1. Чтобы он выглядел не искусственно необходимо существование близких и доверительных отношений между собеседниками.
      2. Партнер должен знать, сколь важно для нас то, с чем мы его сравниваем.
    3. Помощь критике. Например: "Иванов, ты просто подкупаешь меня своим постоянством! Ты никогда не приходишь на работу вовремя!" Т.е. по форме - это комплимент, а по содержанию - критика.

    Ответ на комплимент: "Это благодаря Вам!" Например: "Меня восхищает Ваше остроумие!" - "Трудно быть другим, находясь рядом с человеком, который шутит столь тонко, как Вы!"

  4. Дружеские жесты и мимика.
  5. Например, хлопок о плечу, обнимание, подмигивание.

  6. Эмоциональное заступничество.
  7. Например: "Чего Вы к человеку пристали? Он все делает правильно."

  8. Похвала (не за внешность).
  9. Проявление нежности.
  10. Например: "Ах, ты мой милый!"

  11. Проявление жаления (не жалости).
  12. Например: "Ах, ты бедненький!"

  13. Успокаивание.
  14. Например: "Не волнуйся, дорогой."

  15. Проявление содружества.
  16. Например: "Ничего мы это преодолеем!"

  17. Использование имени собеседника.
    1. Само звучание имени оказывает большое воздействие на человека.
    2. Имя начальника. Например: "Интересно, откуда он меня знает?"
  18. Внушайте собеседнику сознание их значительности и делайте это искренне.
  19. Например, лучше всего обращаться с просьбой к человеку, начиная с такой фразы: "Извините за беспокойство!" Это даст вам выгодное положение, т.к. человек почти всегда занят или хочет чтоб так думали другие. Или другая фраза: "Я хотел бы с вами посоветоваться."

Правило: Общение протекает благоприятно и собеседники чувствуют себя комфортно, если число посланных "поглаживаний" соответствует числу полученных. Если их недостаточно или, слишком много - возникает чувство неуютности (или неуместности разговора).

Отрицательное эмоциональное общение, "укол" - это способ эмоционального общения, который направлен на наказание собеседника.

Виды уколов:

  1. Выражение демонстративного безразличия к своему партнеру по общению.
  2. Например: "Меня это не касается!", "Это твои проблемы", "Моя хата с краю", "Не буду я в этом участвовать!".

  3. Выражение демонстративной холодности. Например, "Это тебя должно волновать, а не меня!", "Я тебя не люблю, ты мне надоел" и т.д.
  4. Выражение демонстративного пренебрежения. Например, "Еще чего! Этому лентяю я помогать не собираюсь, я с таким не дружу!".
  5. Выражение демонстративного презрения. Например, "Как же я его ненавижу!", "Еще молоко на губах не обсохло!" и т.д.
  6. Насмешливые высказывания. Например, "Да что её слушать!", "Ну и дурак же ты!", "Это и ежу понятно!" и т.д.
  7. Высокомерные высказывания. Например, "Ты ничего не знаешь и не понимаешь!", "Я самый умный, а все остальные - дураки!" и т.д.
  8. Проявление ехидства. Например, "Ты сегодня такая красивая, как привидение!", "У тебя что, руки не туда пришиты?" и т.д.
  9. Грубые высказывания. Например, "Отстань!", "Сгинь с моих глаз!", "Дурак!".
  10. Унижения с помощью жестов, мимики, позы. Например, "У тебя не все дома!" и т.д.
  11. Стремление отмстить поступком на зло.

Желание наказать, как правило, во много раз сильнее полученной обиды. Поэтому нужно учиться защищаться от уколов

Психологическая защита.

Психологическая защита - это система психологических приемов, направленная на то, чтобы отрицательный психологический фактор потерял свою разрушительную силу для здоровья человека.

Приемы:

  1. Проанализировать причину, которая заставляет человека наносить уколы. (Если вы виноваты, постарайтесь показать своему собеседнику, что вы все поняли, осознали и помиритесь с ним. Если вы не виноваты - начинайте пользоваться приемами психологической защиты.
  2. Вызов состояния бесстрастия.

Вопросы:

  1. Относится ли к положительному эмоциональному общению преподнесение различного рода подарков человеку?
  2. Какие способы защиты от уколов являются наиболее действенными с вашей точки зрения?

Наверх страницы