Занятие N 13
Эмоциональное общение
Цели занятия:
- Учащихся знакомы с понятием "эмоциональное общение".
- У учащихся сформировано представление о основных видах эмоционального общения.
- Учащиеся владеют навыками психологической защиты от отрицательного эмоционального общения.
Эмоциональное общение - это общение, при котором эмоциональная информация, эмоциональный обмен, является ведущим в процессе общения.
2 основных вида эмоционального общения.
Положительное эмоциональное общение - поглаживания - это различные способы эмоциональной поддержки своего собеседника.
- Поддакивание. Например: да, да, ты прав; а как же иначе.
- Комплименты.
Виды комплиментов:
Косвенный.
- "Минус-плюс" - сначала маленький отрицательный, а затем огромный положительный. Например: "Пожалуй, я не могу сказать, что Вы хороший работник, но для нас Вы великий специалист". Психологическое состояние схоже с балансированием над пропастью. Сначала - ужас от мысли о смерти, а потом радость - "жив!" Такой комплимент более эмоционален и больше запоминается. Но, отрицательного в нем должно быть меньше, а положительного - больше.
- Человек сравнивается с чем-нибудь самым дорогим для делающего комплимент. Но необходимо соблюдение следующих правил:
- Чтобы он выглядел не искусственно необходимо существование близких и доверительных отношений между собеседниками.
- Партнер должен знать, сколь важно для нас то, с чем мы его сравниваем.
- Помощь критике. Например: "Иванов, ты просто подкупаешь меня своим постоянством! Ты никогда не приходишь на работу вовремя!" Т.е. по форме - это комплимент, а по содержанию - критика.
Ответ на комплимент: "Это благодаря Вам!" Например: "Меня восхищает Ваше остроумие!" - "Трудно быть другим, находясь рядом с человеком, который шутит столь тонко, как Вы!"
- Дружеские жесты и мимика.
Например, хлопок о плечу, обнимание, подмигивание.
- Эмоциональное заступничество.
Например: "Чего Вы к человеку пристали? Он все делает правильно."
Похвала (не за внешность).
- Проявление нежности.
Например: "Ах, ты мой милый!"
- Проявление жаления (не жалости).
Например: "Ах, ты бедненький!"
- Успокаивание.
Например: "Не волнуйся, дорогой."
- Проявление содружества.
Например: "Ничего мы это преодолеем!"
- Использование имени собеседника.
- Само звучание имени оказывает большое воздействие на человека.
- Имя начальника. Например: "Интересно, откуда он меня знает?"
- Внушайте собеседнику сознание их значительности и делайте это искренне.
Например, лучше всего обращаться с просьбой к человеку, начиная с такой фразы: "Извините за беспокойство!" Это даст вам выгодное положение, т.к. человек почти всегда занят или хочет чтоб так думали другие. Или другая фраза: "Я хотел бы с вами посоветоваться."
Правило: Общение протекает благоприятно и собеседники чувствуют себя комфортно, если число посланных "поглаживаний" соответствует числу полученных. Если их недостаточно или, слишком много - возникает чувство неуютности (или неуместности разговора).
Отрицательное эмоциональное общение, "укол" - это способ эмоционального общения, который направлен на наказание собеседника.
Виды уколов:
- Выражение демонстративного безразличия к своему партнеру по общению.
Например: "Меня это не касается!", "Это твои проблемы", "Моя хата с краю", "Не буду я в этом участвовать!".
- Выражение демонстративной холодности. Например, "Это тебя должно волновать, а не меня!", "Я тебя не люблю, ты мне надоел" и т.д.
- Выражение демонстративного пренебрежения. Например, "Еще чего! Этому лентяю я помогать не собираюсь, я с таким не дружу!".
- Выражение демонстративного презрения. Например, "Как же я его ненавижу!", "Еще молоко на губах не обсохло!" и т.д.
- Насмешливые высказывания. Например, "Да что её слушать!", "Ну и дурак же ты!", "Это и ежу понятно!" и т.д.
- Высокомерные высказывания. Например, "Ты ничего не знаешь и не понимаешь!", "Я самый умный, а все остальные - дураки!" и т.д.
- Проявление ехидства. Например, "Ты сегодня такая красивая, как привидение!", "У тебя что, руки не туда пришиты?" и т.д.
- Грубые высказывания. Например, "Отстань!", "Сгинь с моих глаз!", "Дурак!".
- Унижения с помощью жестов, мимики, позы. Например, "У тебя не все дома!" и т.д.
- Стремление отмстить поступком на зло.
Желание наказать, как правило, во много раз сильнее полученной обиды. Поэтому нужно учиться защищаться от уколов
Психологическая защита.
Психологическая защита - это система психологических приемов, направленная на то, чтобы отрицательный психологический фактор потерял свою разрушительную силу для здоровья человека.
Приемы:
- Проанализировать причину, которая заставляет человека наносить уколы. (Если вы виноваты, постарайтесь показать своему собеседнику, что вы все поняли, осознали и помиритесь с ним. Если вы не виноваты - начинайте пользоваться приемами психологической защиты.
- Вызов состояния бесстрастия.
Вопросы:
- Относится ли к положительному эмоциональному общению преподнесение различного рода подарков человеку?
- Какие способы защиты от уколов являются наиболее действенными с вашей точки зрения?
|