Cодержание  |   Раздел 1  |   Раздел 2  |   Раздел 3  |   Раздел 4  |   Раздел 5
 
   Назад      Вперед   
  

Латинский язык для биологов и медиков в системе гимназического образования

Н.Н.Абакумова (ЗАХЛ)

В последнее время большое внимание уделяется проблеме личностно ориентированного образования и интеграции в процессе обучения. Введение курса латинского языка в систему гимназического образования отвечает концепции личностно ориентированного образования и включает в себя весь накопленный за десятилетия опыт новаторской деятельности.

Интеграция курса латинского языка с общей биологией позволяет ученикам приобщиться к научному стилю мышления, в формировании которого естественнонаучные учебные предметы играют важную роль.

Однако, анализ 1060 публикаций в журнале "Биология в школе" 1990-1998 годов показал, что только две статьи в той или иной степени отвечают поставленной проблеме. Отсутствуют программы и нет чётко отработанной методологии преподавания, которая была бы ориентирована именно на школьников.

Разработанный нами курс латинского языка для медиков и биологов преподаётся в системе модульного обучения в 10-11 классах по 1 часу в неделю на базе Заозёрного архитектурно-художественного лицея. Предполагаемый курс исходит из современного естественнонаучного образования, предполагающего не просто изучение ещё одного языка, но рассмотрение его как инструмента дальнейшей профессиональной деятельности. Курс имеет как общеобразовательное, так и практическое значение.

Двухгодичный курс обучения включает в себя знакомство с историей латинского языка, фонетикой, графикой, морфологией и лексикой. Знакомство с историей латинского языка просто необходимо, чтобы создать целостную картину, проследить историческое развитие языка и его влияние на лингвистику в целом.

Особое внимание уделяется грамматике латинского языка. Грамматика в данном случае вводится постепенно, от простого к сложному. Самые важные элементы латинской грамматики - склонения имён - закрепляются практически на протяжении всего двухгодичного курса в виде упражнений на склонение. Также курс предусматривает заучивание II склонения существительных и знакомство с образованием и склонением числительных.

Заучивание слов - одно из важнейших составных частей латинских занятий. Именно латинская лексика поможет в дальнейшей работе с новыми языками и научной терминологией. Можно проследить взаимосвязь между успешностью усвоения лексики латинского языка и уровнем знания терминологии по общей биологии. Проведённый корреляционный анализ по данным первого года обучения показал, что коэффициент корреляции составил 0,75 (р<0,01). Для второго года обучения коэфициент корреляции составил 0,88 (р<0,01). Увеличение коэффициента корреляции может быть связано, прежде всего, с накоплением изучаемой терминологии, а также активное и осознанное её использование, к чему, в конечном счёте, стремится каждый педагог.

В целом, курс латинского языка во многом отвечает за приобщение школьников к научному стилю мышления, направленному на формирование системности в знаниях, представление о научной картине мира и процессе познания.

  
Наверх страницы