|
||
Назад Вперед | ||
О роли естественно-научных дисциплин в гуманитарном образованииЛ.Н. Ревягин (ТГУ) В настоящее время имеется достаточно большое число работ (1, 2 и др.), авторы которых ставят в вину науке (математике, физике, естественнонаучным дисциплинам) разъединение Целостного мира, дегуманизацию человеческого миропонимания, мышления, противопоставление искусственного мира техники миру Природному, видят в достижениях науки причину глобального экологического кризиса и кризиса человеческой цивилизации вообще. Исходя из тезиса о превалировании в науке логической формы мышления, предполагается, что (I): "усиление функций одного полушария мозга ведёт к подавлению другого, потере воображения, чувственности, состояния любви. Культурное развитие человека суживается до технологического, в результате чего перед нами - бездушное, роботообразное существо". Очевидно, наиболее дегуманизированными, роботоподобными существами, по логике В.А. Кутырёва, должны быть наиболее выдающиеся учёные, поскольку именно они должны были "перетрудить" своё левое полушарие головного мозга и атрофировать правое полушарие. Людьми лишёнными эмоций, человеческих страстей и начал следует признать юристов, поскольку их деятельность строго регламентируется логикой законов. Врачи, отвергшие тонкие материи Всеобщего Исцеляющего духа и исповедующие физиологические, биологические, естественнонаучные основы целительства по этому признаку должны считаться принципиально антигуманными в своих отношениях с пациентами. По этой "табели о ценностях" трудно найти место людям, так называемого, физического труда. Ведь в связи с их прямой профессиональной деятельностью им следует отказать в интеллектуальном и эмоционально-образном развитии.Однако, история, практика даёт множество примеров высоконравственного, гуманного, героического поведения выдающихся учёных-естественников от Н. Коперника до А.Д. Сахарова. Прямолинейные рассуждения антисциентистского толка невольно становятся образцами того, против чего они направлены: образцами редукционизма. Полушария человеческого мозга не есть две изолированные независимые системы. Действие их взаимозависимо и взаимодополнительно. (Известен приём, когда художники, совершенствуя технику живописи правой руки, специально упражняются в рисовании рукой левой). Давно опровергнут миф о противоположности логической (стандартной, шаблонной) и интуитивной (образно- чувственной, эмоционально-ассоциативной) формах мышления. Эти формы мышления дополнительны. Даже в такой абстрактной и формализованной науке как математика интуиция играет определяющую роль (при формулировании постулатов, аксиом, начальных условий - то есть основополагающих моментов теории). В физике гениальность Ньютона проявилась не столько в создании теории "падающего яблока", сколько в интуитивном распространении её на Вселенную, превращении в теорию всемирного тяготения. Выдающиеся открытия в естествознании были сделаны не столько благодаря логике, сколько вопреки ей, в актах высокого творческого, эмоционально-образного мышления, в актах преодоления оков дуальной рациональности, преодоления логических парадоксов, за которыми открывалось новое знание, приближающее человека к знанию Истинному, то есть Целому. В условиях преодоления противоречий между логикой классической физики и опытными данными физики неклассической, в результате озарения, нового нелогичного взгляда на накопленные факты А. Эйнштейн сделал гениальное открытие, известное как специальная теория относительности. Таким образом, наука никогда не была и не будет силой антигуманной. Гуманными или антигуманными могут быть способы и сферы применения научных достижений. Но это области компетенции государственных, политических, экономических и общественных институтов. Эти институты больше виноваты перед наукой, чем наука перед ними. На этих институтах лежит ответственность за возможность избежать, смягчить или катастрофически усилить кризисные явления развития культуры и цивилизации.Роль естественнонаучных дисциплин в гуманитарном образовании была всегда достаточно велика, так как они выявляли закономерности Бытия мира материального, способствовали созданию квазицелостной картины Мира. Положение дел существенно изменилось в последние два-три десятилетия, которые ознаменовались новейшей научной революцией, формированием постнеклассической науки. Объектом пристального внимания этой науки стали сложные открытые, нелинейные системы любой природы в состоянии неустойчивости, способные к самоорганизации, саморазвитию. Были созданы естественнонаучные основы теории эволюции (движения) таких систем. Эта теория эволюции, обоснованная для систем гидродинамических, химических, квантовомеханических, автоволновых, геологических, биологических, оказалась в основных положениях применимой для систем человекоразмерных: экономических, социальных, политических, общественных и т.д.(3-11). Новое научное направление получило название "синергетика". Говорят о новом синергетическом мышлении, мировидении, синергетической познавательной модели Целостного мира - духовного и материального. В понятийный аппарат синергетики вошли термины, ранее считавшиеся гуманитарными: неустойчивость, неоднозначность, неопределённость, непредсказуемость, вероятность, спонтанность, цель развития, ценностные ориентиры. Оказалось, что неживая природа "живёт" по законам хорошей драматургии литературного жанра: с завязкой и интригой, веером неоднозначных непредсказуемых событий, с борьбой и накалом страстей , с победителями и побеждёнными, с героями и злодеями, несущими системе гибель.Особое значение в синергетике имеют понятия "аттрактор" и "точка бифуркации". Аттрактор - это относительно устойчивая структура, которая реализуется из всех возможных для данной системы. Так аттрактором является упорядоченное движение нагреваемой жидкости в виде ячеек Бенара, реализовавшиеся излучение лазера, автоволновые колебательные структуры в химически реагирующей среде. Но аттрактором, то есть некоторым оформившимся состоянием сложной системы в ходе её развития является также структура моральных принципов, свод законов, система верований, некий разговорный жаргон. Аттрактором является социум, отдельный человек, существовал такой аттрактор как А.С.Пушкин. Точкой бифуркации называется неустойчивое состояние системы, в котором бесконечно малые отклонения параметров (флуктуации) реализуют один из нескольких возможных, присущих системе вариантов её развития. При этом возникает новое качественное состояние системы, процесс эволюции становится многовариантным и необратимым. Так наука в ходе своего развития в современной точке бифуркации в результате процесса самоорганизации "породила" синергетику, самогуманизировалась. Гуманитарные аспекты, присущие естествознанию, проявились ещё раз и наиболее ярко. Синергетическое (по своей сути естественнонаучное) мировидение синтезирует естественнонаучное и гуманитарное мышление, поднимает значение естественнонаучных дисциплин в гуманитарном образовании на новый уровень. Синергетика ещё раз обозначила то обстоятельство, что между наукой и искусством, между рациональным и образным мировосприятием, между логикой и интуицией, между естественнонаучным и гуманитарным мышлением нет отношений противоречий, а есть отношения дополнительностей. Эти дополнительности качественно равнозначны, но не предполагают обязательного равенства их количественных мер. Образуя целое, они во взаимодействии приобретают новые свойства. Но целостность не означает полного слияния дополнительностей, они остаются узнаваемыми, различимыми. Возможно, эта различимость, узнаваемость сыграла печальную роль основы для разделения естественнонаучных и гуманитарных дисциплин, признания первых дегуманизирующими. Общие положения позволяют сформулировать некоторые закономерности взаимодействия естественнонаучного и гуманитарного начал в образовании. Эти начала не обязательно должны быть равными по количеству. То есть гуманитарии изучают больше предметов гуманитарного цикла (естественники -наоборот). Окончательная "натурализация" гуманитариев может быть осуществлена с хорошим качеством в ходе чтения небольшого по объёму часов курса, выполняющего функции дополнительности, в ходе изложения содержания чисто гуманитарных курсов под знаком их нового состояния, в отблеске идей естественнонаучных. Так исчезает известное противостояние, "борьба за часы" между предметниками. Парадокс нехватки часов снимается не на путях увеличения нагрузки учащихся или перераспределения её между предметами естественнонаучного и гуманитарного циклов, а на путях использования нового знания об их единстве, нахождения гуманитарного в естественнонаучном и наоборот. Изложенная концепция усиления роли естественнонаучных дисциплин в гуманитарном образовании привела к созданию новых по содержанию интегративных курсов: "Термодинамический метод изучения окружающего мира", "Концепции современного естествознания", "Начала синергетики", "Естественнонаучные и гуманитарные проблемы экологии", апробированных в ходе занятий со школьниками Заозёрного архитектурно-художественного лицея, студентами-гуманитариями Западно-Сибирского филиала университета Российской Академии образования, студентами физико-техниками Томского госуниверситета. Основные положения концепции докладывались на конференциях и опубликованы в работах (12 - 23).
Литература. 1. Кутырёв В.А. "Образование как образ жизни" // "Alma mater", N 10, 1997. 2. "Методология науки: человеческие измерения и дегуманизирующие факторы научного познания". - Томск: ТГУ, 1996. 3. Пригожий И.,Стенгерс И. Порядок из хаоса. - М.:Прогресс, 1986. 4. Пригожий И. Философия нестабильности // ВФ, N 6,1991. 5. Князева Е.Н.,Курдюмов С.П. Синергетика как новое мировидение: диалог с И.Пригожиным // ВФ, N 12, 1992. 6. Гамаюнов С. От истории синергетики к синергетике истории // ОНС, N 2, 1994. 7. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизация сложных систем. - М.: Наука, 1994. 8. Шевелёва С.С. К становлению синергетической модели образования // ОНС, N 1, 1997. 9. Назаретян А.П. Синергетика в гуманитарном знании: предварительные итоги // ОНС, N 2, 1997. 10. Григорьева Т.П. Синергетика и Восток // ВФ, N 3, 1997. 11. Князева Е.Н. Сложные системы и нелинейная динамика в природе и обществе // ВФ, N 4, 1998. 12. Ревягин Л.Н. О термодинамическом методе изучения окружающего мира и его преподавание в средней общеобразовательной школе // Всеросс. конференция "Проблемы многоуровневой системы образования". - Томск: ТГУ, 1994. 13. Ревягин Л.Н. К вопросу о трактовке закона сохранения энергии в школьном курсе физики // Всеросс. конференция "Проблемы многоуровневой системы образования"/ - Томск: ТГУ, 1995. 14. Ревягин Л.Н. Современная научная революция, синергетика и гуманитаризация образования //Всеросс. научно-метод. конференция "Гуманитарное образование: история, методология, технология". - Томск: ТПУ, 1997. 15. Ревягин Л.Н. Некоторые методологические аспекты гуманитарного образования студентов физико-математического и технического профиля в университете // Всеросс. научно-метод. конференция "Гуманитарное образование: история, методология, технология". - Томск: ТПУ, 1997. 16. Ревягин Л.Н. Роль естественнонаучных дисциплин в формировании гражданина //III Международный научно-практ. семинар "Школа и права ребёнка". - Томск, 1997. 17. Ревягин Л.Н. Теория самоорганизации систем как методологическая основа формирования экологической культуры школьников // IV Международная конфер. "Экология и человек". - Томск, 1997. 18. Ревягин Л.Н. Реалии природы и современный образ природы в единой системе естественнонаучного и гуманитарного образования // IV Международная конфер. "Экология и человек". - Томск, 1997. 19. Ревягин Л.Н. Естествознание как источник психолого-педагогической антропологии //V Всеросс. научно-практ. семинар "Психолого-антропологический и культурологический подходы в системе непрерывного образования". - Томск, 1997. 20. Ревягин Л.Н. Естественнонаучный аспект современной педагогической антропологии //VI Всеросс. семинар "Современная педагогическая антропология в системе непрерывного образования". -Томск,1998. 21. Ревягин Л.Н. Некоторые методологические аспекты экологического образования // Областная на-учн.-практ. конференция "Экология и образование. Проблемы. Опыт.". - Томск, 1998. 22. Ревягин Л.Н. Природа и Космос глазами А.С. Пушкина // "В садах лицея". Духовно-нравственное развитие и интеграция в содержании образования и воспитания. - Томск, 1998/ 23. Ревягин Л.Н. Экология как объект нестабильности //IV Всеросс. научно-техн. семинар "Энергетика: экология, надёжность, безопасность"/ - Томск" ТПУ, 1998. |
||