Cодержание  |   Раздел 1  |   Раздел 2  |   Раздел 3  |   Раздел 4  |   Раздел 5
 
   Назад      Вперед   
  

Организация экспертизы современного урока

В.К. Анисимова (ЗАХЛ)

Изменение содержания образования предполагает постепенный переход от традиционной классно-урочной системы (репродуктивной, монологической) к личностно-ориентированной (диалогической, креативной). В преподавательской практике все шире используются развивающие технологии. Складывается новая типология уроков. Анализ образовательной деятельности всегда шел через урок. Но нельзя сегодня с традиционной практикой анализа подходить к уроку инновационному, подгоняя его в известную схему: требования дидактические, психологические, гигиенические. Мы рассматриваем экспертизу урока как механизм дальнейшего развития уже сложившейся инновационной деятельности, а также как средство роста творческого потенциала педагога, способствующее его педагогическому мастерству и качеству обучения.

Экспертиза для нас, во-первых, - форма контроля, альтернативная традиционным формам, новый подход к внутришкольному контролю, поэтому виды и формы контроля не должны механически быть перенесены на виды и формы экспертизы. Если контроль может быть текущим, предварительным, итоговым, фронтальным, то экспертиза только тематическая, локальная, внешняя, широкая, узкая. Мы видим некоторую аналогию экспертизы локальной узкой с проблемно-ориентированным анализом урока. Без известных аналогов и образцов инструментарий экспертизы в школе создать невозможно, конечно, нужны какие-то культурные аналоги. Мы ведем экспертизу тематическую "Эффективность используемых развивающих технологий", которая позволяет понять, насколько адекватны отобранные педагогические или дидактические средства заявленной технологии, способствуют ли они качеству обучения.

Мы дали экспертизе урока следующее обоснование.

Область экспертизы - инновационный учебно-педагогический процесс в рамках урока или системы уроков.

Цель экспертизы ~ результативность нововведений - технологий ЛОО.

Субъект экспертизы - эксперт, экспертная группа.

Объект и предмет экспертизы - урок современной типологии - учитель - ученик в S-S отношениях.

Методы, инструментарий экспертизы - наблюдение, оценочное собеседование, диагностика, анализ, оценочное заключение, рекомендации.

Можно добавить о субъекте экспертизы, что он совпадает с субъектом при анализе урока. Как и при анализе урока в экспертизе может быть задействована группа, но известные в педагогической практике формы контроля - контроль группы или "равный равного" для экспертизы могут быть малоэффективны, особенно если эксперты работают на том же уровне, что и учитель.

Учитель или группа учителей, работающих в новом режиме, приглашает на урок. От того, как экспертиза осуществится, зависит реальная методическая помощь. К экспертизе готовится и завуч, и педагог-эксперт, и учитель.

Экспертиза урока для нас, во-вторых, - это форма мониторинга и метод сбора информации о деятельности учеников, учителя, всего инновационного процесса в школе. Важно соблюдать этапы организации и проведения экспертизы как формы мониторинга. Эти этапы известны.

1.Подготовительный (совместно с учителем):

  • определение цели экспертизы (например, дифференциация и индивидуальный подход),

  • срок посещения урока,

  • изучение картотеки научно- методического обеспечения учителя (по какой программе и технологии учитель работает, какие методики использует)

2. Практический:

  • урок и информация о нем учителя - самоэкспертиза.

3. Аналитический:

  • систематизация и анализ имеющихся данных,предложения для дальнейшей работы над проблемой.
  • обобщение и распространение опыта (если такой уже наработан)

Для учителей разработаны разные алгоритмы самоэкспертизы в зависимости от целей посещения урока. Если эксперт изучает соответствие методов обучения заявленной технологии, то алгоритм такой:

1. Квалификация класса (обоснование выбранной технологии) Технология ЛОО или элементы развивающей технологии на заявленном уроке.

2. Место заявленного урока в технологической карте.

3. Типология урока.

4. Задачи и дидактические цели урока.

5. Их реализация.

6. Характеристика использованных методов.

7. Результативность.

Экспертиза проводится как оценочная (если урок дан в рамках индивидуального контроля или как итоговый по результатам эксперимента) так и безоценочная. Показателем оценочной деятельности учителя экспертизы по нашей теме могут быть: и владение методикой, и индивидуальный подход, и мотивация учащихся на успех в учебной деятельности. Последний показатель очень продуктивен для оценки эффективности используемой технологии ЛОО, будь то игровая технология, проектная, информационная или холодинамическая - все они ориентированы на развитие личности. В педагогической практике существует много схем наблюдений (основной инструмент экспертизы) развивающего урока. Мы используем схему наблюдений за ориентацией преподавателя на достижение школьниками успеха в учебной деятельности: мотивация на успех - по методике Н.Н. Немовой (г. Москва)

Экспертиза может быть многослойной с использованием разных приемов, например наблюдения и диагностики, с целью более глубокого отслеживания результатов по одному и тому же показателю -мотивация на успех. Результаты такой экспертизы представлены описательно и в виде диаграммы. Это одна из моделей многослойной экспертизы. Более сложная модель разрабатывается в соответствии с целью мониторинга инновации по изменению содержания образования и улучшения эффективности и качества обучения. Схема экспертизы строится в соответствии с этапами мониторинга.

1. Экспертиза тематического планирования (технологической карты) - сличение с культурным образцом (предположим, с технологической картой В. Монахова, если педагог работает по его технологии).

2. Место урока в системе уроков.

3. Типология урока (обязательно урок нетрадиционного типа).

4. Анализ урока (как способ экспертизы).

5. Результативность (диагностика формальная или тематическая). Так выстраивается схема многослойной экспертизы.

Эксперт может не анализировать урок полностью, смотря по цели его посещения, но должен быть, подготовлен к диалогу с учителем по уроку, например, ноосферная технология на уроке биологии, или синергетическая модель урока геометрии. Без предварительной подготовки к посещению таких уроков завучу-эксперту не обойтись. Подготовительный этап к экспертизе инновационного урока вдвойне важен.

Анализ урока используется как инструмент экспертизы. На наш взгляд, лучше использовать системный подход к анализу как самый нейтральный с точки зрения вмешательства в творческий процесс и поиск учителя. Если выбрана оценочная форма экспертизы, то эксперт может воспользоваться кратким оценочным анализом, - когда дается общая оценка учебно-воспитательных функций урока, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задачи, дающий оценку их реализации. Если эксперт намерен предложить скорректировать урок (интегративный урок-композиция), предложить другой набор методов, или дидактическую обработку материала, он использует дидактический анализ урока -как инструмент экспертизы, ведь именно он предполагает анализ основных дидактических категорий, отбор методов, приемов и средств обучения, дидактическую обработку материала, педагогическое руководство самостоятельной творческой деятельностью учащихся. Условия осуществления любой экспертной схемы - диалог между учителем и экспертом как факт высокой педагогической культуры, компетентности и профессионализма субъектов экспертизы.

Через урок можно спланировать направления диагностики работы аттестующегося учителя и включить эту диагностику в экспертизу урока или систему уроков. Схема диагностики.

1. Использование традиционных технологий и методик.

2. Их эффективность.

3. Овладение развивающими технологиями.

4. Эффективность их сочетания с традиционными.

5. Рефлексия по уроку, самоанализ, самооценка преподавания своего предмета.

Прокомментируем работу эксперта по конкретному уроку с использованием выше названных алгоритмов экспертизы.

Урок истории в 8 классе "Час-пик с Екатериной II".

Обоснование: подготовительный этап экспертизы и аналитический

Область экспертизы: инновационный педагогический процесс в рамках 2-х часового урока.

Цель экспертизы: результативность нововведения (методическая культура педагога, соответствие методов заявленной развивающей технологии).

Объект экспертизы: нетрадиционный урок - диалог культур - на основе дидактического реконструирования материала.

Инструментарий экспертизы: диагностика эффективности внедрения нетрадиционной технологии: методика.

Класс: гуманитарный с углубленным изучением литературы и истории. урока в технологической карте (тематическом планировании):

Тип урока - повторительно-обобщающий, вид - "час-пик" (урок-диалог).

Экспозиция урока: Класс рассажен нетрадиционно - по кругу, в центре - место для ведущих и гостей передачи "Час-пик".

Диагностическая карта

Главный гость передачи - Екатерина II, в ее рассказе принимают участие Емельян Пугачев, Александр Суворов. Герои в костюмах своей эпохи. Из числа слушателей назначена экспертная группа экономистов, политологов (они занимают свои места, обозначенные афишками. На доске: тема, эпиграф, видеоряд, отражающий эпоху Екатерины II. Музыкальное оформление: позывные известной передачи.

1 .Анализ дидактических категорий:

Умение определять цель, основные задачи Сделано обоснование темы. Поставлены цели. Обучающая: систематизировать знания: условия, при которых Екатерина 11 взошла на престол, экономические, социальные, политические преобразования во 2-ой половине XIX века. Развивающая: формирование коммуникативных навыков, культура диалога с элементами дискуссии.
Отбор методов, приемов и средств обучения Словесные, наглядные, репродуктивные, частично-поисковые. Методы контроля, самоконтроля.
Дидактическая обработка материала В соответствии с игровой технологией и технологией Диалог культур (см. ниже).
Руководство самостоятельной творческой деятельностью учащихся Система опережающих заданий, ролевая игра. Методы самостоятельной познавательной деятельности: определение самостоятельной индивидуальной работы по изученному материалу.
Соответствие методов обучения целям и задачам урока Дидактически правильно организовано повторение: осознание учениками стоящих перед ними задач, знание плана повторения и его важности, внесение элементов нового.
Развитие познавательных интересов Обеспечено проблемным методом обучения. Проблемное изложение материала (самими учащимися), рассчитанное на вовлечение всех в познавательную деятельность в условиях словесного обучения. Учащиеся включаются в сферу научно-доказательного поискового мышления.
Реализация воспитательной функции урока Реализована. Формирование гражданской зрелости, "сопереживание" отечественной истории
Привлечение учащихся к морально-этической оценке изученного материала В вопросах и ответах учащихся звучали авторитетные оценки и личное отношение к обсуждаемым проблемам.
Вариативность использования способов, приемов и средств Обеспечена в соответствии с типом и видом урока.
Умение вывести учебную ситуацию на поиск путей совершенствования (решения, ответа...) Через работу экспертных групп учащихся, которым представлялось слово в процессе большого диалога.
Обучение умениям самообразования Через методы самостоятельной познавательной деятельности (наблюдение, работа по образцу, работа с книгой).
Преемственность в развитии общеучебных и исследовательских умений (учебные умения, переходящие в исследовательские) Соблюдена. Совершенствовались общеучебные умения и навыки: изложение, повествование, рассуждение - логика и аргументированность выводов на основе имеющихся знаний и собственных предположений. Совершенствуются навыки синтеза и анализа научного материала.
Владение методикой организации проблемного обучения Учитель владеет методами проблемного обучения, наиболее полно решающего задачи развития учащихся.
Владение методикой организации исследовательского обучения Эвристический метод (и частично-поисковый) готовит учащихся к исследовательской работе на более высоком уровне. Учитель овладевает исследовательским методами.
Внедрение основ мировой культуры в учебный процесс На этом построен урок.

 

2. Соответствие урока заявленной технологии "Диалог культур":

ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТАЦИИ:

• Диалог как двусторонняя информационная связь

• Формирование диалогического мышления

• Обновление предметного содержания через сопряжение двух культур

Состоялась

Развивающая цель урока Состоялось сопряжение культуры XVIII-XX века

ТЕХНОЛОГИЯ:

• Форма организации обучения

• Диалог культур в контексте современности

Урок - диалог

Диалог как смысл усваиваемых и творчески формируемых понятий состоялся

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СОДЕР-ЖАНИЯ:

• Проецирование на процесс обучения

• культуры и мышления эпохи

• Обучение строится на сквозном диалоге

• Точки удивления

• Обучение строится

Голоса исторических персон.

Голоса современников - ведущие "Часа - пик", эксперты, костюмы героев, речь эпохи

На уроке создана речевая стихия, словесные методы доминируют.

Культура нового времени.

Почему мы, живущие в XX веке, воспринимаем Екатерину II как великую, мудрую правительницу, достойную продолжательницу начинаний Петра.

Не только на основе учебника, но и текстов, воспроизводящих мысли основных собеседников культуры XVIII века

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ:

Создание ситуации диалога:

• Готовность учащихся к диалоговому общению

• Переработка учебного материала

• Продумывание вариантов развития сюжетных линий диалога

• Проектирование способов взаимодействия

• участников дискуссии, их ролей

• Выявление зон импровизации

• Игровые средоточия

Готовность есть, так как есть базовые знания, коммуникативные навыки и установка на самоизложение

Материал переработан в систему проблемных вопросов

Варианты продуманы.

Сюжетные линии:

Ведущие - Екатерина II, Екатерина II - Суворов, Пугачев.

Ведущие -эксперты, эксперты - Екатерина II, зрители и герои, учитель - зрители, эксперты и другие.

Способы взаимодействия учителем продуманы с учетом индивидуальных способностей учащихся и их интересов.

Игровые ситуации предусмотрены, спланированы заранее.

Игра, как культурное действие лежит в основе урока (словесные игры, театральное действо).

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УРОКА-ДИАЛОГА:

• Позиция учителя

Позиция ученика

Учитель выслушивает все варианты, во время урока ведет наблюдение, помогает выявить точку зрения группам экспертов в конце урока. Ученик в учебном диалоге оказывается в промежутке культур. Осуществляется попытка посмотреть на изученный материал в целом, осмыслить с разных точек зрения и эпох.

 

3. Выводы и предложения эксперта:

Методическая культура учителя высокая (2-ой год совершенствует свое мастерство в овладении развивающей технологией "Диалог - культур" в плане повышения квалификации и самообразования), достигнуты заметные успехи, но учителю предлагается продолжить работу над проблемой преемственности в развитии общеучебных умений и исследовательских. Заявленный урок по всем параметрам соответствует технологии "Диалог культур". Эффективность урока высокая. Цели урока достигнуты.

Экспертиза современного развивающего урока нуждается в современном инструментарии - анализе креативности, наличии диалога, уровня развития. Отсутствие в современной психологии и педагогике емких замеров развитости, креативности, конечно, сказывается на качестве экспертизы. Кафедры нашего лицея занимаются разработкой схем, диагностических карт экспертизы и оснований для оценки творческого потенциала урока, наличия или отсутствия диалога (наращивания новых смыслов) на уроках не только гуманитарного, но естественно-математического цикла.

  
Наверх страницы