|
||||||||||||||
Назад Вперед | ||||||||||||||
Творчество в обучении черчениюО.О.Завьялова (ЗАХЛ) Мы справедливо говорим о том, что образование прежде всего призвано раскрывать созидательные силы и способности личности. Это значит, что учить творчеству нужно с детского возраста и притом всех. В курсе черчения заложены огромные возможности для формирования творческих качеств личности. В современном производстве существует три основных направления в работе с чертежом. 1 .Чтение чертежей при выполнении по ним различных работ. 2.Выполнение чертежей с натуры, то есть предметов уже кем-то изготовленных. 3.Создание чертежей еще не существующих изделий - передача с помощью чертежа своей собственной творческой технической мысли на основе имеющегося опыта и мысленных пространственных представлений, то есть конструирование. Большинство заданий в учебном процессе выполняется по первым двум направлениям работы с чертежом и не прививаются хотя бы элементарные навыки конструирования. Необходимой особенностью творческих задач является вариативность их решения, так как только в этом случае возникает индивидуальный поиск, логическим завершением которого и является субъективно новый результат. Творческие задачи соответствуют высшей степени усвоения знаний и поэтому должны завершать того или иного раздела курса. Готовность учащихся к проектной деятельности могут развивать задачи, представленные в таблице 1.
Эти задачи предусматривают графическое моделирование предмета по чертежу с неполными данными. Они побуждают учащихся к активному поиску, комбинаторике. Решая задачи по черчению, включающие элементы проектной деятельности, нужно представлять, что речь идет о графических элементах, так как нельзя черчение подменять конструированием, дизайном или архитектурой. В творческих задачах по черчению главное место должна заменять графическая работа, не требующая от учащихся специальных знаний, свойственных той или иной профессии. Многоплановая графическая деятельность сопутствующая конструированию, архитектуре и дизайну привела к решению задач предоставленных ниже. Ученик должен правильно понимать условия задачи, выраженное языком графики, выбирать те методы изображений, которые способны составить опору техническому замыслу. Самой трудной проблемой на завершающей стадии является грамотное отображение на чертеже итога творческой работы. В этот момент школьники должны мысленно перепробовать все известные им методы изображений и выбрать нужные, вспомнить необходимые правила и ими воспользоваться. Задачи на конструктивные преобразования имеют для учащихся практическую ценность, так как в них в доступной форме ставится конкретная техническая цель. Стремление к достижению этой цели стимулирует интерес к работе. К основным слагаемым конструкторских знаний и умений обычно относят: 1.Знание общих требований предъявляемых к конструкциям. 2.Умение читать и выполнять чертежи. 3.Умение выбирать оптимальную форму и размеры деталей. 4.Умение выбрать материал. 5.Знание способов обработки. 6.Умение производить необходимые расчеты. 7.3нание типовых способов соединения деталей. 8.Умение пользоваться стандартами и справочной литературой. 9.Умение производить испытания созданных конструкций. 10.Знание правил техники безопасности в работе с механизмами.
I. АНАЛИТИЧЕСКАЯ СТАДИЯ 1. Знакомство с общим содержанием задачи. 2. Знакомство с конструкцией заданного объекта и его работой. 3. Уяснение назначения деталей, способов их соединения. 4. Выявление противоречий конструкции. 5. Создание проблемной ситуации. 6. Формулировка учеником конкретной цели работы.
II. ОПЕРАТИВНАЯ СТАДИЯ 1. Поиск типичных приемов решения конструкторской задачи, знакомой учащимся из жизни. 2. Разработка идеи, ее согласование с учителем, графическое отображение начальных этапов поиска. 3. Уточнение формы конструируемых деталей и способов их соединений. III. СИНТЕТИЧЕСКАЯ СТАДИЯ 1. Выполнение чертежа разработанной сборочной единицы ее фрагмента, детали. 2. Выполнение чертежа нестандартных деталей. 3. Реализация проекта в школьных мастерских. Занятия творческой конструкторской деятельностью обернутся интересом учащихся к предмету и возрастанием сто роли в формировании творческого потенциала выпускников лицея. |
||||||||||||||