Начальная страница  |   Структура курса   |   Практикум   |   Список литературы   |  
назад содержание вперед

Тема: Основания карьеры и самоанализ

u Словарик

Профессия (от лат. professio), род трудовой деятельности, занятий, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования. П. порождены разделением труда и служат выражением его дифференциации.

Профессиональная пригодность - взаимное соответствие данного человека данной области приложения его сил в данное время. Непригодность к профессии можно определить как "неприспособленность" профессии к человеку.

Есть четыре основных слагаемых профессиональной пригодности. Это:

    1. Гражданские качества - идейный, моральный облик человека
    2. Интересы и склонности к данной области деятельности
    3. Способности
    4. Навыки, привычки, знания, опыт.

Можно выделить четыре степени профессиональной пригодности:

    1. непригодность к данной профессии
    2. годность
    3. соответствие
    4. призвание

Задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы мозга, составляющие природную основу развития способностей. Задатки неспецифичны по отношению к конкретному содержанию и конкретным формам деятельности, они многозначны.

Краткое содержание: Предпосылки, которые могут и не использоваться.

Образ: Крылья страуса.

Переживание: "Я еще и петь умею, и музыку сочиняю".

Интерес - форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности.

Интерес- стремление к познанию, желание ознакомиться с каким-либо предметом или явлением, изучать его, читать о нем, думать.

Интерес - один из главных побудителей (мотивов) в ситуациях выбора профессии, профессионального образования и непосредственно в самой работе.

Краткое содержание: Внимание к тому, что нравится, что кажется важным.

Образ: Замочная скважина.

Переживание: "Ну, ну, посмотрим, что это...".

Склонность- стремление заниматься какой-либо определенной деятельностью.

Навык - Действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля.

Краткое содержание: Осваивается по правилам, осуществляется по индивидуальным возможностям.

Образ: Каллиграфическая пропись, а под ней образец обычного письма.

Переживание: "Умею, уже умею, да как легко!"

Способности - индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности.

Краткое содержание: Потенциальные возможности освоения деятельности.

Образ: Пружина в сундуке с секретом.

Переживание: "А вдруг не откроют? "

Я-концепция - относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе.

Краткое содержание: Целостный, хотя и не лишенный внутренних противоречий, образ собственного Я.

Образ: Коллекция, созданная на одну тему.

Переживание: "Таким меня не знает никто".

Карьерный якорь-интерес или ценность, - от которого Вы ни за что не откажитесь, если придется делать выбор. Эдгар Шейн выявил пять карьерных якорей:

    1. технический (функциональный) якорь
    2. управленческая компетентность как карьерный якорь
    3. созидательность и инициативность
    4. автономия и независимость
    5. безопасность.

 

& Тексты для анализа и размышлений

Текст1.

Прочитай текст и определи какие способности и качества помогли Робинзону Крузо выжить на необитаемом острове.

"У меня не только было мало времени, которое я мог посвящать работе, но она стоила мне также невероятных усилий и продвигалась очень медленно. Сколько часов терял я из-за отсутствия инструментов, помощников и недостатка сноровки! Так, например, я потратил сорок два дня только на то, чтобы сделать доску для длинной полки в моём погребе, между тем, как два плотника, имея необходимые инструменты, выпиливают из одного дерева 6 таких досок в полдня...

... А сколько разнообразных дел мне пришлось переделать, пока мой хлеб рос и созревал! Надо было обнести поле оградой, караулить его, потом жать, убирать, молотить (то есть перебирать колосья, чтобы отделить зерно от мякины). Иметь хлеб для меня было неоценимой наградой и наслаждением. Всё это требовало от меня упорного труда, но иного выхода у меня не было. Время моё было распределено, и я занимался этой работой несколько часов ежедневно.

Но сначала нужно было подготовить под посев более обширный участок земли, так как теперь у меня было столько семян, что я мог засеять больше акра. Ешё прежде я сделал лопату. Что отняло у меня целую неделю. Новая лопата доставила мне одно огорчение: она была тяжела, и ею было вдвое труднее работать. Как бы то ни было, я вскопал своё поле и засеял два больших и ровных участка земли, которые я выбрал как можно ближе к моему дому и обнёс частоколом из того дерева, которое так легко принималось. Таким образом, через год мой частокол должен был превратиться в живую изгородь, почти не требующую исправления. Всё вместе ≈ распашка земли и сооружение изгороди ≈ заняло у меня менее трёх месяцев, так как большая часть работы пришлась на дождливую пору, когда я не мог выходить из дома."

(Даниель Дефо, "Робинзон Крузо". - М., 1981.)

? Попадал ли ты в непредвиденные, трудные ситуации? Если да, то какие твои способности и качества помогали тебе преодолеть их.

Текст 2.

Определи, какие cпособности и качества характера Тома привели к следующему результату: "Том приятно и весело провел время в большой компании, ничего не делая, а на заборе оказалось целых три слоя известки!"

"... Том вышел на улицу с ведром известки и длинной кистью. Он окинул взглядом забор, и радость в одно мгновение улетела у него из души, и там воцарилась тоска. Тридцать ярдов деревянного забора в 9 футов вышины. Жизнь показалась ему бессмыслицей, существование - тяжелой ношей....

...И вдруг в эту черную минуту отчаяния на Тома снизошло вдохновение! Именно вдохновение, не меньше - блестящая гениальная мысль.

Он взял кисть и спокойно принялся за работу. Вот вдали показался Бен Роджерс, тот самый мальчишка, насмешек которого он боялся больше всего. Бен не шел, а прыгал, скакал и приплясывал - верный знак, что на душе у него легко и что он многого ждет от предстоящего дня. Он грыз яблоко и время от времени издавал протяжный мелодичный свист, за которым следовали звуки на самых низких нотах: "Дин-дон-дон, дин-дон-дон", так как Бен изображал пароход."...

"Том продолжал работать, не обращая на пароход никакого внимания. Бен уставился на него и через минуту сказал:

-Ага! Попался!

Ответа не было. Том глазами художника созерцал свой последний мазок, потом осторожно провел кистью опять и вновь откинулся назад - полюбоваться. Бен подошел и встал рядом. У Тома слюнки потекли при виде яблока, но он как ни в чем не бывало упорно продолжал свою работу. Бен сказал:

-Что, брат, заставляют работать?

Том круто повернулся к нему:

-А это ты, Бен! Я и не заметил.

-Слушай-ка, я иду купаться...да, купаться! Небось и тебе хочется, а? Но тебе, конечно, нельзя, придется работать. Ну конечно, еще бы!

Том посмотрел на него и сказал:

-Что ты называешь работой?

-А разве это не работа?

То снова принялся белить забор и ответил небрежно:

-Может, работа, а может, и нет. Я знаю только одно: Тому Сойеру она по душе.

-Да что ты? Уж не хочешь ли ты сказать, что для тебя это занятие - приятное?

Кисть продолжала гулять по забору.

-Приятное? А что же в нем такого неприятного? Разве мальчикам каждый день достается белить заборы?

Дело представилось в новом свете. Бен перестал грызть яблоко. Том с упоением художника водил кистью взад и вперед, отступал на несколько шагов, чтобы полюбоваться эффектом, там и сям добавлял штришок и снова критически осматривал сделанное, а Бен следил за каждым его движением, увлекаясь все больше и больше. Наконец сказал:

-Слушай, Том, дай и мне побелить немножко! ...

... - Бен, я бы с радостью, честное слово, но тетя Поли... Вот Джим тоже хотел, да она не позволила. Просился и Сид - не пустила. Теперь ты понимаешь, как мне трудно доверить эту работу тебе? Если ты начнешь белить, да вдруг что-нибудь не так...

-Вздор! Я буду стараться не хуже тебя. Мне бы только попробовать! Слушай: я дам тебе серединку вот этого яблока.

-Ладно! Впрочем, нет, Бен, лучше не надо...боюсь я....

-Я дам тебе все яблоко - все, что осталось.

Том вручил ему кисть с видимой неохотой, но с тайным восторгом в душе. И пока бывший пароход "Большая Миссури" трудился и потел на припеке, отставной художник сидел рядом в холодке на каком-то бочонке, болтал ногами, грыз яблоко и расставлял сети для других простаков...."

Марк Твен. Приключения Тома Сойера.

Вставить рисунок 3

Кто я такой?

Для того, чтобы правильно выбрать профессиональную сферу, необходимо адекватно оценить свои способности и возможности.

Задание: Определите свой личный потенциал (способности, личностные деловые, моральные, эмоционально-волевые и интеллектуальные качества, умения, навыки, знания). Для этого проанализируйте свои крупнейшие успехи, достижения и крупнейшие поражения, с помощью предлагаемых таблиц.

 

 

Баланс личных успехов

Мои крупнейшие успехи, достижения и т.п.

Как я этого добился (способности, которые для этого были необходимы)

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

 

 

 

Личный отрицательный баланс

Мои поражения, неудачи и т.п.

Способности, которых мне недоставало

как я преодолевал неудачи?

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

   

 

- Каким образом свои недостатки можно сделать преимуществом?

Путём анализа своих способностей вы определите, что вы вообще можете совершить, т.е. каким личным потенциалом для достижения своих целей вы располагаете. Необходимо развивать этот потенциал. Знать же свои недостатки - значит укреплять свои сильные стороны.

- Задание: Сгруппируйте выявленные вами достоинства и недостатки и выделите 2-3 важнейшие сильные и слабые стороны.

Подобный "срез" личных качеств является предпосылкой для выбора профессиональной сферы и планирования дальнейших шагов и мер по достижению целей. Заполни таблицу:

Срез способностей

сильные стороны

слабые стороны

Знания и опыт

1.

2.

3.

1.

2.

3.

Социальные и коммуникативные качества

1.

2.

3.

1.

2.

3.

Личные способности (к точным, гуманитарным, естественным наукам; технические или творческие способности)

1.

2.

3.

1.

2.

3.

Интеллектуальные качества, рабочие приемы

1.

2.

3.

1.

2.

3.

Деловые качества

1.

2.

3.

1.

2.

3.

Другие

1.

2.

3.

1.

2.

3.

 

- Задание: выдели в таблице характеристики профессий, которые являются для тебя наиболее важными. Исходя из этого, подбери несколько профессий, соответствующих набору таких характеристик.

Характеристика профессий

Место для кодирования профессии

Предмет труда:

1-животные, растения

2-материалы

3-люди

4-техника, транспорт

5-знаковые системы

6-художественный образ

 

Цели труда:

1-контроль, оценка, диагноз

2-преобразовательная

3-изобретательная

4-транспортирование

5-обслуживание

6-собственное развитие

 

Средства труда:

1-ручные и простые приспособления

2-механические

3-автоматические

4-функциональные (речь, мимика, слух и т.п.)

5-теоретические (знания, способы мышления)

 

Условия труда:

1-бытовой микроклимат

2-большие помещения с людьми

3-обычный производственный цех

4-необычные производственные условия (особый режим влажности, температуры, стерильность)

5-экстремальные условия (риск для жизни и здоровья)

6-работа на открытом воздухе

7-работа сидя. Стоя, в движении

8-домашашний кабинет

 

Характер общения в труде:

1-минимальное общение

2-клиенты, посетители

3-обычный коллектив (одни и те же лица...)

4-работа с аудиториями

5-выраженная дисциплина, субординация в труде

 

Ответственность в труде:

1-материальная

2-моральная

3-за жизнь и здоровье людей

4-невыраженная ответственность

 

Особенности труда:

1-большая зарплата

2-льготы

3-"соблазны"(возможность брать взятки, воровать...)

4-изысканные отношения, встречи со знаменитостями

5-частые командировки

6-законченный результат труда (можно полюбоваться)

 

Типичные трудности:

1-нервное напряжение

2-профзаболевания

3-распространены мат и сквернословие

4-возможность оказаться за решеткой (в тюрьме)

5-невысокий престиж работы

 

Минимальный уровень образования для работы:

1-без специального образования

2-начальное профессиональное образование

3-среднее профессиональное образование

4-высшее профессиональное образование

5-ученая степень

 

 

- Задание: выполни тест для определения твоих интересов и склонностей

Инструкция. Ответьте на вопрос "Что бы Вы предпочли из двух возможностей?", необходимо отдать предпочтение либо виду деятельности (А) по отношению к (Б), либо виду деятельности (Б) по отношению к (А), и поставить "+" в соответствующей номеру вопроса клетке листа ответов.

ИЛИ

1а. Ухаживать за животными

1б. Обслуживать машины

2а. Помогать больным людям

2б. Составлять таблицы, схемы, программы вычислительных машин

3а. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок

3б. Следить за состоянием, развитием растений

4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл и т.д.)

4б. Доводить товары до потребителя, продавать, рекламировать

5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи.

5б. Обсуждать художественные книги (пьесы, концерты)

6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы)

6б. Тренировать товарищей в выполнении каких-либо действий

7а. Копировать рисунки, изображения

7б. Управлять каким-либо грузовым средством

8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения

8б. Оформлять выставки, витрины

9а. Ремонтировать вещи, изделия, жилище

9б. Искать, исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках

10а. Лечить животных

10б. Выполнять вычисления, расчеты

11а. Выводить новые сорта растений

11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий

12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, наказывать, поощрять

12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах

13а. Наблюдать. Изучать работу кружков художественной самодеятельности

13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов

14а. Налаживать медицинскую аппаратуру

14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ушибах, травмах, ранениях и т.д.

15а. Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.

15б. Художественно описывать, изображать события

16а. Делать лабораторные анализы в больнице

16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение

17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий

17б. Осуществлять монтаж или сбор машин, приборов

18а. Организовывать культпоходы сверстников или младших школьников в театры, музей и т.п.

18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах

19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия, строить здания

19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты

20а. Вести борьбу с болезнями растений, вредителями леса. сада

20б. Работать на клавишных машинах

Обработка результатов.

Подсчитать количество плюсов в каждом из пяти вертикальных столбцов и проставить соответствующие суммы в нижних клетках листа ответов.

Максимальные суммы плюсов в тех или иных столбцах указывают на преобладание интересов, а возможно, склонностей к тем или иным областям профессиональной деятельности.

Лист ответов.

1

2

3

4

5

10а

11а

13б

16а

20а

11б

14а

17б

19а

12а

14б

16б

18а

10б

12б

15а

19б

20б

13а

15б

17а

18б

Примечание: 1 - П, 2 - Т, 3 - Ч, 4 - З, 5 - Х.

- Задание: напиши список профессий, которые тебе нравятся и определи степень твоей профессиональной пригодности к ним (обоснуй)

профессия

степень профессиональной пригодности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание для размышления: Выберете правильное на ваш взгляд утверждение, докажите свою точку зрения:

а). При выборе профессии необходимо ориентироваться только на свои интересы и склонности.

б). При выборе профессии необходимо ориентироваться лишь на развитые способности и навыки в определенной сфере деятельности.

в). При выборе профессии необходимо ориентироваться как на профессиональные интересы и склонности, так и на развитые способности.

Контрольные вопросы:

  1. Определите характеристики, позволяющие говорить о наличии у человека способностей к какой-либо деятельности.
  2. а). Быстрота овладения деятельностью

    б). желание овладеть данной деятельностью

    в). качество достижений

    г). интерес к деятельности

    е). легкость овладения деятельностью

    ж. динамика овладения знаниями и умениями.

  3. Какой тип профессий предъявляет следующие требования к человеку: обладать усидчивостью, терпением, устойчивым вниманием; важна быстрота и точность движений, склонностьк работе в одиночку:
  4. а). Человек-человек

    б). человек-техника

    в). человек-природа

    г) человек--знаковая система

    д). человек--художественный образ

  5. Какая профессия закодирована:
  6. предмет труда: материалы,

    цель труда: преобразовательная, изобретательная;

    средства труда: ручные приспособления, механические;

    условия труда: бытовой микроклимат, производственный цех;

    минимальный уровень образования: среднее профессиональное образование.

    а) телефонист,

    б) следователь,

    в) машинист,

    г) модельер,

    д) водитель.

  7. Для усидчивого, исполнительного, дисциплинированного человека, отдающего предпочтение четко сформулированным действиям, наиболее подходящей будет профессия:
  8. а) художника,

    б) журналиста,

    в) парикмахера,

    г) корректора (специалиста исправляющего ошибки в текстах).

  9. Человеку, относящемуся к социальному типу личности, лучше заниматься:
  10. а) научной деятельностью,

    б) конкретным практическим трудом,

    в) воспитательной работой,

    г) работой, связанной с обработкой знаковой информации.

  11. Для успешной деятельности у юриста более всего должны быть выражены:
  12. а) словесные способности,

    б) организаторские способности,

    в) счетные способности,

    г) способности к пространственному мышлению.

  13. Для учащегося, предпочитающего профессию типа "человек-техника", наиболее пригодна работа:
  14. а) кассира,

    б) оператора ПК (персонального компьютера),

    в) механика,

    г) секретаря-машинистки.

Наверх страницы