Начальная страница  |   Структура курса   |   Практикум   |   Список литературы   |  
назад содержание вперед

Тема: Ценности личности как основание жизненной и профессиональной стратегии.

Без ценностей человек уносится потоком, как дерево в бушующих водах моря.

О.Винисент Думинуко (современный итал. философ)

Словарик

<

Ценность- важность, значение; значимость чего-либо в отличии от существования объекта или его качественных характеристик.

Ценности - это обобщенные представления о благах и приемлемых способах их получения, на основе которых субъект осуществляет сознательный выбор целей и средств деятельности.

& Тексты для размышлений

Выдержки из студенческих писем о смысле жизни.

"Демокрит считал, что счастье- это спокойствие души. Откуда же быть этому спокойствию, если постоянно мучат "проклятый" вопрос: для чего я? Я догадываюсь, что такое счастье. Сторонники эвдемонизма немножко перепутали. Не смысл жизни в счастье, а счастье- в обретении смысла в жизни".

(Студентка ФЭФ Довгер Т.)

"Нельзя отрицать, что судьба ко многим бывает благосклонна: удача сама плывет к "счастливым". Но не следует думать, что счастье не зависит от усилий самого человека. Я разделяю мысль, что человек ответственен за свою судьбу и благополучие. Наделенный свободной волей, он способен самоутверждаться. Человек достоин счастья, когда находит цель не в чувственных удовольствиях, а в духовном творчестве, в том душевном состоянии, которое возникает от чувства выполненного долга. Счастье - это состояние души, связанное с духом, а не с телом".

(Студентка ФЭФ Лубенец Т.)

"Смысл в том, что сердце любит. И протягивает тонкую ниточку серебра к другому, другим. Не оборви! Вокруг столько звона от рвущихся душевных струн. От раздражения, от гнева, от недружелюбия, жестокости... Причина - эгоизм, неумение любить".

(Студент физфака Н.)

"Все эти "проклятые" вопросы только отравляют жизнь. Бессмысленно раздумывать о смысле жизни, например, и мучаться по этому поводу. Надо просто жить, работать, радоваться. Философы ( особенно так называемые "самородки", т.е. не профессионалы )- самые несчастные, по-моему, люди, сознательно отравляющие себя ядом бесполезного мышления".

(Студент физфака М.)

"Слишком сложна духовная работа. Но если не будешь "хотеть великого" и стремиться к нему, то невозможно нравственное самосовершенствование, полноценное духовное развитие."

(Студент ФЭФ Свирская А.)

? : А что для тебя является важным в жизни? В чем, по-твоему, заключается смысл твоей жизни? Как связаны между собой смысл жизни и ценности человека?

Кто я такой?

Методика определения ценностных ориентаций (по М. Рокичу).

Ценностные ориентации определяют содержание направленности личности, составляют ядро ее жизненной концепции и отражают отношение человека к себе, окружающему миру и другим людям. М. Рокич различает два класса ценностей. Первый класс включает ценности, важные для жизни человека в целом, как бы главные, конечные цели индивидуального существования личности. Второй класс составляют ценности, предпочитаемые человеком в любой жизненной ситуации. Это деление соответствует традиционному делению ценности - цели и ценности - средства.

Для самостоятельного анализа предлагается два списка ценностей: список А (первый класс: ценности - цели ) и список Б (второй класс: ценности - средства). Работайте с ними последовательно, не спеша, вдумчиво и внимательно. Оба списка составлены в алфавитном порядке. В таблице N 1 сравните каждую ценность списка А с последующими по степени важности для вас. Сравнивая ценности друг с другом, вы можете задавать себе вопрос: "Какая из ценностей для меня наиболее важна и значима?". В таблице N 2 сравните каждую ценность списка А с последующими с точки зрения возможности их достижения. Закончив работу постройте график и проанализируйте Ваши ценностные конфликты (если ценность важна, но мало возможностей ее достижения). Продумайте 5 вариантов достижения значимых ценностей в жизни и выбранной профессиональной сфере, или же пересмотрите ценность с точки зрения важности, ценности для Вас. Тоже самое проделайте со списком Б.

Определите главные для вас ценности, получившие первое, второе, третье ранговые места, сопоставьте их с тем, как они реализуются вами, что бы вы могли сделать для осуществления их в будущем. Обратите внимание и на ценности, которые оказались для вас менее значимыми, получили последние ранговые места, ответьте себе на вопрос: "Почему вы их так оценили?"

Сопоставьте результаты ранжирования по обоим спискам, рассмотрите, как соотносятся в вашем представлении ценности - цели и ценности - средства, каковы их сочетание и взаимосвязь.

Вы многое можете узнать о себе, выполнив такую работу, она поможет вам сориентироваться в мире ваших собственных ценностей и решать, что вы можете сделать для своего дальнейшего развития, самосовершенствования и личностного роста. Помните , что ценностные ориентации определяют содержание направленности личности, являясь отправным моментом ее поступков, мыслей и чувств. Другими словами, это то, чем человек живет, к чему стремится, как смотрит на себя и окружающий мир.

СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ.

Список А

1. Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);

2.Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);

3. Здоровье (физическое, психическое);

4. Интересная работа;

5. Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве);

6. Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);

7. Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);

8. Наличие хороших и верных друзей;

9. Общественное признание (уважение окружающих);

10. Образование (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);

11. Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);

12. Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);

13. Развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);

14. Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);

15. Счастливая семейная жизнь;

16. Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);

17. Творчество (возможность творческой деятельности);

18. Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).

Список Б

1. Аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;

2. Воспитанность (хорошие манеры);

3. Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);

4. Жизнерадостность (чувство юмора);

5. Исполнительность (дисциплинированность);

6. Независимость (способность действовать самостоятельно);

7. Непримиримость к недостаткам в себе и других;

8. Образованность (широта знаний, общая высокая культура);

9. Ответственность (чувство долга, умение держать слово);

10. Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);

11. Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);

12. Смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов;

13. Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);

14. Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);

15. Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);

16. Честность (правдивость, искренность);

17. Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);

  1. Чуткость (заботливость).

Сравнение ценностей с точки зрения их значимости (список А)

11-2

22-3

33-4

44-5

55-6

66-7

77-8

88-9

99-10

110-11

111-12

112-13

113-14

114-15

115-16

116-17

117-18

11-3

22-4

33-5

44-6

55-7

66-8

77-9

88-10

99-11

110-12

111-13

112-14

113-15

114-16

115-17

116-18

 

11-4

22-5

33-6

44-7

55-8

66-9

77-10

88-11

99-12

110-13

111-14

112-15

113-16

114-17

115-18

   

11-5

22-6

33-7

44-8

55-9

66-10

77-11

88-12

99-13

110-14

111-15

112-16

113-17

114-18

     

11-6

22-7

33-8

44-9

55-10

66-11

77-12

88-13

99-14

110-15

111-16

112-17

113-18

       

11-7

22-8

33-9

44-10

55-11

66-12

77-13

88-14

99-15

110-16

111-17

112-18

         

11-8

22-9

33-10

44-11

55-12

66-13

77-14

88-15

99-16

110-17

111-18

           

11-9

22-10

33-11

44-12

55-13

66-14

77-15

88-16

99-17

110-18

             

11-10

22-11

33-12

44-13

55-14

66-15

77-16

88-17

99-18

               

11-11

22-12

33-13

44-14

55-15

66-16

77-17

88-18

                 

11-12

22-13

33-14

44-15

55-16

66-17

77-18

                   

11-13

22-14

33-15

44-16

55-17

66-18

                     

11-14

22-15

33-16

44-17

55-18

                       

11-15

22-16

33-17

44-18

                         

11-16

22-17

33-18

                           

11-17

22-18

                             

11-18

                               

 

 

Сравнение ценностей с точки зрения возможности их достижения (А)

11-2

22-3

33-4

44-5

55-6

66-7

77-8

88-9

99-10

110-11

111-12

112-13

113-14

114-15

115-16

116-17

117-18

11-3

22-4

33-5

44-6

55-7

66-8

77-9

88-10

99-11

110-12

111-13

112-14

113-15

114-16

115-17

116-18

 

11-4

22-5

33-6

44-7

55-8

66-9

77-10

88-11

99-12

110-13

111-14

112-15

113-16

114-17

115-18

   

11-5

22-6

33-7

44-8

55-9

66-10

77-11

88-12

99-13

110-14

111-15

112-16

113-17

114-18

     

11-6

22-7

33-8

44-9

55-10

66-11

77-12

88-13

99-14

110-15

111-16

112-17

113-18

       

11-7

22-8

33-9

44-10

55-11

66-12

77-13

88-14

99-15

110-16

111-17

112-18

         

11-8

22-9

33-10

44-11

55-12

66-13

77-14

88-15

99-16

110-17

111-18

           

11-9

22-10

33-11

44-12

55-13

66-14

77-15

88-16

99-17

110-18

             

11-10

22-11

33-12

44-13

55-14

66-15

77-16

88-17

99-18

               

11-11

22-12

33-13

44-14

55-15

66-16

77-17

88-18

                 

11-12

22-13

33-14

44-15

55-16

66-17

77-18

                   

11-13

22-14

33-15

44-16

55-17

66-18

                     

11-14

22-15

33-16

44-17

55-18

                       

11-15

22-16

33-17

44-18

                         

11-16

22-17

33-18

                           

11-17

22-18

                             

11-18

                               

Сравнение ценностей с точки зрения их значимости (список Б)

11-2

22-3

33-4

44-5

55-6

66-7

77-8

88-9

99-10

110-11

111-12

112-13

113-14

114-15

115-16

116-17

117-18

11-3

22-4

33-5

44-6

55-7

66-8

77-9

88-10

99-11

110-12

111-13

112-14

113-15

114-16

115-17

116-18

 

11-4

22-5

33-6

44-7

55-8

66-9

77-10

88-11

99-12

110-13

111-14

112-15

113-16

114-17

115-18

   

11-5

22-6

33-7

44-8

55-9

66-10

77-11

88-12

99-13

110-14

111-15

112-16

113-17

114-18

     

11-6

22-7

33-8

44-9

55-10

66-11

77-12

88-13

99-14

110-15

111-16

112-17

113-18

       

11-7

22-8

33-9

44-10

55-11

66-12

77-13

88-14

99-15

110-16

111-17

112-18

         

11-8

22-9

33-10

44-11

55-12

66-13

77-14

88-15

99-16

110-17

111-18

           

11-9

22-10

33-11

44-12

55-13

66-14

77-15

88-16

99-17

110-18

             

11-10

22-11

33-12

44-13

55-14

66-15

77-16

88-17

99-18

               

11-11

22-12

33-13

44-14

55-15

66-16

77-17

88-18

                 

11-12

22-13

33-14

44-15

55-16

66-17

77-18

                   

11-13

22-14

33-15

44-16

55-17

66-18

                     

11-14

22-15

33-16

44-17

55-18

                       

11-15

22-16

33-17

44-18

                         

11-16

22-17

33-18

                           

11-17

22-18

                             

11-18

                               

 

 

Сравнение ценностей с точки зрения возможности их достижения (Б)

11-2

22-3

33-4

44-5

55-6

66-7

77-8

88-9

99-10

110-11

111-12

112-13

113-14

114-15

115-16

116-17

117-18

11-3

22-4

33-5

44-6

55-7

66-8

77-9

88-10

99-11

110-12

111-13

112-14

113-15

114-16

115-17

116-18

 

11-4

22-5

33-6

44-7

55-8

66-9

77-10

88-11

99-12

110-13

111-14

112-15

113-16

114-17

115-18

   

11-5

22-6

33-7

44-8

55-9

66-10

77-11

88-12

99-13

110-14

111-15

112-16

113-17

114-18

     

11-6

22-7

33-8

44-9

55-10

66-11

77-12

88-13

99-14

110-15

111-16

112-17

113-18

       

11-7

22-8

33-9

44-10

55-11

66-12

77-13

88-14

99-15

110-16

111-17

112-18

         

11-8

22-9

33-10

44-11

55-12

66-13

77-14

88-15

99-16

110-17

111-18

           

11-9

22-10

33-11

44-12

55-13

66-14

77-15

88-16

99-17

110-18

             

11-10

22-11

33-12

44-13

55-14

66-15

77-16

88-17

99-18

               

11-11

22-12

33-13

44-14

55-15

66-16

77-17

88-18

                 

11-12

22-13

33-14

44-15

55-16

66-17

77-18

                   

11-13

22-14

33-15

44-16

55-17

66-18

                     

11-14

22-15

33-16

44-17

55-18

                       

11-15

22-16

33-17

44-18

                         

11-16

22-17

33-18

                           

11-17

22-18

                             

11-18

                               

Контрольные задания

1. Определи свой тип ценностных ориентаций.

Ниже представлен ряд суждений о профессиях. Выберите из них наиболее соответствующие вашим взглядам (не более двух) и укажите их номер.

Для меня самая предпочтительная профессия, которая позволяет:

  1. в наибольшей степени реализовать свои физические возможности, проявлять силу, ловкость, волевые качества;
  2. достичь высокого общественного положения, известности, славы, получить признание окружающих;
  3. работать в хороших условиях - в таких, чтобы работа не была утомительной, не вызывала отрицательных эмоций;
  4. получать высокий заработок, обеспечивающий хорошие материальные условия;
  5. проявлять творческую инициативу, полностью раскрыть свои интеллектуальные способности;
  6. сохранить достаточно энергии и времени для разнообразного досуга, увлечений, общения с друзьями и близкими.

Данный список ценностей соответствует классификации по критерию отношения ценности к сфере профессиональной деятельности:

ценности, которые могут быть реализованы непосредственно в профессиональной деятельности (1 и 5);

ценности, которые реализуются за счет профессиональной деятельности (2 и 4);

ценности, которые могут быть реализованы вне профессиональной деятельности (3 И 6).

Определение типа ценностной ориентации.

Непротиворечивый профессиональный: характеризует человека с четкой профессиональной доминантой. Он соответствует следующим сочетаниям вариантов выбора - 1и2, 1и4, 1и5, 1и6, 2и4, 2и5, 5и4, либо выбору только одной ценности - 1,2,4,5.

Противоречивый: характеризует человека, у которого доминируют и профессиональные, и противоречащие им непрофессиональные ориентиры. Этому типу соответствуют следующие сочетания вариантов выбора - 1и3, 2и3, 2и6, 3и4, 3и5, 4и6, 5и6.

Непротиворечивый внепрофессиональный: характеризует человека, ориентированного в основном на деятельность, не связанную с профессией. Этому типу соответствуют следующие варианты выбора - 3, 6 либо их сочетание.

Если у Вас противоречивый тип ценностных ориентаций, то вернитесь к предыдущим заданиям, проанализируйте Ваши возможности достижения выявленных ценностей в жизни и выбранной профессиональной сфере; сделайте набор своих ценностей непротиворечивым.

2. По каким признакам можно определить истинность ценностных ориентаций человека:

а). Если человек при каждом удобном случае говорит о значимости для него какого-то явления, принципа жизни и т.д.;

б). если человек восхищается чем-то и когда он говорит об этом у него "горят глаза", учащенно бьется сердце,...

в). если человек поступает в соответствии с выдвигаемыми ценностями;

г). по другим признакам (укажи каким)

Наверх страницы