назад содержание вперед | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема: Ценности личности как основание жизненной и профессиональной стратегии.Без ценностей человек уносится потоком, как дерево в бушующих водах моря. О.Винисент Думинуко (современный итал. философ) Словарик <Ценность- важность, значение; значимость чего-либо в отличии от существования объекта или его качественных характеристик. Ценности - это обобщенные представления о благах и приемлемых способах их получения, на основе которых субъект осуществляет сознательный выбор целей и средств деятельности. & Тексты для размышлений Выдержки из студенческих писем о смысле жизни. "Демокрит считал, что счастье- это спокойствие души. Откуда же быть этому спокойствию, если постоянно мучат "проклятый" вопрос: для чего я? Я догадываюсь, что такое счастье. Сторонники эвдемонизма немножко перепутали. Не смысл жизни в счастье, а счастье- в обретении смысла в жизни". (Студентка ФЭФ Довгер Т.) "Нельзя отрицать, что судьба ко многим бывает благосклонна: удача сама плывет к "счастливым". Но не следует думать, что счастье не зависит от усилий самого человека. Я разделяю мысль, что человек ответственен за свою судьбу и благополучие. Наделенный свободной волей, он способен самоутверждаться. Человек достоин счастья, когда находит цель не в чувственных удовольствиях, а в духовном творчестве, в том душевном состоянии, которое возникает от чувства выполненного долга. Счастье - это состояние души, связанное с духом, а не с телом". (Студентка ФЭФ Лубенец Т.) "Смысл в том, что сердце любит. И протягивает тонкую ниточку серебра к другому, другим. Не оборви! Вокруг столько звона от рвущихся душевных струн. От раздражения, от гнева, от недружелюбия, жестокости... Причина - эгоизм, неумение любить". (Студент физфака Н.) "Все эти "проклятые" вопросы только отравляют жизнь. Бессмысленно раздумывать о смысле жизни, например, и мучаться по этому поводу. Надо просто жить, работать, радоваться. Философы ( особенно так называемые "самородки", т.е. не профессионалы )- самые несчастные, по-моему, люди, сознательно отравляющие себя ядом бесполезного мышления". (Студент физфака М.) "Слишком сложна духовная работа. Но если не будешь "хотеть великого" и стремиться к нему, то невозможно нравственное самосовершенствование, полноценное духовное развитие." (Студент ФЭФ Свирская А.) ? : А что для тебя является важным в жизни? В чем, по-твоему, заключается смысл твоей жизни? Как связаны между собой смысл жизни и ценности человека? Кто я такой? Методика определения ценностных ориентаций (по М. Рокичу). Ценностные ориентации определяют содержание направленности личности, составляют ядро ее жизненной концепции и отражают отношение человека к себе, окружающему миру и другим людям. М. Рокич различает два класса ценностей. Первый класс включает ценности, важные для жизни человека в целом, как бы главные, конечные цели индивидуального существования личности. Второй класс составляют ценности, предпочитаемые человеком в любой жизненной ситуации. Это деление соответствует традиционному делению ценности - цели и ценности - средства. Для самостоятельного анализа предлагается два списка ценностей: список А (первый класс: ценности - цели ) и список Б (второй класс: ценности - средства). Работайте с ними последовательно, не спеша, вдумчиво и внимательно. Оба списка составлены в алфавитном порядке. В таблице N 1 сравните каждую ценность списка А с последующими по степени важности для вас. Сравнивая ценности друг с другом, вы можете задавать себе вопрос: "Какая из ценностей для меня наиболее важна и значима?". В таблице N 2 сравните каждую ценность списка А с последующими с точки зрения возможности их достижения. Закончив работу постройте график и проанализируйте Ваши ценностные конфликты (если ценность важна, но мало возможностей ее достижения). Продумайте 5 вариантов достижения значимых ценностей в жизни и выбранной профессиональной сфере, или же пересмотрите ценность с точки зрения важности, ценности для Вас. Тоже самое проделайте со списком Б. Определите главные для вас ценности, получившие первое, второе, третье ранговые места, сопоставьте их с тем, как они реализуются вами, что бы вы могли сделать для осуществления их в будущем. Обратите внимание и на ценности, которые оказались для вас менее значимыми, получили последние ранговые места, ответьте себе на вопрос: "Почему вы их так оценили?" Сопоставьте результаты ранжирования по обоим спискам, рассмотрите, как соотносятся в вашем представлении ценности - цели и ценности - средства, каковы их сочетание и взаимосвязь. Вы многое можете узнать о себе, выполнив такую работу, она поможет вам сориентироваться в мире ваших собственных ценностей и решать, что вы можете сделать для своего дальнейшего развития, самосовершенствования и личностного роста. Помните , что ценностные ориентации определяют содержание направленности личности, являясь отправным моментом ее поступков, мыслей и чувств. Другими словами, это то, чем человек живет, к чему стремится, как смотрит на себя и окружающий мир. СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ. Список А 1. Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни); 2.Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом); 3. Здоровье (физическое, психическое); 4. Интересная работа; 5. Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве); 6. Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком); 7. Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений); 8. Наличие хороших и верных друзей; 9. Общественное признание (уважение окружающих); 10. Образование (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие); 11. Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей); 12. Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование); 13. Развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей); 14. Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках); 15. Счастливая семейная жизнь; 16. Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом); 17. Творчество (возможность творческой деятельности); 18. Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений). Список Б 1. Аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах; 2. Воспитанность (хорошие манеры); 3. Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания); 4. Жизнерадостность (чувство юмора); 5. Исполнительность (дисциплинированность); 6. Независимость (способность действовать самостоятельно); 7. Непримиримость к недостаткам в себе и других; 8. Образованность (широта знаний, общая высокая культура); 9. Ответственность (чувство долга, умение держать слово); 10. Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения); 11. Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина); 12. Смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов; 13. Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями); 14. Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения); 15. Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки); 16. Честность (правдивость, искренность); 17. Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);
Сравнение ценностей с точки зрения их значимости (список А)
Сравнение ценностей с точки зрения возможности их достижения (А)
![]() Сравнение ценностей с точки зрения их значимости (список Б)
Сравнение ценностей с точки зрения возможности их достижения (Б)
![]() Контрольные задания1. Определи свой тип ценностных ориентаций. Ниже представлен ряд суждений о профессиях. Выберите из них наиболее соответствующие вашим взглядам (не более двух) и укажите их номер. Для меня самая предпочтительная профессия, которая позволяет:
Данный список ценностей соответствует классификации по критерию отношения ценности к сфере профессиональной деятельности: ценности, которые могут быть реализованы непосредственно в профессиональной деятельности (1 и 5); ценности, которые реализуются за счет профессиональной деятельности (2 и 4); ценности, которые могут быть реализованы вне профессиональной деятельности (3 И 6). Определение типа ценностной ориентации. Непротиворечивый профессиональный: характеризует человека с четкой профессиональной доминантой. Он соответствует следующим сочетаниям вариантов выбора - 1и2, 1и4, 1и5, 1и6, 2и4, 2и5, 5и4, либо выбору только одной ценности - 1,2,4,5. Противоречивый: характеризует человека, у которого доминируют и профессиональные, и противоречащие им непрофессиональные ориентиры. Этому типу соответствуют следующие сочетания вариантов выбора - 1и3, 2и3, 2и6, 3и4, 3и5, 4и6, 5и6. Непротиворечивый внепрофессиональный: характеризует человека, ориентированного в основном на деятельность, не связанную с профессией. Этому типу соответствуют следующие варианты выбора - 3, 6 либо их сочетание. Если у Вас противоречивый тип ценностных ориентаций, то вернитесь к предыдущим заданиям, проанализируйте Ваши возможности достижения выявленных ценностей в жизни и выбранной профессиональной сфере; сделайте набор своих ценностей непротиворечивым. 2. По каким признакам можно определить истинность ценностных ориентаций человека: а). Если человек при каждом удобном случае говорит о значимости для него какого-то явления, принципа жизни и т.д.; б). если человек восхищается чем-то и когда он говорит об этом у него "горят глаза", учащенно бьется сердце,... в). если человек поступает в соответствии с выдвигаемыми ценностями; г). по другим признакам (укажи каким) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||