назад содержание вперед | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема: Планирование карьеры. Анализ факторов планирования карьеры.Словарик Планирование карьеры состоит в определении целей развития карьеры и путей, ведущих к их достижению. Пути реализации целей развития карьеры представляют собой последовательность должностей, на которых необходимо проработать, прежде, чем занять целевую должность, а также набор средств, необходимых для приобретения требуемой квалификации - курсов по профессиональному обучению, стажировок, изучению иностранного языка и т.д. (Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. - М.,1996). Планирование карьеры - это создание условий для непрерывного преодоления человеком достигаемых уровней.(Одегов Ю.Г., Журавлев П.В. Управление персоналом. - М.,1997). Планирование карьеры - это процесс медленного развертывания профессиональной самоконцепции и самоопределения в терминах собственных способностей, талантов, мотивов, потребностей, отношений и ценностей (Г. Десслер). Планирование карьеры - это поиск путей личностного совершенствования для достижения конкретных целей с учетом индивидуальных возможностей и ограничений.(Травин А. Планирование карьеры - новое явление в Российском бизнесе. Санкт-Петербургское ЭХО N 58(171), 6 марта 1996). Проанализируйте данные определения понятия "планирование карьеры", выберите наиболее точное с Вашей точки зрения, обоснуйте ответ. Линейное развитие системы - такое развитие, которое предполагает возможность экстраполировать результаты. Нелинейное развитие системы - развитие, в котором невозможно определить результаты, сложно прогнозировать конкретное будущее системы. Карьерные ресурсы - индивидуальный потенциал личности (способности, знания, опыт, активность в решении профессиональных задач, здоровье и т.д.), а также внешние условия карьерного роста (внеслужебные - семья и ближайшее социальное окружение, социальные нормы, культура; внутрислужебные - организационная структура, производственные отношения, правовые нормы деятельности и т.д.). Потребности - нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности. Потребность - состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности. Ощущается или осознается как "напряжение", "неудовлетворенность", как отражение в психике человека несоответствия между внутренними и внешними условиями деятельности; обнаруживаются во влечениях и мотивах. (если кратко: нужда в чем-либо; образ: двигатель, запускающий машину; переживание: "Чего-то такого хочется". & Тексты для анализа и размышлений
Одной из форм планирования карьеры является система пожизненного найма в Японии. Эта система возникла после второй мировой войны и доказала свою жизнеспособность и эффективность. Суть этой системы в том, что человек, получив образование, поступает на работу в компанию и работает там до выхода на пенсию. За это время сотрудник может поменять несколько мест, сменить сферу деятельности, продвинуться по службе - и все это в рамках одной компании. Преимущество пожизненного найма в том, что каждый сотрудник в мыслях напрямую связывает себя с компанией, на которую он работает, понимает, что его личное процветание зависит от процветания его компании. Система создает уверенность в завтрашнем дне, работник почти гарантирован от увольнения. Вместе с тем пожизненный наем имеет серьезные ограничения: эта система в Японии распространяется только на 25-30% работников в крупных компаниях; в случае ухудшения финансового положения компании все равно проводят увольнения; соглашения о гарантиях занятости не записаны в официальных документах. Типичная японская карьера Сенти Тапака, 49 лет, получил юридическое образование. Двадцать лет назад поступил работать в телевизионную компанию. Ему предоставили должность в юридическом отделе. потом тапаке, как и всем, кто одновременно с ним был принят в телекомпанию, предложил пройти переподготовку. Тапака стал звукорежиссером. Через 3 года Тапака сделался редактором в отделе информации, а еще через несколько лет ему поручили постановку телевизионных спектаклей. в конце концов он занял пост руководителя отдела при дирекции. Благодаря разностороннему опыту Тапака легко решает многие, подчас сложные проблемы административного руководства компанией. "Честно говоря",- признался Тапака,- "я всю жизнь хотел быть юристом, но компания рассудила иначе". (Цветов В.Я. Пятнадцатый камень сада Реандзи. - С. 112). 2. Текст для анализа "На первый взгляд он (Кирилл Владимирович Трунин) не производил впечатления: среднего роста, фигурой не примечателен, одевается по усредненной моде, когда-то носил костюм, рубашку с галстуком, теперь в джинсовой одежде и куртке с молниями, ничего броского, дорогого, глазу не зацепиться. Обычная советская сеья, родители-инженеры, жили скромно, как все, от зарплаты до зарплаты. Трунин и школу и юрфак университета закончил середняком, как любили тогда выражаться: рядовой товарищ, обыкновенный советский человек. Но он родился лидером, очень быстро это осознал, легко подчинял сверстников, но уже в школе понял, что общество, в котором он живет, любит лишь серый цвет, средний рост, не умных, а хитрых, не способных, а приспосабливающихся. И тогда еще без отчества, просто Кирилл Трунин, запрятал свое лидерство глубоко внутрь, начал присматриваться к окружающим, в основном к людям, успешно продвигающимся вверх. Он быстро и без особого труда определил, что лестница, ведущая наверх, практически одна - комсомол, затем партия, далее со всеми остановками, сколько пролетов осилишь, так высоко и заберешься. Принцип подъема по этой лестнице, как он понял, был достаточно прост. Необходимо постоянно угождать вышестоящему, казаться не шибко умным, лишь сообразительным и очень расторопным, выжидать либо подловить, когда шеф сам оступится, либо в нужный момент подножку поставить, сбросить вниз, быстренько занять место и кричать, как умен и неповторим проходимец, карабкающийся на пролет выше". (Леонов Н.И. Одиссея сыщика Гурова. Т. 4, Самара, 1996. С. 58-59). Вопросы для обсуждения: 1.Какие принципы планирования карьеры использует персонаж? Считаете ли вы их достаточно эффективными и универсальными? 2.Какими качествами, необходимыми для успешного продвижения по карьерной лестнице, обладает герой? Какие качества сегодня помогают человеку быть успешным? 3.Какую цель ставит перед собой человек, выбравший подобный способ продвижения по карьерной лестнице? 3. Теория мотивации Абрахама Маслоу Действия человека определяются в первую очередь его потребностями, тем, что он хочет, в чем нуждается, к чему стремится. По теории Маслоу высокоэффективный труд работника стимулируется его стремлением к удовлетворению своих потребностей, которые имеют иерархическую структуру и могут быть упорядочены по мере возрастания их важности для человека. На самом нижнем уровне находятся физиологические потребности (пища, вода, убежище, отдых и т.д.),затем потребность в безопасности и защищенности (защита от физической и психической опасности), социальные потребности. На самом высшем уровне - потребность в уважении и потребность в самовыражении (самореализации).По мнению Маслоу, первоначально усилия человека направлены на удовлетворение потребностей низшего уровня и затем на удовлетворение потребностей высшего уровня. При этом совсем не обязательно полное удовлетворение работником потребностей низшего уровня для того, чтобы более высокий уровень его потребностей начал стимулировать его отношение к труду. Выделяют 3 уровня удовлетворенияпотребностей: 1). Минимальный уровень - обеспечивает выживание и возможность проявления духовных и социальных потребностей. 2). Нормальный уровень - время, которое человек занят мыслями об удовлетворении потребностей в пище, жилье, безопасности, должно составлять не более 10% времени бодрствования (субъективно). Потребительский бюджет, достаточный для данного вида деятельности(объективно). 3). Уровень роскоши - удовлетворение потребностей существования выше минимального и среднего уровней, становится самоцелью и(или) средством демонстрации высокого общественного положения. На этом уровне человек "живет, чтобы есть, а не ест, чтобы жить". Исторические факты и легенды о потребностях людей. Социолог Питирим Сорокин изучил биографии 4600 христианских святых и установил, что, несмотря на аскетический образ жизни, которому следовало большинство из них, средняя продолжительность жизни святых, включая и 37% тех, кто умер мученически не своей смертью, оказывается намного больше, чем у их современников, и даже большей, чем у сегодняшних европейцев и американцев. ? Упражнение: составьте собственную пирамиду потребностей, шириной каждой ступени-потребности опредляя степень ее значимости для Вас . Вставить рисунок 2 ? Упражнение: заполните таблицу, сравните результаты , представленные во втором и третьем столбце, определите возможные пути достижения требуемых результатов. Внутренние факторы планирования карьеры
? Упражнение: проанализируйте внешние ресурсы, влияющие на развитие карьеы, определите, какие ресурсы есть в Вашем распоряжении уже сейчас. Что необходимо сделать для пополнения ресурсной базы? Внешние ресурсы, влияющие на развитие карьеры
? Контрольные задания: 1.Какому понятию соответствует следующее определение: процесс медленного развития профессиональной самоконцепции в терминах собственных пособностей, интересов, потребностей, целей и ценностей. а) самоопределение б) планирование карьеры в) саморазвитие 2.Какие потребности, согласно теории Абрахама Х. Маслоу, первичны по степени важности для человека: а) физиологические потребности б) потребности в безопасности и защищенности в) потребности в уважении и самовыражении 3. Какие принипы из перечисленных можно отнести к принципам планирования карьеры: 1)принцип непрерывности, 2) принцип осмысленности, 3) принцип достоверности, 4)принцип маневренности, 5) принцип дифференцированности, 6) принцип заметности. а) 1,2,4,6 б) 1,3,5 в) 2,3,4,6 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||