КАК ОЦЕНИТЬ СРЕДУ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Инюточкина Е.В., Лузгина В.Б., Шамец С.П.
Омский государственный технический университет
Рынок сред дистанционного обучения расширяется. Выбрать какой-либо программный продукт для организации системы ДО становится все сложнее. Принимая решение о внедрении той или иной технологической платформы, желательно учитывать опыт различных организаций, которые уже практикуют распределенное обучение. К сожалению, в нашей стране не так много подобных организаций, и они не торопятся делиться своим опытом. Это можно объяснить малым периодом времени эксплуатации подобных систем.
И все же, существуют определенные критерии для оценки виртуальных учебных сред. Авторы статьи имеют опыт внедрения и использования некоторых известных систем ДО (Lotus LearningSpace 3.5, Lotus LearningSpace 5.01, СДО Прометей). Основываясь на собственной практике, а также на исследованиях зарубежных коллег, предлагаем вашему вниманию наиболее актуальные позиции для анализа систем ДО (табл. 1).
Таблица 1
Оценочные критерии виртуальной учебной среды
1. Интерфейс студента |
Доступ к материалам курса |
1. Имя пользователя и пароль |
При регистрации на курс студенту выдается логин и пароль. Доступ ко всем учебным материалам только через авторизацию пользователя |
2. Поиск по ключевым словам |
Среда имеет встроенную поисковую систему, которая позволяет находить необходимую информацию по ключевым словам |
3. Курс может загружаться и работать на локальной машине |
Полный курс или его часть может быть загружена на локальную машину для работы. Достоинства:
1. Короткое время в он-лайне, низкая стоимость
2. Быстрый доступ |
4. Курс может быть напечатан |
Полный курс или его часть может быть отпечатана на принтере. Это подходит для студентов, которые предпочитают читать текст на бумаге и сохранять учебные материалы с необходимыми пометками по окончании курса |
5. Поддержка курса на CD-ROM |
Полный курс или его часть может доставляться студенту на CD-ROM. Это важно, если часть курса содержит высококачественные данные (графика высокого разрешения, аудио-, видеофрагменты) и не может быть загружена по Интернет |
6. Эргономичный пользовательский интерфейс |
Интерфейс среды должен быть интуитивно понятным и легким в использовании |
Учебная среда студента |
7. Календарь/Расписание |
Студент должен располагать расписанием или планом мероприятий |
8. Область представления студента |
Студент может создать файл-карточку с информацией о себе. Это важно для поддержания личного общения между студентами |
9. E-mail |
Участники курса должны иметь возможность общаться по электронной почте или используя внутренние почтовые сообщения |
10. Дискуссионный форум |
Должен являться одним из основных инструментов выработки знаний в ходе курса. |
11. Инструменты групповой работы |
Среда должна предусматривать возможность организации работы (в том числе конфиденциальной) в мини-группах (командах) |
12. Итоги учебной деятельности |
В ходе курса студенту должны быть доступны данные о результатах обучения (оценках за задания и тесты) |
2. Интерфейс разработчика |
Создание материалов курса |
1. Не нужны специальные технические знания для создания материалов курса |
Автору курса не обязательно владеть языками программирования или техническими деталями языка html |
2. Импорт/конвертация созданных материалов |
Система предлагает поддержку конвертации созданного курсового материала в html формат.Связи между html документами не должны разрушаться |
3. Веб-интерфейс для развития курса |
Курс может развиваться и устанавливаться посредством веб-интерфейса |
4. Менеджер учебного плана (предмет изучения) |
Возможность изменения и дополнения мероприятий учебного плана |
Характеристика системы тестирования |
5. Содержит редактор/менеджер тестов |
Система должна включать редактор тестов и вопросов |
6. Возможность включения в тесты различных типов вопросов |
В зависимости от таксономических целей и для выработки разнообразных навыков познавательной деятельности разработчик должен иметь возможность включать в тесты разнотипные вопросы |
7. Возможность вставлять в тестовые вопросы и ответы рисунки |
Тесты при необходимости могут включать графические элементы |
8. Установка сроков прохождения теста |
Система устанавливает срок для прохождения теста. Возможность ограничивать доступ к тесту до или после намеченных сроков проведения тестирования |
3. Интерфейс преподавателя |
1. Поддержка нескольких тьюторов, поддержка нескольких групп |
Система должна поддерживать нескольких тьюторов в одном курсе. Каждый тьютор преподает для одной или нескольких групп |
2. Поддержка асинхронных и синхронных коммуникаций со студентами |
Наличие инструментов связи со студентами (e-mail, доска объявлений, чат и др.) |
3. Ресурсный пул группы |
Система поддерживает загрузку файлов для группы, назначение специальных учебных материалов группе студентов |
4. Статистический отчет |
Система отслеживает подключения пользователей к курсу, их количество, продолжительность, набранные баллы и т.д., генерирует и сохраняет отчеты. |
4. Администрирование |
1. Регистрация и сопровождение студентов |
Простота процедуры регистрации (желательна саморегистрация студентов через web) |
2. Права доступа |
Система поддерживает группы пользователей с различными правами |
5. Технические требования |
1. Стандартный веб-браузер |
Все группы пользователей подключаются к системе через стандартный web-браузер |
2. Совместимость веб-технологий |
Система должна поддерживать все типы медиа файлов, доступных для просмотра или запуска в Интернет |
3. Техническая поддержка |
Компания-поставщик должна обеспечивать техническую поддержку программного продукта и консалтинг в процессе внедрения |
4. Методическая поддержка |
Желательно, чтобы компания-поставщик могла обеспечить обучение или консультации по методикам преподавания в среде |
5. Цена лицензии |
Желательно отсутствие политики лицензирования клиентских мест (бесплатные клиентские места) |
Более широкий перечень критериев можно найти на сайте Higher Education and New Technologies (Switzerland).
При выборе системы ДО организация должна не только учитывать вышеперечисленные критерии, но и иметь конкретный перечень целей, которых она намерена достичь, используя дистанционные образовательные технологии. Это утверждение выглядит совершенно очевидным, но практика показывает, что в условиях дефицита информации и специалистов, способных дать квалифицированное заключение, решение о приобретении программного продукта принимается без должной аргументации. В результате реальные задачи организации оказываются ограниченными функциональными возможностями системы: вместо того, чтобы задачи определяли выбор системы, система определяет выполнимость задач и достижимость целей.
Попробуем проанализировать с учетом некоторых основных критериев программные продукты, находящиеся в группе лидеров на рынке систем ДО (см. табл.2).
Таблица 2
Анализ важных функциональных и пользовательских характеристик
СДО Lotus LearningSpace 3.5 и Прометей 4.0
LearningSpace 3.5 |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Оперативное управление учебным процессом внутри среды, хорошо организованный, дружелюбный, интуитивно понятный интерфейс. Тьютор располагает широким набором педагогических инструментов организации асинхронной групповой работы. Модульная структура курса, простота внесения изменений в расписание |
Платные лицензии на клиентские места.Трудоемкая процедура регистрации пользователей в системе.Затруднительно организовать обучение больших потоков студентовОтсутствует система отчетов, система управления платежами.Разработка, преподавание и администрирование курсов ведется только на клиентском месте Lotus Notes Для организации синхронной работы необходимо приобретать дополнительное программное обеспечение (SameTime).Проблемы с русификацией интерфейса. |
СДО Прометей |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Отсутствие политики лицензирования клиентских мест.Оптимальная среда как для корпоративного обучения, так и для академического образования.Выполнение всех операций, включая администрирование и преподавание, через веб-интерфейс.Возможность обучения и управления большими потоками студентов.Подсистема учета платежей. Большой набор средств общения между преподавателями и студентами (чат, форум, почта, обмен файлами, объявления).Возможность организации синхронной работы.Мощная подсистема тестирования (10 типов вопросов).Возможность разработки учебных материалов в любой программе, способной сохранять файлы в формате html: разработчик «не привязан» к клиентскому месту или жестко оговоренному программному обеспечению. |
Трудоемкость операций тьютора.Жесткое распределение ролей в системеНеоптимизированный интерфейс студента (наличие промежуточных форм, «лишних» кликов). |
Несмотря на наличие «слабых» сторон в обеих системах, они достаточно распространены, чтобы говорить об их безусловной применимости в качестве платформ для организации распределенного обучения. Вопрос лишь в том, насколько недостатки системы могут воспрепятствовать достижению желаемых учебных целей.
Обеспечение качества обучения с применением дистанционных образовательных технологий складывается из суммы трех обязательных компонентов: технологической платформы, подготовленных кадров и методической поддержки. Таким образом, даже если технологическая платформа не полностью соответствует все возрастающим потребностям организации, то, сделав акцент на качество разрабатываемых учебных материалов и качество преподавания, можно до некоторой степени уравновесить недостатки программного обеспечения.
|