© ОмГУ © ИНОО ОмГУ
Вводный курс в информационно-образовательную среду открытого образования (ИОС ОО)

  Особенности телекоммуникационной среды вуза
  Как не ошибиться в выборе системы дистанционного обучения?
  Как оценить среду дистанционного обучения

КАК ОЦЕНИТЬ СРЕДУ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Инюточкина Е.В., Лузгина В.Б., Шамец С.П.

Омский государственный технический университет

Рынок сред дистанционного обучения расширяется. Выбрать какой-либо программный продукт для организации системы ДО становится все сложнее. Принимая решение о внедрении той или иной технологической платформы, желательно учитывать опыт различных организаций, которые уже практикуют распределенное обучение. К сожалению, в нашей стране не так много подобных организаций, и они не торопятся делиться своим опытом. Это можно объяснить малым периодом времени эксплуатации подобных систем.

И все же,  существуют определенные критерии для оценки виртуальных учебных сред. Авторы статьи имеют опыт внедрения и использования некоторых известных систем ДО (Lotus LearningSpace 3.5, Lotus LearningSpace 5.01, СДО Прометей). Основываясь на собственной практике, а также на исследованиях зарубежных коллег, предлагаем вашему вниманию наиболее актуальные позиции для анализа систем ДО (табл. 1).

Таблица 1
Оценочные критерии виртуальной учебной среды
1. Интерфейс студента
Доступ к материалам курса
1. Имя пользователя и пароль При регистрации на курс студенту выдается логин и пароль. Доступ ко всем учебным материалам только через авторизацию пользователя
2. Поиск по ключевым словам Среда имеет встроенную поисковую систему, которая позволяет находить необходимую информацию по ключевым словам
3. Курс может загружаться и работать на локальной машине Полный курс или его часть может быть загружена на локальную машину для работы. Достоинства:

1. Короткое время в он-лайне, низкая стоимость

2. Быстрый доступ

4. Курс может быть напечатан Полный курс или его часть может быть отпечатана на принтере. Это подходит для студентов, которые предпочитают читать текст на бумаге и сохранять учебные материалы с необходимыми пометками по окончании курса
5. Поддержка курса на CD-ROM Полный курс или его часть может доставляться студенту на CD-ROM. Это важно, если часть курса содержит высококачественные данные (графика высокого разрешения, аудио-, видеофрагменты) и не может быть загружена по Интернет
6. Эргономичный пользовательский интерфейс Интерфейс среды должен быть интуитивно понятным и легким в использовании
Учебная среда студента
7. Календарь/Расписание Студент должен располагать расписанием или планом мероприятий
8. Область представления студента Студент может создать файл-карточку с информацией  о себе. Это важно для поддержания личного общения между студентами
9. E-mail Участники курса должны иметь возможность общаться по электронной почте или используя внутренние почтовые сообщения
10. Дискуссионный форум Должен являться одним из основных инструментов выработки знаний в ходе курса.
11. Инструменты групповой работы Среда должна предусматривать возможность организации работы (в том числе конфиденциальной) в мини-группах (командах)
12. Итоги учебной деятельности В ходе курса студенту должны быть доступны  данные о результатах обучения (оценках за задания и тесты)
2. Интерфейс разработчика
Создание материалов курса
1. Не нужны специальные технические знания для создания материалов курса Автору курса не обязательно владеть языками программирования или техническими деталями языка html
2. Импорт/конвертация созданных материалов Система предлагает поддержку конвертации созданного курсового материала в html формат.Связи между html документами не должны разрушаться
3. Веб-интерфейс для развития курса Курс может развиваться и устанавливаться посредством веб-интерфейса
4. Менеджер учебного плана (предмет изучения)  Возможность изменения и дополнения мероприятий учебного плана
Характеристика системы тестирования
5. Содержит редактор/менеджер тестов Система должна включать редактор тестов и вопросов
6. Возможность включения в тесты различных типов вопросов В зависимости от таксономических целей и для выработки разнообразных навыков познавательной деятельности разработчик должен иметь возможность включать в тесты разнотипные вопросы
7. Возможность вставлять в тестовые вопросы и ответы рисунки Тесты при необходимости могут включать графические элементы
8. Установка сроков прохождения теста Система устанавливает срок для прохождения теста. Возможность ограничивать доступ к тесту до или после намеченных сроков проведения тестирования
3. Интерфейс преподавателя
1. Поддержка нескольких тьюторов, поддержка нескольких групп

Система должна поддерживать нескольких тьюторов в одном курсе. Каждый тьютор преподает для одной или нескольких групп

2. Поддержка асинхронных и синхронных коммуникаций со студентами

Наличие инструментов связи со студентами (e-mail, доска объявлений, чат и др.)

3. Ресурсный пул группы

Система поддерживает загрузку файлов для группы, назначение специальных учебных материалов группе студентов

4. Статистический отчет

Система отслеживает подключения пользователей к курсу, их количество, продолжительность, набранные баллы и т.д., генерирует и сохраняет отчеты.

4. Администрирование
1. Регистрация и сопровождение студентов Простота процедуры регистрации (желательна саморегистрация студентов через web)
2. Права доступа Система поддерживает группы пользователей с различными правами
5. Технические требования
1. Стандартный веб-браузер Все группы пользователей подключаются к системе через стандартный web-браузер
2. Совместимость веб-технологий Система должна поддерживать все типы медиа файлов, доступных для просмотра или запуска в Интернет
3. Техническая поддержка Компания-поставщик должна обеспечивать техническую поддержку программного продукта и консалтинг в процессе внедрения
4. Методическая поддержка Желательно, чтобы компания-поставщик могла обеспечить обучение или консультации по методикам преподавания в среде
5. Цена лицензии Желательно отсутствие политики лицензирования клиентских мест (бесплатные клиентские места)

Более широкий перечень критериев можно найти на сайте Higher Education and New Technologies (Switzerland).

При выборе системы ДО организация должна не только учитывать вышеперечисленные критерии, но и иметь конкретный перечень целей, которых она намерена достичь, используя дистанционные образовательные технологии. Это утверждение выглядит совершенно очевидным, но практика показывает, что в условиях дефицита информации и специалистов, способных дать квалифицированное заключение, решение о приобретении программного продукта принимается без должной аргументации. В результате реальные задачи организации оказываются ограниченными функциональными возможностями системы: вместо того, чтобы задачи определяли выбор системы, система определяет выполнимость задач и достижимость целей.

Попробуем проанализировать с учетом некоторых основных критериев программные продукты, находящиеся в группе лидеров на рынке систем ДО (см. табл.2).

Таблица 2
Анализ важных функциональных и пользовательских характеристик
СДО Lotus LearningSpace 3.5 и Прометей 4.0
LearningSpace 3.5
Сильные стороны Слабые стороны
Оперативное управление учебным процессом внутри среды, хорошо организованный, дружелюбный, интуитивно понятный интерфейс. Тьютор располагает широким набором педагогических инструментов организации асинхронной групповой работы. Модульная структура курса, простота внесения изменений в расписание Платные лицензии на клиентские места.Трудоемкая процедура регистрации пользователей в системе.Затруднительно организовать обучение больших потоков студентовОтсутствует система отчетов, система управления платежами.Разработка, преподавание и администрирование курсов ведется только на клиентском месте Lotus Notes Для организации синхронной работы необходимо приобретать дополнительное программное обеспечение (SameTime).Проблемы с русификацией интерфейса.
СДО Прометей
Сильные стороны Слабые стороны
Отсутствие политики лицензирования клиентских мест.Оптимальная среда как для корпоративного обучения, так и для академического образования.Выполнение всех операций, включая администрирование  и преподавание, через веб-интерфейс.Возможность обучения и управления большими потоками студентов.Подсистема учета платежей. Большой набор средств общения между преподавателями и студентами (чат, форум, почта, обмен файлами, объявления).Возможность организации синхронной работы.Мощная подсистема тестирования (10 типов вопросов).Возможность разработки учебных материалов в любой программе, способной сохранять файлы в формате html: разработчик «не привязан» к клиентскому месту или жестко оговоренному программному обеспечению. Трудоемкость операций тьютора.Жесткое распределение ролей в системеНеоптимизированный интерфейс студента (наличие промежуточных форм, «лишних» кликов).

Несмотря на наличие «слабых» сторон в обеих системах, они достаточно распространены, чтобы говорить об их безусловной применимости в качестве платформ для организации распределенного обучения. Вопрос лишь в том, насколько недостатки системы могут воспрепятствовать достижению желаемых учебных целей.

Обеспечение качества обучения с применением дистанционных образовательных технологий складывается из суммы трех обязательных компонентов: технологической платформы, подготовленных кадров и методической поддержки. Таким образом, даже если технологическая платформа не полностью соответствует все возрастающим потребностям организации, то, сделав акцент на качество разрабатываемых учебных материалов и качество преподавания, можно до некоторой степени уравновесить недостатки программного обеспечения.