Как не ошибиться в выборе системы дистанционного обучения?
В.З. Гаркуша
Как не ошибиться в выборе системы дистанционного обучения?
Корпоративное обучение - №1[7] Январь-Февраль 2005.
С конца ХХ в. новые компьютерные технологии информационного обмена создали техническую возможность сделать образование более массовым, разорвали информационные границы государств, позволили в тысячи раз ускорить обмен информацией и увеличить ее объем. Внедрение информационных технологий в многообразную деятельность человека создало потребность в качественно новом обучении. Наступило время дистанционного обучения, основанного на широком применении компьютерных и сетевых технологий. Эта форма позволяет обучающемуся под руководством тьютора (консультанта) получить необходимый объем знаний в любое время и в любом месте. С каждым годом в России растет число учебных заведений и различных организаций, использующих методы дистанционного обучения.
Основу дистанционного обучения составляют электронные учебные материалы и сама система дистанционного обучения (СДО). СДО – это программный продукт, который управляет всем процессом обучения. СДО включает в себя возможности ведения каталога электронных курсов, слежения за ходом обучения, начиная от момента регистрации обучающегося в системе и до завершения им обучения. СДО должна поддерживать сетевое тестирование слушателя и регистрацию оценок при его прохождении. СДО необходимо иметь дружественный интерфейс и поддерживать все известные виды интернет-общения между обучающимися и тьюторами. Это основная, но небольшая часть того, что должна уметь делать СДО.
Появление первых отечественных СДО на рынках России и стран СНГ надо отнести к 2000 г. Первой коробочной российской системой была система «Прометей», разработанная компанией «Виртуальные технологии в образовании» (www.prometeus.ru). В то время ей пришлось выдержать жесткую конкуренцию с зарубежными аналогами Learning Space (IBM Inc, США) и WebCT (WebCT Inc., США) не только на территории России, но и Украины. В настоящее время на российском рынке уже присутствует изрядное количество не только импортных, но и отечественных систем. Если вы только начинаете заниматься организацией дистанционного обучения и вам предстоит выбрать СДО, отвечающую тем или иным требованиям, сделать это будет весьма непросто. Основная сложность в том, что характеристики почти всех СДО отвечают большинству функциональных требований и отличаются в основном только их реализацией.
Так все же с чего следует начать выбор СДО?
Начните с осмысления того, какие направления учебной деятельности вы хотите обеспечить дистанционными формами обучения на первом этапе. Составьте технико-экономический план, из которого стало бы видно, какие вам потребуются общие затраты на реализацию проекта. Ведь затраты, которые вы понесете при приобретении СДО, составят весьма незначительную часть тех финансовых средств, что потребуются в дальнейшем.
Возьмите ручку и нарисуйте несколько схем. Например, если вы работаете в вузе, схему зачисления студента: какие данные (атрибуты студента) вам нужны, куда эти данные поступают (секретариат, деканат), как они обрабатываются, в каком виде хранятся, куда идут дальше (например, списки групп, ведомости). Определите, каким образом в вашей схеме данных фиксируются изменения, которые происходят со студентом (сдал экзамен, перешел на следующий курс, взял академический отпуск, отчислен). Попытайтесь отметить те атрибуты, которые специфичны именно для вашего учебного заведения или компании. Определите для себя возможный план организации дистанционного обучения. Многие учебные заведения, например МЭСИ, используют дистанционные технологии не только как отдельный вид обучения, но и в сочетании с очной формой подачи знаний. Проведите оценку примерного количества студентов (слушателей), которых вы собираетесь обучить в первый год, второй и т.п. Все перечисленное поможет вам определиться с личными требованиями к функционалу СДО и правильно выбрать систему, учитывая при этом возможность ее масштабирования.
Немаловажную роль при выборе СДО играет анализ деятельности компании-производителя. Об этом – далее.
Собираем информацию о производителе СДО
Выбор СДО для учебного заведения или корпорации — процесс многоступенчатый и чреватый подвохами. Допустим, вы поставили перед собой такую задачу. Что дальше? Представители компаний-производителей СДО предлагают вам буклеты с описанием систем и перечнем их функций. Описания СДО на сайтах компаний, как правило, дублируют содержание рекламных материалов. Эти описания удивительно похожи друг на друга, и даже квалифицированному специалисту, не один год проработавшему в данной области, сложно сразу установить по ним, чем одна система отличается от другой, не говоря уже о том, чем она лучше. Риск ошибки при выборе СДО очень велик. Система стоит недешево, и в случае совершенной вами ошибки денег на приобретение второй СДО вам просто могут не дать.
Лицо компании, производящей СДО, — ее веб-сайт. Если сайт в запущенном состоянии, не содержит регулярно обновляемой новой информации, то можете смело вычеркивать эту фирму из своего списка. Разумеется, вы должны обращать внимание не на дизайн сайта, а на его содержательную часть. Сайт должен предоставлять исчерпывающую информацию о продукте, который вас интересует.
Что, на наш взгляд, должно присутствовать на сайте производителя СДО:
1. Список клиентов.
Если такого списка нет или он не полный, хотя компания и заявляет себя лидером продаж, значит здесь что-то не так. Посмотрите на количество клиентов, есть ли среди них организации, относящиеся к той же категории, что и ваша компания. Не стесняйтесь и просите у поставщиков СДО контактные данные таких организаций и отзывы о внедрении СДО. Надо сказать, что сами клиенты по ряду причин не дают на внешних сайтах учебных заведений и компаний информацию о проводимом ими дистанционном обучении. Не исключено также, что компания-производитель предложит вам съездить к одному из клиентов и посмотреть, как все происходит на практике. Не стоит отказываться, хотя это будет гарантированная «success story», ведь вы получите лишнюю возможность посмотреть на систему в работе. Если из отзывов вы узнаете о проблемах в системе, не стесняясь, задайте вопрос производителям — знают ли они о проблеме, когда собираются ее исправить. Через некоторое время можно поинтересоваться, исправлен ли этот недостаток.
2. Часто задаваемые вопросы (FAQ).
Чтобы не отвечать по 20& раз на одни и те же вопросы, их наверняка должны собрать вместе в один раздел. Обязательно зайдите сюда.
3. Пользовательская документация.
Далеко не все компании выкладывают руководства пользователя в открытый доступ. Тогда узнайте, можете ли вы их получить до покупки системы. Уровень написания руководства и его доступность для вас будут только плюсом для компании-производителя. Если нет — вероятно, это должно вас насторожить.
4. Демоверсия.
Уважающая себя фирма обязательно поддерживает демоверсию системы на сайте. Зарегистрируйтесь и поработайте с ней. Конечно, демоверсия может в некоторой степени отличаться от рабочей версии СДО, но все же это лучше, чем набор презентаций. Презентация, конечно , помогает начать знакомство с системой, но не думайте, что таким образом вы получите исчерпывающую информацию. Если же на сайте нет даже внятной презентации, то вам следует задуматься: того ли поставщика вы выбираете? Самое главное, о чем вы можете узнать на сайте — это о возможности установить на компьютере вашей организации ознакомительную версию (иногда ее также называют демонстрационной). Как правило, это бесплатный вариант системы с ограничением по сроку использования или возможности регистрировать слушателей и персонал. Причем данный вариант гораздо предпочтительней других, поскольку позволяет организовать полноценное тестирование системы в вашей организации с участием ваших специалистов, хотя и в ограниченные сроки. Например, демоверсию СДО «Прометей» предлагает потенциальным клиентам ООО «Виртуальные технологии в образовании».
5. Служба поддержки.
Узнайте на сайте компании координаты службы поддержки. Если она есть, позвоните туда и спросите, как и в каком режиме она работает, задайте какой-нибудь технический вопрос. Этот простой тест, возможно, даст вам очень важную информацию о том, каким образом будут строиться в дальнейшем ваши взаимодействия с фирмой-поставщиком. Узнайте также, есть ли «закрытый» раздел на сайте для клиентов? Что там находится? Попробуйте получить доступ в этот раздел еще до покупки системы. Если поставщик не болен шпиономанией, Вам его предоставят.
Как видите, простая «прогулка» по сайту может дать массу ценных сведений, в том числе и о том, насколько открыта компания для сотрудничества. Естественно, что затем эта прогулка должна перейти в «живое» общение с персоналом фирмы. И здесь тоже есть над чем подумать.
Простенькая анкета, которая позволит узнать многое о фирме-производителе
- Чем занимается эта фирма, кроме разработки СДО? Является ли СДО ее основным продуктом?
- Сколько человек работает в фирме, сколько из них разработчиков? Участвуют ли они в других проектах, не связанных с СДО?
- Какова квалификация разработчиков (не студенты ли это, каков стаж работы с информационными системами вообще и в данной фирме конкретно, специализация внутри фирмы, наличие сертификатов)?
- Можно ли за разумные деньги провести доработку системы под ваши специфические задачи?
Если вы уже остановили свой выбор на той или иной СДО, то надо быть готовым к получению счета на оплату от компании-поставщика.
Из чего состоит стоимость СДО и что в нее входит?
Всегда ли объявленная в прайс-листе компании стоимость СДО соответствует итоговым цифрам выставляемого вам счета? Далеко не всегда. Весьма часто система описывается таким образом, что вы можете сразу и не разобраться во всех условиях и комплектации поставки, поэтому обязательно просите поставщика детализировать свои расчеты до составления договора.
К разновидностям схем оплаты относится плата за модули. Т.е. вся система построена из независимых модулей, и у вас есть возможность покупать ее по частям. Однако на практике бывает так, что определенный набор модулей входит в «минимальный» пакет. Это говорит о том, то вы имеете дело с классической архитектурой «база + надстройки», а модули придуманы для маскировки цены.
Теперь о политике лицензирования. В основном существует две схемы лицензирования поставки СДО:
- лицензия на сервер, позволяющая один раз оплатить приобретение системы на весь период ее эксплуатации;
- лицензия на ограниченный срок эксплуатации СДО на одном сервере с оплатой определенного числа клиентских мест.
Выбирайте сами, но в дальнейшем второй вариант лицензирования окажется более дорогим.
Еще одна возможность получить дополнительные деньги с вас — выпуск новых релизов и версий СДО. Постарайтесь получить следующую информацию:
- выпускает ли фирма бесплатные обновления (релизы) системы;
- сколько таких обновлений выпущено для текущей (предыдущей) версии;
- будет ли поддерживаться текущая версия после выхода новой;
- как часто выходят новые платные версии;
- на какую скидку вы можете рассчитывать при покупке новой версии, если сейчас используете предыдущую;
- когда планируется выпуск очередной платной версии;
- какова сложность миграции данных при переходе с одной версии на другую;
- будет ли у вас суперскидка на новую версию СДО, если она выйдет через несколько месяцев после покупки вами старой.
Отдельный вопрос об обучении персонала заказчика работе с СДО. Проводит ли компания такое обучение и если да, то бесплатно или это чего-то стоит?
Религиозные войны
Несколько слов о серверных платформах, на которые устанавливается СДО. Как вы уже поняли, речь пойдет о непримиримой вражде адептов и противников Microsoft. Единственный совет, который можно здесь дать — не слушать ни тех, ни других. Дело в том, что специалистов, которые в равной степени знали бы платформы Microsoft и Unix, крайне немного.
В любом случае учтите, что:
- реально «платформонезависимых» систем нет;
- для вас не принципиально, какая система стоит на сервере в «темной комнате» с кондиционером, лишь бы связка ОС+СДО выполняла свои задачи;
- избегайте предложений использовать некоммерческие версии операционных систем, например Linux;
- имейте ввиду, что сертифицированный обслуживающий персонал для поддержки коммерческих юниксоидов (например, Sun OS) стоит значительно дороже, чем для Windows-серверов.
Отдельно надо остановиться на подборе кандидатуры администратора СДО. Желательно, чтобы это был сертифицированный специалист, имеющий опыт работы с той или иной операционной системой. Нежелательно, чтобы это был студент, который, несмотря на свои неизвестно как полученные знания, будет устанавливать на работающем с СДО сервере несовместимые программы, ставить личные эксперименты и лезть в исходные коды. Да, сертифицированный специалист обойдется вашей организации дороже, но ведь СДО достаточно сложный механизм, требующий внимательного к себе отношения. К тому же от нормального функционирования СДО зависит весь процесс дистанционного обучения.
И еще одно. Последним словом при принятии решения о выборе СДО, должно быть ваше слово - слово человека, отвечающего за дистанционное обучение, а не человека, ответственного за информатизацию организации. У него свои проблемы, а у вас свои задачи. В конечном итоге с СДО и слушателями будете работать вы, а не он.
Заключение
Конечно, то, что мы предлагаем не является догмой и вы можете сами, исходя из своего опыта и знаний остановить выбор на той или иной СДО. Но, если вы в поисках «своей» СДО будете хотя бы частично использовать изложенную выше информацию, то скорее найдете то, что нужно, не совершив серьезных ошибок. Выбор СДО сродни выбору автомашины в автосалоне. Приходя в салон, вы уже прикинули, сколько можете затратить на покупку и каким критериям эта машина должна соответствовать. Но только садясь в салоне за руль той или иной модели, вы можете понять Ваша это машина или не Ваша. Поэтому в заключение хочется еще раз предупредить покупателя: принимайте во внимание, но не доверяйте всему, что пишут в рекламных материалах о возможностях СДО. Проверяйте их на демонстрационных версиях у себя в организации или, в крайнем случае, на сайтах компаний. Только так вы сможете не ошибиться в выборе и найти «правильную» систему дистанционного обучения.
|