|
Спортивные пресс-службы в нашей стране появились сравнительно
недавно – с середины 90-х годов прошлого столетия. Сегодня в самих российских
спортивных клубах к их деятельности относятся по-разному: в одних – им отводится
решающая роль при контакте со СМИ, болельщиками и в поддержке рекламной
деятельности самого клуба; в других – они выполняют чисто формальные функции
(сообщение о времени встречи, рассылка пресс-релизов, и т.д.).
В пресс-службе может работать один человек – пресс-атташе – или целая команда
(пресс-атташе, телеоператор, сотрудники вспомогательных служб (программист,
видеоинженер)).
Во многих клубах должность пресс-атташе часто занимают люди, не имеющие
профессионального журналистского образования, и им приходится очень тяжело при
налаживании контактов с прессой, поэтому эта работа подходит именно спортивному
журналисту, имеющему опыт работы и знающему, как наиболее выгодно выстроить
отношения между клубом и СМИ.
Основная задача пресс-службы состоит в создании атмосферы открытости клуба для
всех без исключения средств массовой информации. Так, в специальном обращении к
СМИ пресс-службы футбольного клуба «Ростов» (Ростов-на-Дону) сказано: «Мы
придерживаемся курса открытой информационной политики, в связи с этим обращаемся
с просьбой к представителям средств массовой информации проверять имеющуюся у
них информацию из неофициальных источников в пресс-службе клуба. В свою очередь,
постараемся предоставлять максимум интересующей информации о жизни нашей
команды».
Между клубом и СМИ через пресс-службу заключается договор о сотрудничестве, в
котором прописываются обязанности сторон. Важной его частью является
аккредитация спортивных журналистов и оперативное получение информации.
В частности: представитель СМИ, предварительно связавшись по телефону с
пресс-службой, мог получить более подробные сведения об игре в выездном матче,
мнения игроков, тренера, руководства клуба и т.д.
Но некоторая информация, подготавливаемая пресс-службой, должна носить
«опережающий» характер – состав команды, календарь игр, время ближайших матчей,
данные о сопернике и т.д. Чаще всего такая официальная информация выкладывается
на сайте клуба (если он существует) или рассылается в пресс-релизах в редакции.
Если какому-либо изданию необходим более обширный и эксклюзивный материал о
команде или конкретном игроке, в таком случае все переговоры легче вести через
пресс-службу, так как ей лучше известно, где находится тот или иной игрок
команды и в какое время с ним лучше всего связаться.
В стандартный пакет обязанностей пресс-службы также входит:
- обеспечение рабочим местом журналиста в пресс-ложе, комментаторской кабине
или на самом стадионе, спортивной площадке вблизи от места происходящего
спортивного события (последнее касается фотокоров, телеоператоров);
- оснащение спортивных журналистов информационными материалами в виде
программок, копий протоколов, пресс-релизов, спецвыпусков газет и т.д.;
- предоставление площадок для телесъемок (обычно на матчах присутствуют
представители двух и более телекомпаний, и нужно распределить места так, чтобы
они не мешали друг другу);
- проведение брифингов руководителей и генеральных спонсоров клуба с прессой;
- проведение встреч команды с болельщиками (с регулярностью один-два раза в
сезон);
- организация пресс-конференций с участием главного тренера, поскольку только
он способен в полной мере ответить на все интересующие вопросы спортивных
журналистов, так как осуществляет прямое руководство командой; что хотел от
своих игроков перед матчем и что получилось в итоге;
- информационная поддержка официального веб-сайта клуба в Интернете (ежедневное
обновление информации, ведение онлайн-репортажей, публикация отчетов,
фотоснимков и видеофрагментов, налаживание обратной связи с болельщиками через
форумы);
- проведение мониторинга СМИ по материалам, затрагивающим тему игры клуба;
- налаживание контактов с пресс-службами других клубов для получения и обмена
информацией;
- планирование и координация работы в рекламной раскрутке, включая разработку
имиджа и визуального образа команды с привлечением спонсоров, дизайнеров.
При соблюдении всех перечисленных выше обязанностей пресс-служба во главе с
пресс-атташе сможет профессионально скоординировать все отношения между клубом и
средствами массовой информации, болельщиками.
Примером может служить пресс-служба ФК «Томь» во главе с Олегом Игрушкиным, где
очень четко и слаженно поставлена работа с представителями СМИ не только Томска
и Северска, но и других городов.
Сегодня в мире особенно актуальным становится быстрый обмен информацией, которая
беспрерывно обновляется. К спортивным событиям это относится в первую очередь.
Для спорта нет границ, ни пространственных, ни временных. Спортивная жизнь не
замирает ни на минуту: соревнования проходят параллельно и непрерывно в разных
странах и на различных континентах в течение всех суток.
Роль спортивного журналиста в освещении этих процессов велика. Очень многое
зависит от уровня его профессиональной подготовки, а также от личных деловых и
этических качеств. Он обязан уметь четко распределить свою работу при подготовке
материала. При этом журналист не просто должен отражать и анализировать реальную
действительность самого соревнования, а знакомить слушателей, зрителей и
читателей с историей спорта, его этическими и моральными основами, системой
подготовки спортсменов, противоречиями и сложностями, возникающими до и после
или во время состязаний. Еще одним хорошим качеством спортивного журналиста
является обладание исключительной интуицией, чтобы порой буквально предугадать,
какая спортивная информация будет интересна аудитории, а какая нет.
|
|