<<back  |   next>>
 

9.3. Работа спортивного журналиста с пресс-службами

 
 

Спортивные пресс-службы в нашей стране появились сравнительно недавно – с середины 90-х годов прошлого столетия. Сегодня в самих российских спортивных клубах к их деятельности относятся по-разному: в одних – им отводится решающая роль при контакте со СМИ, болельщиками и в поддержке рекламной деятельности самого клуба; в других – они выполняют чисто формальные функции (сообщение о времени встречи, рассылка пресс-релизов, и т.д.).
В пресс-службе может работать один человек – пресс-атташе – или целая команда (пресс-атташе, телеоператор, сотрудники вспомогательных служб (программист, видеоинженер)).
Во многих клубах должность пресс-атташе часто занимают люди, не имеющие профессионального журналистского образования, и им приходится очень тяжело при налаживании контактов с прессой, поэтому эта работа подходит именно спортивному журналисту, имеющему опыт работы и знающему, как наиболее выгодно выстроить отношения между клубом и СМИ.
Основная задача пресс-службы состоит в создании атмосферы открытости клуба для всех без исключения средств массовой информации. Так, в специальном обращении к СМИ пресс-службы футбольного клуба «Ростов» (Ростов-на-Дону) сказано: «Мы придерживаемся курса открытой информационной политики, в связи с этим обращаемся с просьбой к представителям средств массовой информации проверять имеющуюся у них информацию из неофициальных источников в пресс-службе клуба. В свою очередь, постараемся предоставлять максимум интересующей информации о жизни нашей команды».
Между клубом и СМИ через пресс-службу заключается договор о сотрудничестве, в котором прописываются обязанности сторон. Важной его частью является аккредитация спортивных журналистов и оперативное получение информации.
В частности: представитель СМИ, предварительно связавшись по телефону с пресс-службой, мог получить более подробные сведения об игре в выездном матче, мнения игроков, тренера, руководства клуба и т.д.
Но некоторая информация, подготавливаемая пресс-службой, должна носить «опережающий» характер – состав команды, календарь игр, время ближайших матчей, данные о сопернике и т.д. Чаще всего такая официальная информация выкладывается на сайте клуба (если он существует) или рассылается в пресс-релизах в редакции.
Если какому-либо изданию необходим более обширный и эксклюзивный материал о команде или конкретном игроке, в таком случае все переговоры легче вести через пресс-службу, так как ей лучше известно, где находится тот или иной игрок команды и в какое время с ним лучше всего связаться.
В стандартный пакет обязанностей пресс-службы также входит:

  • обеспечение рабочим местом журналиста в пресс-ложе, комментаторской кабине или на самом стадионе, спортивной площадке вблизи от места происходящего спортивного события (последнее касается фотокоров, телеоператоров);
  • оснащение спортивных журналистов информационными материалами в виде программок, копий протоколов, пресс-релизов, спецвыпусков газет и т.д.;
  • предоставление площадок для телесъемок (обычно на матчах присутствуют представители двух и более телекомпаний, и нужно распределить места так, чтобы они не мешали друг другу);
  • проведение брифингов руководителей и генеральных спонсоров клуба с прессой;
  • проведение встреч команды с болельщиками (с регулярностью один-два раза в сезон);
  • организация пресс-конференций с участием главного тренера, поскольку только он способен в полной мере ответить на все интересующие вопросы спортивных журналистов, так как осуществляет прямое руководство командой; что хотел от своих игроков перед матчем и что получилось в итоге;
  • информационная поддержка официального веб-сайта клуба в Интернете (ежедневное обновление информации, ведение онлайн-репортажей, публикация отчетов, фотоснимков и видеофрагментов, налаживание обратной связи с болельщиками через форумы);
  • проведение мониторинга СМИ по материалам, затрагивающим тему игры клуба;
  • налаживание контактов с пресс-службами других клубов для получения и обмена информацией;
  • планирование и координация работы в рекламной раскрутке, включая разработку имиджа и визуального образа команды с привлечением спонсоров, дизайнеров.

При соблюдении всех перечисленных выше обязанностей пресс-служба во главе с пресс-атташе сможет профессионально скоординировать все отношения между клубом и средствами массовой информации, болельщиками.
Примером может служить пресс-служба ФК «Томь» во главе с Олегом Игрушкиным, где очень четко и слаженно поставлена работа с представителями СМИ не только Томска и Северска, но и других городов.


Сегодня в мире особенно актуальным становится быстрый обмен информацией, которая беспрерывно обновляется. К спортивным событиям это относится в первую очередь. Для спорта нет границ, ни пространственных, ни временных. Спортивная жизнь не замирает ни на минуту: соревнования проходят параллельно и непрерывно в разных странах и на различных континентах в течение всех суток.
Роль спортивного журналиста в освещении этих процессов велика. Очень многое зависит от уровня его профессиональной подготовки, а также от личных деловых и этических качеств. Он обязан уметь четко распределить свою работу при подготовке материала. При этом журналист не просто должен отражать и анализировать реальную действительность самого соревнования, а знакомить слушателей, зрителей и читателей с историей спорта, его этическими и моральными основами, системой подготовки спортсменов, противоречиями и сложностями, возникающими до и после или во время состязаний. Еще одним хорошим качеством спортивного журналиста является обладание исключительной интуицией, чтобы порой буквально предугадать, какая спортивная информация будет интересна аудитории, а какая нет.

 

<<back  |   up   |   next>>