<<back  |   next>>
 

9.2.3. Типы спортивной информации: инфографика

 
 

Часть 1

Еще один вид информации, который может передать спортивные сведения, избегая текстовых (словесных) и количественных способов подачи данных, – это инфографика. Как пишет Мишель Картер, «инфографика представляет собой графические произведения, предназначенные для подачи информации в более привлекательной для читателей занимательной форме». В последние годы она приобрела особую популярность благодаря стремительному развитию компьютерных технологий.
Инфографика относится к визуальному типу информации, а, как известно, она лучше усваивается аудиторией, чем текстовая. Более того, психологи установили, что человек мыслит чаще всего не словами, а зрительными образами.
К такой информации относится различного рода иллюстративный материал: от графиков, диаграмм, коллажа, рисунков (печать) до заставок, титров, схем и т.д., словом, все то, что трудно, а порой просто невозможно передать вербальными средствами. Именно такой материал с помощью инфографики становится простым и наглядным для восприятия. К тому же, хорошо и красиво выполненная инфографика позволяет привлечь внимание аудитории к материалу, актуализировать его содержание. Отсюда основополагающее достоинство инфографики – наглядность.
Другими немаловажными качествами здесь являются информативность и объективность. Это обуславливается следующим критерием: современная информационная графика позволяет не только дополнять те или иные текстовые сведения, но и создавать «свою информационную среду, которая имеет самостоятельную основу, не зависящую напрямую от текста».
Инфографика с успехом используется во многих видах массовой коммуникации, однако в контексте данной работы для нас наибольший интерес представляют пресса и телевидение, где данный вид информации занимает одну из ведущих позиций.

Часть 2

В печатных масс-медиа инфографика представлена следующим образом:

  • схемы, воспроизводящие расположение игровых позиций спортсменов (например, схема «Символическая сборная по футболу после очередного тура» в газете «Советский спорт»), игровую ситуацию (серия схем эпизодов разных матчей португальского чемпионата по футболу 2004 года в журнале «2х45») и другую информацию (схема элементов безопасности в «Формуле-1» или структура покрытия теннисного корта);
  • диаграммы, отражающие различные сведения из спортивной жизни, в том числе динамику развития того или иного спортивного действия. Они могут иметь разные формы: линейчатая и круговая, диаграмма с областями, гистограмма, график и т.д. К примеру, вот как выглядит гистограмма «Доля жителей России, занимающихся спортом раз в неделю и чаще» по данным компании COMCON, опубликованная в журнале «In-Sports – Новости спортивной индустрии»;Пример диаграммы

  • Пример рисункарисунки, которые могут выступать как сопутствующий элемент к основному тексту (к примеру, рисунки Екатерины Якубы к материалу «Уважительнее, господа! Уважительнее…» (о серии матчей в рамках XXV областного турнира по зимнему футболу)), и в то же время иметь самостоятельный характер, порой представляя собой целые серии комиксов (комикс «Валерий Газаев вступает в партию «Единая Россия» в журнале «PROспорт»);

  • Пример коллажаколлажи, включающие в себя фрагменты фотографий и рисованные компоненты. Ярким примером этого может служить трехразворотный коллаж «EURO-2004» в журнале «2х45».

Кроме того, в оформлении того или иного издания важную роль играют декоративные элементы инфографики, такие как логотипы, виньетки, буквицы, окантовки и т.п.
Многое здесь зависит от типа издания (газета или журнал), где размещена инфографика. Преимущество остается за журналом, так как в большинстве случаев эти издания имеют высокое качество цветной полиграфии, что, несомненно, сказывается и на качестве самой инфографики.
В целом же на уровне печатного издания инфографика выполняет две основные функции: способствует созданию стилевого единства (при условии неповторяемости) и осуществляет художественное иллюстрирование, внося явно выраженный эстетический компонент на полосы издания, тем самым создавая неповторимый облик самого издания. Наряду с этим она оказывает влияние и на доверие аудитории к конкретному СМИ, а этот фактор особенно важен для специализированных (отраслевых) печатных масс-медиа.

Часть 3

Еще одним видом СМИ, где активно используется инфографика в спортивных материалах, является телевидение. Здесь инфографика представляет собой, во-первых, «композиционно кадр, в котором может присутствовать: обработанное компьютерное видеоизображение; трехмерная анимация», а во-вторых, «надписи, титры, субтитры, иллюстрации, схемы, диаграммы, заставки». А это все важные компоненты зрительного ряда телепрограмм, помогающие не только отражать сведения о проходящих спортивных состязаниях, обозначая время, ход, место события, но и порой создавать в кадре неожиданные, яркие анимационные образы, выполненные по технологии «cartoon».
Элементы спортивной инфографики на ТВ могут иметь статичный и динамичный характер. В первом случае это неподвижная информация (рисунки, надписи, титры, логотипы, статистика). К примеру, в новостной программе «Вести-Спорт» на канале «Спорт» постоянно используется статичная инфографика в подводке к очередному сюжету (с показом фоновой графической картинки того или иного вида спорта, о котором речь пойдет далее), а также при демонстрации самого сюжета, когда он сопровождается логотипом информационной программы.
Другим примером статичной инфографики могут служить титры спортивных соревнований, в которых, в частности, указываются фамилии участников (спортсменов, тренеров, судей), счет матча (текущий и окончательный), время (если состязание ограничено определенным отрезком временем, например, в футболе, баскетболе, хоккее, гандболе, или когда время служит основной информацией для определения мест, например, в беге, плавании, велогонке), занятое место (промежуточное или итоговое), эмблемы команд (государственные флаги, если это выступление национальных сборных) и другие подобные сведения.
Последним нововведением статичной графики стали: показ с помощью желтой черты рекорда у прыгунов в длину и тройного прыжка, метателей диска, копья, толкателей ядра (чемпионат мира по легкой атлетике, 2005, Финляндия); графическое изображение флага и краткое написание стран на водных дорожках бассейна за несколько секунд до старта (до этого чемпионата графическое представление спортсменов было только во время их подготовки к старту) и мгновенный крупный показ времени победителей при финише также на водных дорожках (чемпионат мира по водным видам спорта, 2005).
К динамичной инфографике относится все, что имеет «какое-либо движение». В частности, это:

  1. Графическое представление спортивных трасс (лыжных гонок, биатлона, «Формулы-1», ралли, велогонок и т.д.) с указанием точек временных финишных отрезков; трудных (сложных) участков прохождения; местонахождения участников, которое может быть выполнено в простом графическом изображении или в объемном (с применением технологии 3D);
  2. Компьютерные заставки различного рода: крупных соревнований (например, заставки Зимней Олимпиады 2006 года в Турине или Летней Олимпиады 2004 года в Афинах) или заставки спортивных программ на различных телеканалах (7ТВ, «Спорт», «НТВ-Плюс. Спорт» и других) и т.д.

Особое значение инфографики на ТВ на современном этапе имеет показ соревнований в режиме реального времени. Здесь ведущие позиции занимает система FoxTrax (разработка компании Sportvision (Великобритания)) применяемая в трансляции автомобильных гонок. Телеметрическая информация позволяет «устанавливать местоположение каждой машины с частотой примерно 10 раз в секунду, отображая на виртуальной приборной доске различные показатели: скорость, число оборотов двигателя, срабатывание дроссельной заслонки (то есть увеличение газа), работы тормозной системы».
Исходя из вышеизложенного, здесь можно выделить главные достоинства инфографики на телевидении: с ее помощью «ТВ-картинка» приобрела новые возможности при подаче спортивного материала, сосредотачивая внимание аудитории не только на событии, но и на уникальном оформлении.
В целом же можно сказать, что все три представленных выше типа (текст, цифры, инфографика) имеют огромное значение при передаче сведений о спорте в системе массовой спортивной коммуникации, представляя собой, в совокупности, комплексную структуру, отражающую содержательное наполнение информации.

 

<<back  |   up   |   next>>