|
Часть 1
Еще один вид информации, который может передать спортивные сведения,
избегая текстовых (словесных) и количественных способов подачи данных, – это
инфографика. Как пишет Мишель Картер, «инфографика представляет собой
графические произведения, предназначенные для подачи информации в более
привлекательной для читателей занимательной форме». В последние годы она
приобрела особую популярность благодаря стремительному развитию компьютерных
технологий.
Инфографика относится к визуальному типу информации, а, как известно, она
лучше усваивается аудиторией, чем текстовая. Более того, психологи установили,
что человек мыслит чаще всего не словами, а зрительными образами.
К такой информации относится различного рода иллюстративный материал: от
графиков, диаграмм, коллажа, рисунков (печать) до заставок, титров, схем и т.д.,
словом, все то, что трудно, а порой просто невозможно передать вербальными
средствами. Именно такой материал с помощью инфографики становится простым и
наглядным для восприятия. К тому же, хорошо и красиво выполненная инфографика
позволяет привлечь внимание аудитории к материалу, актуализировать его
содержание. Отсюда основополагающее достоинство инфографики – наглядность.
Другими немаловажными качествами здесь являются информативность и
объективность. Это обуславливается следующим критерием: современная
информационная графика позволяет не только дополнять те или иные текстовые
сведения, но и создавать «свою информационную среду, которая имеет
самостоятельную основу, не зависящую напрямую от текста».
Инфографика с успехом используется во многих видах массовой коммуникации, однако
в контексте данной работы для нас наибольший интерес представляют пресса и
телевидение, где данный вид информации занимает одну из ведущих позиций.
Часть 2
В печатных масс-медиа инфографика представлена следующим образом:
- схемы, воспроизводящие расположение игровых позиций спортсменов
(например, схема «Символическая сборная по футболу после очередного тура» в
газете «Советский спорт»), игровую ситуацию (серия схем эпизодов разных матчей
португальского чемпионата по футболу 2004 года в журнале «2х45») и другую
информацию (схема элементов безопасности в «Формуле-1» или структура покрытия
теннисного корта);
- диаграммы, отражающие различные сведения из спортивной жизни, в том
числе динамику развития того или иного спортивного действия. Они могут иметь
разные формы: линейчатая и круговая, диаграмма с областями, гистограмма, график
и т.д. К примеру, вот как выглядит гистограмма «Доля жителей России,
занимающихся спортом раз в неделю и чаще» по данным компании COMCON,
опубликованная в журнале «In-Sports – Новости спортивной индустрии»;

рисунки, которые
могут выступать как сопутствующий элемент к основному тексту (к примеру, рисунки
Екатерины Якубы к материалу «Уважительнее, господа! Уважительнее…» (о серии
матчей в рамках XXV областного турнира по зимнему футболу)), и в то же время
иметь самостоятельный характер, порой представляя собой целые серии комиксов
(комикс «Валерий Газаев вступает в партию «Единая Россия» в журнале «PROспорт»);
коллажи,
включающие в себя фрагменты фотографий и рисованные компоненты. Ярким примером
этого может служить трехразворотный коллаж «EURO-2004» в журнале «2х45».
Кроме того, в оформлении того или иного издания важную роль играют
декоративные элементы инфографики, такие как логотипы, виньетки, буквицы,
окантовки и т.п.
Многое здесь зависит от типа издания (газета или журнал), где размещена
инфографика. Преимущество остается за журналом, так как в большинстве случаев
эти издания имеют высокое качество цветной полиграфии, что, несомненно,
сказывается и на качестве самой инфографики.
В целом же на уровне печатного издания инфографика выполняет две основные
функции: способствует созданию стилевого единства (при условии
неповторяемости) и осуществляет художественное иллюстрирование, внося
явно выраженный эстетический компонент на полосы издания, тем самым создавая
неповторимый облик самого издания. Наряду с этим она оказывает влияние и на
доверие аудитории к конкретному СМИ, а этот фактор особенно важен для
специализированных (отраслевых) печатных масс-медиа.
Часть 3
Еще одним видом СМИ, где активно используется инфографика в
спортивных материалах, является телевидение. Здесь инфографика представляет
собой, во-первых, «композиционно кадр, в котором может присутствовать:
обработанное компьютерное видеоизображение; трехмерная анимация», а во-вторых, «надписи,
титры, субтитры, иллюстрации, схемы, диаграммы, заставки». А это все важные
компоненты зрительного ряда телепрограмм, помогающие не только отражать сведения
о проходящих спортивных состязаниях, обозначая время, ход, место события, но и
порой создавать в кадре неожиданные, яркие анимационные образы, выполненные по технологии
«cartoon».
Элементы спортивной инфографики на ТВ могут иметь статичный и динамичный
характер. В первом случае это неподвижная информация (рисунки, надписи, титры,
логотипы, статистика). К примеру, в новостной программе «Вести-Спорт» на канале
«Спорт» постоянно используется статичная инфографика в подводке к очередному
сюжету (с показом фоновой графической картинки того или иного вида спорта, о
котором речь пойдет далее), а также при демонстрации самого сюжета, когда он
сопровождается логотипом информационной программы.
Другим примером статичной инфографики могут служить титры спортивных
соревнований, в которых, в частности, указываются фамилии участников (спортсменов,
тренеров, судей), счет матча (текущий и окончательный), время (если состязание
ограничено определенным отрезком временем, например, в футболе, баскетболе,
хоккее, гандболе, или когда время служит основной информацией для определения
мест, например, в беге, плавании, велогонке), занятое место (промежуточное или
итоговое), эмблемы команд (государственные флаги, если это выступление
национальных сборных) и другие подобные сведения.
Последним нововведением статичной графики стали: показ с помощью желтой черты
рекорда у прыгунов в длину и тройного прыжка, метателей диска, копья, толкателей
ядра (чемпионат мира по легкой атлетике, 2005, Финляндия); графическое
изображение флага и краткое написание стран на водных дорожках бассейна за
несколько секунд до старта (до этого чемпионата графическое представление
спортсменов было только во время их подготовки к старту) и мгновенный крупный
показ времени победителей при финише также на водных дорожках (чемпионат мира по
водным видам спорта, 2005).
К динамичной инфографике относится все, что имеет «какое-либо движение».
В частности, это:
- Графическое представление спортивных трасс (лыжных гонок, биатлона,
«Формулы-1», ралли, велогонок и т.д.) с указанием точек временных финишных
отрезков; трудных (сложных) участков прохождения; местонахождения участников,
которое может быть выполнено в простом графическом изображении или в объемном (с
применением технологии 3D);
- Компьютерные заставки различного рода: крупных соревнований (например,
заставки Зимней Олимпиады 2006 года в Турине или Летней Олимпиады 2004 года в
Афинах) или заставки спортивных программ на различных телеканалах (7ТВ, «Спорт»,
«НТВ-Плюс. Спорт» и других) и т.д.
Особое значение инфографики на ТВ на современном этапе имеет показ
соревнований в режиме реального времени. Здесь ведущие позиции занимает система
FoxTrax (разработка компании Sportvision (Великобритания)) применяемая в
трансляции автомобильных гонок. Телеметрическая информация позволяет «устанавливать
местоположение каждой машины с частотой примерно 10 раз в секунду, отображая на
виртуальной приборной доске различные показатели: скорость, число оборотов
двигателя, срабатывание дроссельной заслонки (то есть увеличение газа), работы
тормозной системы».
Исходя из вышеизложенного, здесь можно выделить главные достоинства инфографики
на телевидении: с ее помощью «ТВ-картинка» приобрела новые возможности при
подаче спортивного материала, сосредотачивая внимание аудитории не только на
событии, но и на уникальном оформлении.
В целом же можно сказать, что все три представленных выше типа (текст, цифры,
инфографика) имеют огромное значение при передаче сведений о спорте в системе
массовой спортивной коммуникации, представляя собой, в совокупности, комплексную
структуру, отражающую содержательное наполнение информации. |
|