|
Часть 1
Кроме информационных и аналитических жанров, большое значение в
спортивной информации имеют художественно-публицистические жанры.
Они также включают в себя факты, содержат анализ, но уже на ином уровне, решая
другие задачи. Их главной задачей является «показать факты, события, явления
документально-художественными средствами – определяет трансформацию творческих
методов и связей всех структурных элементов текста. Наблюдение, описание,
повествование подчинены не сообщению этих сведений, не их прямой
публицистической оценке, а раскрытию социального характера героя, проблемы,
изучению явления, представляющего значительный социальный интерес для
аудитории». Однако по сравнению с двумя предыдущими группами жанров в спортивной
журналистике они используются крайне редко. Если рассматривать
художественно-публицистические жанры с точки зрения спортивной массовой
коммуникации, то здесь лидирующую позицию занимает портретный очерк.
Часть 2
Портретный очерк имеет сложную и многогранную природу.
С одной стороны, такой очерк строится по законам художественной литературы, а с
другой – по законам публицистики.
Суть публикации данного типа заключается в том, чтобы дать аудитории
определенное представление о «герое спорта», так как «настоящий портретный очерк
возникает в результате художественного анализа личности героя, опирающегося на
исследование разных ее сторон (нравственной, интеллектуальной, творческой и
пр.), т.е. в результате выявления характера героя».
Примером современных очерков, раскрывающих личность спортсменов, тренеров,
является серия портретных очерков Е. Вайцеховской в газете «Спорт-экспресс»:
«Полосатая жизнь Дмитрия Саутина» (от 07.04.2004), «Саша Коэн: тигренок, который
гуляет сам по себе» (от 15.01.2005), «Алексей Ягудин: жить в автобусе пока мне
нравится» (от 24.03.2004) и др.
Или серия очерков о спортсменах, воевавших на фронтах Великой Отечественной
войны, на радио «Маяк» в передаче «Спортсмены – победе».
Портретный очерк свойственен как печатной, так и радийной (экранной)
публицистике.
Часть 3
Существует еще один жанр, но уже чисто телевизионный, который
отражает публицистическую сущность спортивной информации. Это
документальный телефильм.
Данный жанр позволяет глубоко проанализировать проблемы спортивной жизни,
наиболее полно раскрыть характер героя документального фильма. Главная цель
здесь – рассказать о важных событиях из мира спорта, о легендах спортивной эры.
Например: «Вспоминая Афины» (Первый канал); «История футбола» (7 ТВ); «Дети
Олимпа» (НТВ-Плюс Спорт); «Константин Дзю: Быть первым» (Первый канал);
«Футболист Валерий Воронин. Потерять лицо» («Россия») и т.д.
Таким образом, на основании вышеизложенного материала можно с уверенностью
сказать, что среди многообразия имеющихся в современной журналистике жанровых
форм существует ряд жанров (преимущество здесь остается за информационными
жанрами: спортивным репортажем, отчетом и интервью), наиболее приспособленных к
отражению спортивной жизни. В свою очередь, в спортивной массовой коммуникации
все жанры формируются под влиянием специфической среды, поскольку здесь в
процессе взаимодействия с внешними факторами (спортивное соревнование, отношение
к представителю спорта) складывается композиционная и стилистико-текстовая
структура данных жанров. Причем любая из представленных жанровых форм является
одновременно журналистским материалом, отражающим различные стороны спорта, и –
во многих случаях – полной и исчерпывающей информацией о том или ином спортивном
событии для аудитории.
|
|
/p>