<< назад    содержание главы    вперед >>
 
  

По мосту пространства

Простор природы созвучен простору душевному. И эти богатые качества формировали мировоззрение наших пращуров. На основе великой любви и уважения к стихиям, явлениям природы родились мифы о происхождении и строении мира. В "Русских ведах" сказано, что из хаоса оформилось яйцо - Вселенная. Из "первояйца" появились первые боги - законы Вселенной. Затем "яйцо" - Вселенная наполнилось движением, жизнью под именем известных богов. Но в мифах порой отсутствуют логика, порядок (видимо, со временем знания были утеряны), в отличие от религиозных представлений сотворения мира. Мифическое пространство имеет свои границы, и представление о нём развивалось по мере познания, в процессе повседневной трудовой жизни и сохранения знаний мудрецами.

В славянских представлениях пространство состоит из организованного мира видимого: земли, морей, гор, неба, а хаос - из невидимого. Герои сказок и былин не боятся этого мира, а осваивают его, познают, приобретают опыт. Погружение в другое пространство всегда сопровождается прежде всего земными испытаниями на силу и мудрость. И только после этого идет по неведомому пути, где его поджидают опасности, как и в любом новом прорыве к знаниям. Начало и конец пути, как правило, не закрепляются в реальном пространстве и подробно не описываются, что характерно для волшебных сказок: "в некотором царстве", "в тридевятом государстве". Герой идет из какого-то условного центра на окраину. В этом смысле русское слово "пространство" как раз и указывает на развертывание мира вовне, то есть мир "простирается" от некоего особо значимого, священного места.

Обрядовое печенье, символизирующее переход в новое время.

(Пекли для копядовщиков)

Мифический путь совершается обычно по кругу. Благодаря кругу, герой возвращается назад, а чувство круга (на круги своя) у предков развито за счет цикличности, повторяемости в природе: суточный путь солнца, годовой цикл времен года, фазы луны, рождение, жизнь и смерть человека. Круговой путь поэтому совершается во многих обрядах, например, жених и невеста делают обход вокруг стола, а при крещении ходят вокруг купели.

Переходом в другое пространство в мифах, былинах и сказках являются раздвижение гор, осушение моря, исчезновение водопада, открытие недр земли, переход по мосту.

"Мост связывает разные точки пространства. Мост как небесная радуга соединяет верх с низом, человека с предками, с богом, с подземными силами" [14]. Переход по мосту также связан с преодолением тьмы и страха в виде Змея. Неоднократно мы становились свидетелями битв русских богатырей под мостом, которые и сделали прорыв к познанию мира. Колядовщики в своих песнях часто упоминают мост. Сначала его строят из нового материала, потом переходят, теряя при переходе вещи-символы старого и ненужного. Переход в песне означал переход в новое время, в новый год.

Лестницы также являются символами перехода в другое пространство, либо в Другое время. Мудрые старушки до сих пор стряпают колядочное или поминальное печенье в виде лесенок.

В другой мир, по сказкам, переходили и благодаря колодцу. Опускание по лестнице или через колодец приводит в подземный мир, а подъем - к небу, богам. В весенней обрядности лестницы - символы, которые способствовали высокому росту хлебов.

Древо, по которому в сказках перемещаются герои в небесный мир, стало символом всего организованного космоса, оно составляет ось всего мифического пространства. Чаще изображается с солнцем вверху, иногда и с месяцем.

Мировое дерево как середина мира относится к месту порядка, уравновешенности и блага. Отсюда родилось представление о "золотой середине". Мировым, священным деревом на Руси считались дуб, береза. Древо выстраивает пространство по вертикали, а по горизонтали устройство мира разделялось на левое и правое пространство. Правое - положительное, левое - отрицательное. Правое - права, левое - кривда, правое - чистое, левое - нечисть. "Наше дело правое" - значит правдивое. Идти вправо значит за правдой. Идти к свету - значит православить.

Н. Рерих. Поцелуй земле

Представляли, что и мировая ось проходит от Полярной звезды к "пупу земли", а Большая и Малая Медведицы (Велосожары, Волосыни - покровительницы русского народа), оберегают от тьмы, дают спасительный свет в темные зимние ночи.

В "Слове о полку Игореве" русская земля упоминается "Трояней" землей. При мифическом Траяне (подробнее о нем говорится в Велесовой книге), земля русская укрепляется, развивается. Его время правления стало благодатным для русов. Траян жил и строил по законам славянских богов, потому и имел изображение свое трехглавое, как символ гармоничного триединого мира.

Благодаря знаниям и содружеству с миром природы человек и в сказке, и наяву имеет возможность также перемещаться в другие миры: подводный, подземный, небесный. Сокол помогает добыть силу небесную, конь - символ пространства, перемещает героев и устремляет к солнцу. Киты, золотая рыбка, щука ведут через опыт и мудрость, волк - укрощение зла или дикого начала в природе и преданное служение человеку. Ковер-самолет - символ границы родной земли, скопление генетических знаний своего рода, которые и дают возможность раскрыть рамки и лететь в бесконечность познания.

  
Наверх страницы