<< назад    содержание главы    вперед >>
 
  

Нежить

К низшей мифологии относятся духи добрые и злые. Дух - энергия, которой наполняются все места и пространства от дома до леса. Наши предки сразу определяли "доброе" или "недоброе" место. Коли вся природа живая, то и каждому месту в ней свой лик, свои законы. И кто не соблюдает законы природы, тот наказывается, а кто в ладу проживает, тому воздается за добрые дела и мысли. Сегодня было бы странным видеть старикам, как мы не только не замечаем сути природы, но и не ведаем ее и своих сил, не умеем обращаться к ней, разговаривать на ее языке. Заклинания, заговоры, песни, обряды - все это язык природы. С каждой рекой, родником, деревом, горкой, цветочком-кусточком умели общаться и получали в ответ сильнейший заряд энергии. А чтобы удобно было общаться с любым местом на земле, придавали ему соответствующий образ, тогда природа становилась еще ближе, еще понятней, да и для воспитания неслухов очень разумная придумка.

В далеком прошлом всех духов называли берегинями. Берегинь было много. Они оберегали человека повсюду: дома, в поле, на воде, хранили посевы, скотные дворы, послушным детям пели колыбельные песни, рассказывали сказки и дарили полезные сны. Позднее у берегинь появились имена собственные: Домовой, Банник, Кикимора и другие. У добрых и злых духов есть свои дни в народном календаре. Никого не забывал человек в своем ритме жизни, умел неблагополучные дни скрасить и задобрить, а в благоприятные умел максимально чувствовать и радоваться.

Все духи подразделялись на духов природы, духов дома и тех, которые могут объявиться где угодно, в простонародье их называли "нежить".

Духи природы

АУКА - дух леса. Чаще он хозяйничает в лесу зимой, когда лешие спят. Любит побаловаться в зимнем лесу, отзываясь сразу со всех сторон, а это всего лишь чистые просторы зимнего леса, где голос человека становится звучным, волшебным.

В Сергиевом Посаде Аукой называют первую игрушку, сделанную одной женщиной в тех местах. Якобы с этой игрушки и начался посадский промысел. А сделала она игрушку своим детям. Жили они бедно, и купить игрушку не было возможности. Вот и вырезала она из дерева маленького Ауку, который и вывел их на правильную тропу жизни, так как сделан был с великой любовью.

БАБАЙ - злой ночной дух-старик с большим мешком, в который он забирает непослушных детей. Бродит к ночи под окнами и выслушивает, где дети капризничают да старших не слушают. Наверное, и вам бабушка в детстве говорила: "Спи, а то бабайка с мешком придет и в лес унесет".

БОЛОТНИЦА - родная сестра русалок, живет на болотах, в цветке кувшинки. Красива, но с гусиными ногами. Завидев человека, громко и горько плачет - зазывает. Кто старается ей помочь, того заманивает вглубь болота. Истории об этом духе воспитывают чувство осторожности при прохождении по болоту.

БОЛОТНЯНИК - живет с женой и детьми на болоте. Пугает людей странными звуками: вздохами, криками, причмокиваниями, бульканьями. Обманывает, подкидывая под ноги ложные кочки и коряги. Ступит человек и утонет.

БОРОВИК -дух бора, рощи. Имеет вид медведя, но без хвоста. Ему подчиняются старички-боровички - хозяева грибов. Под ними они и проживают. Хочешь домой с грибами прийти -умей разговаривать с бором-боровиком и с каждым маленьким грибком.

ВЕТРЯНИК - горный дух. Прилетает из горных ущелий и вредит людям. Вызывает засуху, приносит поветрия - болезни на людей и скотину. Особенно ветряник любит погулять на купальские дни, в дни домашнего скота, особенно на Святого Георгия.

ВИХРОВОЙ - дух, живущий в вихре. Несет разрушение построек и разрушение покоя у человека.

ВОДЯНОЙ (водяник, дедушка водяной, водовик, водяник; водяной черт) - хозяин темных водных мест, "дедушка водяной - начальник под водой". Живет на реках, озерах, болотах, а больше всего обожает омут - мутную водицу. Плавает на чурбане или корчаге, на "чертовой лошади" - так называют сома, любимую рыбу водяного, он же таскает ему утопленников.

Как и любая стихия, несет в себе добрые и враждебные качества. Характер водяного состоит из отрицательных, опасных и хитрых возможностей водной стихии. И уходя на рыбалку, купаясь в воде, отправляясь в плавание, человек должен помнить об этих опасностях. Рассказы о водяном помогают освоить эти законы обращения с водой.

Водяной имеет власть над русалками. Имеет свою семью и хозяйство. Существо внешне отвратительное: старик с большой бородой, зелеными рачьими усами, весь в тине и болотной траве. Выходит из воды только по ночам, ломает мельницы и плотины. Имеет хорошее настроение в лунную ночь и шлепает ладонями по воде. Любит хватать за ноги тех, кто купается без креста. Умеет переманить рыбу из чужих рек и озер. Летом бодрствует, зимой спит. Просыпаясь, ломает лед, сердится, что голодный. В такой момент ему приносили в жертву масло, гусей, а к омуту приносили черного козла или петуха. Водяной смел и силен только в своем месте. В других местах он робок и беспомощен. Считается, что он общается с мельниками. "Знахари выживают его, высыпая по утренним и вечерним зорям в воду по мешку золы" [13].

ДЕДКА - дух кладов. Глаза его горят в темноте. По огонькам, особенно в купальскую ночь, можно найти клад.

ЛЕШИЙ (лесовик, лешак, лесун, боровик) - дух леса, не расположенный к человеку за его постоянное истребление леса и зверья. Все эти звери и птицы находятся в его ведении, особенно ему повинуются зайцы, наверное, поэтому у русских есть примета "заяц дорогу перебежал - к худу", значит леший игры затевает. Леший во всем старается быть похожим на человека, подражает ему. Но грубый лесной нрав и злоба выдают его, аукает, хохочет, свищет, как это делают не очень воспитанные люди. Есть у него и слабинка. Любит повеселиться. Уважает людей с юмором и даже играет в карты. Не понравившихся ему людей водит вокруг одного и того же места, не позволяя выйти из леса. Хоть он и получеловек, но у него многое наоборот. Левая пола закинута на правую, левый лапоть - на правой ноге (первый признак нечистого), правого уха нет совсем, волосы зачесаны налево. "Носится леший по своим лесам, как угорелый, и всегда без шапки". Имеет способность уменьшаться и увеличиваться. Может вырасти до вершины деревьев, съежиться до травинки. Любит пошалить в чаще с молодыми девушками. От проказ лешего можно себя уберечь заговорами, молитвами и крестным знамением. Например, рекомендуется, если вы заблудились в лесу, снять с себя одежду, вывернуть ее наизнанку, снова надеть, обувь переобуть или перекинуть рукавицы. Самый опасный день для человека в лесу - 4 октября, тогда уж лешего никак не победить.

Леший

ЛУГОВИЧОК- дух лугов в одежде из травы. Старается помогать во время сенокоса.

ЛИХОРАДКИ (лиходейки, лихоманки) - всего лихорадок-сестер 12. Безобразные, худые девы ада. Несут людям простуды, ознобы, ломают кости, лихорадят, несут болезненный огонь и жар. Наверное, отсюда у сестер такие имена: Огнея, Тряхея, Ледея, Гнетея, Груди-ца, Глухея, Ломея, Пухнея, Желтея, Коркуша (корчит человека), Глядея (не дает спать), Нивея (несущая смерть). От 12 лихорадок женщины с дочерьми делали обереги - 12 кукол-лихоманок. Эти куклы оберегали дом, особенно вход в избу.

ПОЛУДНИЦА - дух хлебных нив и полей. Красивая девушка в белом наряде. Подстерегает тех, кто работает в поле за полдень. Тому начинает крутить голову до боли или обморока. А бегающих без присмотра детей заманивает в поле и заставляет долго блуждать. Любит плясать и озорничать.

ПОЛЕВИК - дух хлебного поля. Живет и охраняет поле только весной и летом. Имеет вид доброго маленького старичка, мохнатого с веселыми глазами. А волосы и борода сплетены из трав и колосьев. Любит подарки. А если хозяин поля скуп, лентяй или пьяница, то от полевика не жди хорошего.

РУСАЛКИ - навки, мавки, шутовки, берегини, водяницы -женские демонологические существа, веселые, шаловливые создания. В одних случаях они прекрасны, а в других растрепаны и нечесаны. Бледнолицие, с зелеными глазами, всегда голые и всегда готовые завлекать к себе только для того, чтобы без всякой причины защекотать до смерти и потопить. Излюбленные их места -вода и деревья около воды. Славяне осмысливали эту связь как переходный путь из мира мертвых на землю и обратно. На земле русалки появляются на Троицкой или русальной неделе, когда зацветает рожь. На русальной неделе могут появиться и в поле, и дома, и на кладбище. Балуясь, вредят человеку: то прыгают на маленькие колеса, то рыбакам сеть .запутают, похищают у женщин пряжу. После отведенного им срока пребывания на земле вновь уходили на свое место. Считалось, что русалками становились девушки, умершие до вступления в брак, особенно просватанные невесты, либо дети, умершие на русальной неделе, либо младенцы, умершие некрещеными. Действенным средством оберега против русалок считались растения: полынь, крапива, хрен, чеснок, любисток.

ШИШ - живут шиши у обочин дорог и любят особенно тех, кто, напившись до "чертиков", сваливается у дороги. Вид имеет мерзкий: голова с кулачок, нос длинный и сам вертлявый.

Лихорадка

ШИШИГА - обитает в камышах, в мелких или грязных водоёмах. Появляется в сумерках, и тех, кто ходит по тёмным местам, тащит в воду. Делишки её мелочны и пакостны. Горбатая, брюхатая, сучковатая. Состоит в родстве с шишом.

Духи дома

БАННИК - поселяется в бане за каменкой или под полком, на котором парятся. Любит своё место и желает, чтобы люди соблюдали все заговоры и банные правила. Считалось, что в бане можно мыться в три захода, а на четвёртый раз моются все духи дома. Банник не любит, когда громко разговаривают или ругаются, ходят в баню поодиночке, не оставляют немного водички и кусочка мыльца... Заискивают расположение банника тем, что приносят ему угощение из куска ржаного хлеба, круто посыпают крупною солью. Баня у русских не считалась чистым местом, а после полуночи даже опасным и страшным. В некоторых губерниях так боялись бани, что отводили под неё место в доме или ходили в баню с крестиком и повязанным поясом.

ДВОРОВОЙ (дворовик) - живет во дворе и близок домовому. Дружит он только с собакой и козлом, а тех животных, которых невзлюбил, мучает и изводит. Не любит животных белой масти, телят и овец. Обхаживает животных черного или серого цвета. Дворовые обязательно полагаются для каждого деревенского двора. Хозяева, которые сумели угодить дворовому, живут богато и имеют прибыль за прибылью.

ДОМОВОЙ - (домовик, псотень, лизун, доможил, хозяин, жировик, нежить, суседко) дух дома. Представлялся в виде маленького человека, часто на одно лицо с хозяином. Тесно связан с представлениями о благодетельных предках, благополучием в доме. От его отношения, доброжелательного или враждебного, зависело здоровье членов семьи, животных в доме и на скотном дворе. Домовой хозяйничает по ночам: стучит, возится, душит. Более он знается с мужчинами, но иногда и проказничает с бабами, если они крикливы и бестолковы. Домовой плачет или смеется, предсказывая худо или добро, гладит мохнатой рукой, может зло щипаться, выбранить или скажет ласковое слово. "Мохнатая рука - к богатству, теплая - к добру, холодная шершавая - к худу". "Чей дом полюбит, тому служит, ровно в кабалу пошел, а уж кого невзлюбит, так выживет или со свету сживет". Домовой живет под порогом (граница дома, оберегающая дух предков), или за печкой, или на чердаке. Плачет, стучит - к беде, смеется, поет - к веселью. Считается, что у него имеется семья, похожая на хозяйскую.

ДРЕМА - домашнее мирное божество сна. Дрема приходит к детям, закрывает им глаза, поправляет одеяло.

БАЮНОК - ночной сказочник, песенник колыбельный.

КЛЕТНИК - помощник домового, живет в подклети или в кладовой. Любит порядок в кладовой, а если порядка нет, то мешки порвет. Оттого, наверное, он всегда в муке.

ОВИННИК (огуменник, подовинник, овинный батюшка) живет в овине (гумне), оберегает его от всякой напасти, беды и нечисти, дает хороший примолот хлеба. Может предсказать судьбу. Девушки часто на него гадают. Овинник подметает гумно, обмолачивает снопы, веет зерно, обеспечивает для просушки сквозняк. Овинник умеет лаять по-собачьи, хлопать в ладоши, хохотать, превращаться в барана и огромного кота. Разозлившийся овинник может даже сжечь овин. И поэтому первый сноп, как подарок, подносили овиннику. "Гуменник хотя и считается домовым духом, но самый злой изо всех, его трудно ублажить-усмирить, если он рассердится. Удается задабривать только в его именинные дни пирогом и петухом".

ЧЕРТ (анчутка, немытик, бес, нежить, нечисть, лукавый, нелегкая, лихой, игрец, поганый) - "не так страшен черт, как его малюют", ≈ говорится в пословице. Черт - мелочный, злой дух, сбивающий человека с доброго пути, соблазнитель. Пристает особенно к тем, у кого нет силы воли. Происхождение нечисти в народных легендах связывается с ветхозаветным мифом о падших ангелах. Сброшенные с неба, они попадали кто в воду, кто в лес, кто в поле, превратившись в злых духов. Черт может появиться везде. Покрыт черной шерстью, с рогами, копытами и хвостом. Постоянно вмешивается в жизнь человека, причиняя мелкие неприятности, вводит в грех. Заставляет плутать пьяных, соблазняет на преступление, воровство, самоубийство. Любит находиться в местах, где не ступала нога человека, среди людей любит похитрить и поиграть в полдень, либо в полночь.

Дрема

Из сборника Д. Н. Садовникова.

Водяной

1. В одном лесу глухое озеро было. В озере водяной жил, а в лесу Леший, и жили они дружно, с уговором друг друга не трогать. Леший выходил к озеру с Водяным разговоры разговаривать. Вдруг лиха беда попутала: раз вышел из лесу медведь и давай из озера воду пить; сом увидал да врыло ему и вцепился. Медведь вытащил сома на берег, загрыз его и сам помер. С той поры Леший раздружился с Водяным и перевел лес выше в горы, а озеро в степи осталось. (Записано в Симбирске);

2. Одному мельнику сильно везло: он Водяному душу на срок продал, и все ему с той поры удавалось. Воду ли где остановить, поломать ли у кого на мельнице, все, бывало, к нему. Он по этой части знахарь был. И зашел срок, приходит к нему Водяной за душой.

- Давай душу!

И мешок кожаный принес.

- Полезай!

- Да я не умею. Покажи мне!

Водяной сдуру и влез в мешок. Мельник, не будь глуп, гайтаном шейным его сверху и завязал, да перекрестил. Так Водяной и остался в мешке. (Записано от Г.Н.Потанина в Симбирске).

Домовой

Лошадка у нас тогда была. Наладился кто-то к нам ходить да косичку заплетать. Вот как-то однажды дед пошел в сарай -у лошади опять заплетены косички.Он про себя говорит: "Наверное, домовой". Смотрит ≈ старичок сидит Он и говорит:

≈Сидишь?

А тот сжался, малюхонький такой стал, да так тихонечко прокряхтел, сам косу-то плетет.

Мать моя частенько тоже говаривала , мол, уйдет куда-то, вернется, а в избе-то уже все прибрано маленьким старичком таким, сереньким".

Итак, у домового обнаружилось любимое занятие - прибирать в доме, если он с хозяевами в добрых отношениях, а также плести косы лошадям.

К чужим домовые относятся плохо. Один солдат рассказывал: "Бывает, придет человек спать в незнакомый, пустой дом, домовой на него ночью навалится и давай душить! Если такое с вами случилось, уходите из дома - не даст вам домовой покоя, так как невзлюбил".

В НЯНЬКАХ У ЛЕШЕГО

В Неноксе жила старуха Савиха. Пошла она за ягодами и заблудилась. Пришел мужик: "Бабка, что плачешь?" ≈ "А заблудилась, дитятко, дом не знаю с которой стороны". ≈ "Пойдем, я выведу на дорогу". Старуха и пошла. Шла, шла: "Что-то этот лес больше стал? Ты не дальше ли меня ведешь?" Вывел на чистое место, дом стоит большой, старуха говорит: "Дедушка, куда ты меня увел? Этот дом-то незнакомый?" Пойдем, бабка, отдохнем, так я тебя домой сведу". - Завел в избу, зыбка веснет. -"На, жонка, я тебе няньку привел". Жонка у лешаго была русска, тоже уведена, уташшона. Старуха стала жить,и обижалась;три года прожила и стоснулась. Жонка зажалела: "Ты так не уйдешь, от нас, а не ешь нашего хлеба,скажи, что не могу ись". Старуха и не стала; и сутки, и другие и третьи не ест. Жонка мужа и заругала: "Каку ты яку няньку привел.не лешаго не жрет и водичча не умет, отнеси ее домой". Лешой взял на плечи старуху, посадил да и потащил. Притащил ко старухину дому, бросил, весь костыченко прирвал, едва и старик узнал старуху. Вот и она рассказывала,что у лешего жить хорошо, всего наносит, да только скушно: один дом, невесело.

  
Наверх страницы