<< назад    содержание главы    вперед >>
 
  

"Изба да клеть", а промеж ими сени

Истина слагалась из реальности народного восприятия мира, зажигала , жизнью вещь - образ, формировала крепкое, величавое единство всех вещей в домашнем и трудовом окружении человека. Главным единством был дом. Дом -Космос, средоточие всех образов. Здесь царил высший порядок, подчинявший, направлявший и неподвластный времени. Образ русской избы сложился в главных чертах на Севере России, в Приморье, Заонежье. Далекий, непонятный, но интуитивно осязаемый, чувствуемый мир Космоса человек приближал к себе образами - уподоблениями, строя свою жизнь в согласии с природными ритмами. Черпая опору и одновременно защищаясь от невзгод, он ощущал себя частью природы и дом свой - маленькой вселенной.

Русский дом со своими огромными крышами - крыльями, укрывающими многие внутренние помещения, летние и зимние с прилегающим двором, похож на корабль. Символом небесной колесницы во вселенском Космосе представлял свой дом крестьянин, сажая на крышу деревяный "конек" - знак солнца, времени.

Дом и двор - это особый вид пространства, начало и конец жизни, цепочка обрядов и празднеств.

В древности закладка нового дома начиналась с принесения в жертву домовому курицы. Долгое время на Руси при строительстве сохранялся ритуал "строительной жертвы": посередине или под "красным" углом делали захоронение коня, быка, козы. Одновременно с закладкой фундамента втыкали березу или рябину в центре будущего двора или сажали их. Сажали дерево и на месте дома, чаще в святом углу, там оно оставалось до завершения строительства, а то и долее. Обычай напоминает миф о мировом дереве - центре космического пространства. В надежде на благополучие начинали строить после новолуния. Чтобы обеспечить счастье и богатство, под углы первого венца бревен клали клочки шерсти, зерно, деньги.

При укреплении матицы, на которую предстояло настилать потолок, к ней привязывали вывороченный медвежий полушубок и каравай хлеба, пирог или горшок с кашей, а в это время с верхнего венца разбрасывали хлебные зерна и хмель, в переднем углу устанавливали зеленую ветку она должна была обеспечить здоровье семьи. На матице вырезали "громовой" знак вестью спицами. Его считают знаком Перуна, рода, а по-простому люди говорят - "весь белый свет".

Долгое время на Руси пользовались полуземляными жилищами. Это не признак отсталости наших предков, а забота о сохранении тепла. Крыша такого лома опиралась на землю. Иногда в яме делался сруб, который снаружи засыпали землей. Полы были земляные, утоптанные, промазанные глиной. На севере где леса очень много, подземные жилища быстро выросли в наземные избы. Дом стал постепенно разрастаться, делиться на несколько помещений. Такие дома стали называться пятистенок, шестистенок. Большие дома делились на несколько отсеков, отапливаемых и неотапливаемых. Пол в избе на юге долго оставался земляным но чаще появляется деревянный, приподнятый над землей на балках-лагах, врубленный в нижний венец. В таких домах появляется погреб-подполье.

Слово "изба", "истопка", "истьба" связаны с глаголом "истопить". Изба значит отапливаемое помещение - сруб с печью, а наименование клеть закрепилось за неотапливаемым. С течением времени, наряду с двухчастным изба-сени, традиционным стало и трехчастное деление пространства крестьянского дома: "изба да клеть, а промеж ими сени". К жилой части через сени или же сбоку быстро научились пристраивать обширный крытый хозяйский двор с помещениями для скота и птицы и разнообразными кладовыми. Жилая часть дома ставилась на подклет.

Двухэтажным зачастую делался и хоздвор - двор с хлевами накрывали большим сараем-поветью. Позже к жилой части после сеней стало примыкать дополнительное помещение-горница - изба становилась пятистенком. Основное помещение и горница могли быть смежными и иметь отдельные входы из общих сеней.

Под жилой частью дома делалось подполье, подклет или подызбица - подвал. Ставя избу на подклет, хозяин предохранял ее от холода, защищал от снеговых заносов, весенних паводков. Это целый комплекс подсобных помещений, которыми можно пользоваться, не выходя из дома. Чтобы пол был теплым, его делали двойным. Между полами засыпалась земля для тепла.

Установке матицы - основанию крыши придавалось очень большое значение. В народе говорили: "Худая матка - всему дому смятка". Работа с нею была важным моментом в процессе рождения дома - ею заканчивалась сборка сруба, после чего строительство почти заканчивалось. На укладку матицы собиралась вся деревня на специальный обряд и на "матичное" угощение плотников. Мати-Ца - мощный четырехгранный брус, на который впоследствии и до сих пор укладывают "потолочины". Поверх черепового венца укладывали и "охлупные", "охлобутные" бревна, которыми и закреплялись потолочины.

Именно в завершении дома мастера видели главную красоту и смысл всей постройки. Охлупень - "шелом" завершался образом коня, реже птицы, в северных районах встречается голова оленя или его рога. Эти священные образы хорошо видны на фоне неба и были видны издалека. Особенно красиво выглядят дома с обходной галереей - гульбищем.

В древности слово "клеть" обозначало и жилую постройку, и кладовую, и амбар. Позже так называли неотапливаемое помещение, жилой сруб с печью стал называться избой. Самым простым типом традиционного русского дома считается четырехстенная изба, имевшая утепленную жилую клеть и небольшие сени. С течением времени в доме появилась пятая стена, разделяющая избу, и ее назвали "пятистенок". При таком варианте постройки возникло два самостоятельных жилых помещения -изба и горница. В районах севера появились и шестистенки. Их еще называют избы-двойни, образованные посредством постановки рядом двух самостоятельных срубов - жилых клетей, перекрытых одной крышей и имеющих общие сени.

"Вообще усадьбой принято называть не только жилище с комплексом строений, но и землю, на которой располагались огород, капустник, конопляник, хмельник. Традиционные жилые комплексы на Руси грубо можно разделить на две разновидности: с открытыми дворами в средней полосе, на юге и в Сибири и усадьбы с крытыми дворами в северных районах" [4].

В южных районах и в средней полосе России подсобные помещения ставились друг к другу под одну крышу, но подальше от основного жилья. Постройки умело соединяли посредством галерей, крытых переходов, мостков.

Среднерусский и северорусский тип усадьбы имел крытый, компактный двор. Для среднерусского усадебного комплекса характерно несколько разнообразных вариантов блокировки жилого дома с хозяйственной частью. Это может быть и однорядная связь - "под один конь", и двурядная - "в два коня" - изба на подклете и примыкающий к ней сбоку двор, перекрытый самостоятельными крышами с параллельными "коньками". Трехрядная - "на три коня" состоит из самого дома, двора, хозяйского блока, поставленных рядом с тремя параллельными "коньками". Встречаются и поперечная постройка "в притычку", и "двор с отливом", и двор "глаголем" или "сапогом", и двор "на отставке", стоящий отдельно от дома.

"Особенно интересна северная усадьба - компактный, монументальный комплекс, объединявший под одной крышей и жилье, и хозяйственный двор, и подсобные, помещения. Такое устройство позволяло в любое время года вести хозяйство, не выходя из закрытого помещения. Внутреннее пространство четко выверялось и рационально использовалось. Такой дом, как правило, рассчитан на большую семью, где жили вместе несколько поколений" [5].

Дом "кошель"

Дом "кошелем" отличался тем, что в нем большой двухэтажный хозяйственный блок пристраивался сбоку, двухэтажные сени соединяли все помещения комплекса.

Дом "глаголем" называли за то, что он имел план, напоминающий букву "Г". Здесь хозяйственный двор пристраивался сзади и сбоку от жилой части.

В городах богатые усадьбы можно назвать "хоромами". Хоромы от слова "хоро" - круг. Это означает, что все части усадьбы строились по непрерывной цепочке, плотно примыкая друг к другу, и имели переходы - гульбища.

В хоромах по одну сторону от сеней устраивались горницы /покои - спальни/: теплые - внизу, летние /терема/ - наверху, а по другую в отдельном срубе общее помещение для всей семьи, а также приема гостей - "повалуша" в два-три этажа. В подклете размещались подсобные помещения-кухни, кладовые, бани. В подклете в помещении на первом этаже без окон/ размещалась одна или несколько печей для обогрева всего дома снизу.

Горницы, сени и повалуши были разной высоты и имели самостоятельные кровли. Наиболее высокая часть повалуши имела разнообразные покрытия, в виде "бочки", например.

В царских, дворцовых деревянных постройках увеличение количества помещений привело к выделению отдельных хором, связанных переходами.

Вход в избу осуществлялся через холодные сени. Сени служили местом задержки холодного воздуха , поэтому при входе порог из сеней в дом делали высоким. Сени использовались и как холодная кладовая для продуктов. В древности сени были гораздо просторнее. В них принимали гостей, играли свадьбы. Вход в сени с улицы обычно оформлялся большим выразительным крыльцом, богато украшенным резьбой. Крыльцо русского дома служило местом встреч, бесед с соседями. Здесь в хорошую погоду по вечерам крестьяне обсуждали новости и проблемы, здесь же проводилось множество обрядов. Крыльцо - "крыльца", значит крылья.

Дом "глаголь"

Русский дом можно сравнить с образом "ковра-самолета", преодолевающего пространство и время.

Естественный, теплый, "янтарный" цвет дерева, его природная фактура всегда оказывали благотворное влияние на психологическое состояние живущих в ней. Окруженные естественными материалами, люди ощущали себя частицей окружающей их природы, которая хозяйкой входила в их жилище. Таким образом, человек чувствовал неразрывную связь с окружающей его средой, с родной землей и ее дарами. Спокойной уверенностью веет от простых русских изб, добротно и основательно обосновались они на родной земле. Их живое тепло, крепость, строгость делают человеческие гнезда органичной частью окружающего пространства всего того, что мы называем Россией.

  
Наверх страницы