<< назад    содержание главы    вперед >>
 
  

Русская песня

Народная песня - частица высокой культуры нашего народа. Именно народная песня несет и сохраняет духовные традиции. Всё самое заветное, задушевное и прекрасное заложено и в ритме, и в мелодии, и в тексте песен. Песня ближе и точнее других фольклорных жанров созвучна душевному состоянию человека. "Сказка-складка, песня-быль". Сказку можно сочинить или переделать на ходу, а песню надобно пережить, и сочиняется она непросто. Кажется, что она рождается и вырывается из глубин нравственных кладов, от самого сердца... Бабушки говорят: "Споешь песню, как будто высказался". А высказался, значит осознал, очистился.

Долгое время народ оставался неграмотным, и информацию ему заменял фольклор - устное народное творчество, в песнях и сказках - сама жизнь, поэтому они существовали и развивались всегда. В них концентрация общечеловеческих ценностей, и потому они ценны и в последующих эпохах.

Песня связывает воедино словесное богатство народа с богатством музыкальным и обрядовым. Художественная щедрость песни настолько широка, что делает её близкой родственницей, с одной стороны, сказке, бывалыцине, пословице и преданию, с Другой - обрядно-бытовому и музыкально-хореографическому выражению народного гения.

Песня историческая (старина, былина) имеет, как правило, крайние сюжеты, где разворачиваются неожиданные события. Злые свершения в таких песнях образно преувеличены, чтобы вызвать у слушателя чувство ужаса. Это делалось специально для испытания и переживания: "лучше испытать зло песенное, сказочное словесное, чем зло подлинное". Песня становится поучительной. Баллада также имеет ярко выраженную сюжетность, но усилен оттенок вольности и справедливости.

Игровые и хоровые песни своё содержание выражают не столько словами сколько ритмикой и мелодией. Именно эти ритмы рождают рисунок игры или ' хоровода. Хоровая песня помогает рождать коллективные узоры - мышление в рисунках, а рисунки созвучны природе, стихиям. Сама природа подсказывает звуки, из которых плетется узор движений. Маленького ребенка не нужно учить специально, под любую мелодию он выдает соответствующие звукам движения. И человек как дитя природы рождает шедевры, которые имеют природную азбуку.

Чтобы усилить единение, взаимопонимание, становятся в круг. Противодействие или соревновательность выражались в построении двух линий, пение при этом похоже на вопросы и ответы. Обряды очистительные, лирические хороводы сопровождаются рисунком "змейкой-водой", и мелодия получалась текучей. Через песенно-хороводное творчество можно показать различные работы: пахота, сбор урожая, в таких сюжетных песнях показывается весь цикл работ, и как в маленьком спектакле рисунок и мелодия получаются разные, моменты выполнения работы имеют усиленный, слаженный ритм, дающий плоды и торжество над стихиями. Начало и конец обычно выражают просьбы, заклинания, и имеют другой, спокойный, ритм. В такие моменты пения люди концентрировали мысли, становясь в круг. Пение теперь уже протяжное, в унисон, направленное в небеса и похоже на звуковую дорожку, соединяющую человека с космосом. Каждый звук несет человеческому организму информацию и влияет на телесное и духовное здоровье, поэтому в обрядовых песнях слова пропеваются медленно, с осознанием. Звук "а" помогает открыться природе и получить от нее максимум информации. Вибрация звука укрепляет сердце и легкие, возбуждает творческое начало в человеке. Звук - "е, ё" -движение, вибрация, постижение мысли. "О" - расширяет и очищает сознание, помогает чувствовать беспредельность. "Ж" -сила творчества, то есть смысл жизни или сама жизнь, не зря это слово начинается с такой сильной, звенящей буквы. "У" - направляет к небу и дает духовные силы.

Наши предки очень тонко чувствовали в звуках краски, а через краски слышали звуки. Это то, из чего создают свои образы художник, музыкант и поэт. Но ведь каждый человек от природы художник и каждый имеет возможность чувство-ять это. Красный цвет звучит, как нота "до", оранжевый - нота "ре", желтый "ми", зеленый - "фа", голубой - "соль", синий - "ля", фиолетовый - "си". И улучается, что вся "радуга" красок и звуков составляет наше пение, которое ведет к знаниям.

Человек - существо, на которое реально воздействуют звуки. Каждый звук - это волна и каждый звук имеет свою вибрацию, цвет и излучение. Слово, имя, песня молитва - это информация, а информация - это энергия. Если знать, что петь и говорить, значит, пользоваться еще одним мощным рычагом знаний на пользу человеку. Не зря, значит, пели много на Руси.

Причитания - один из древнейших видов народного творчества. Причет можно услышать ещё и сегодня. Причитавшую женщину называют причетчицей, вопленицей или плачей. Горе, как и счастье, не может быть у людей одинаковым, поэтому причеты всегда индивидуальны. И здесь нужно проявить профессионализм и иметь талант, как у сказителя. Причет применительно к определенной семье, к определенному трагическому случаю приобретает потрясающую эмоциональность. Причет это оплакивание горя: смерть близкого родственника, пропажа без вести, какое либо стихийное бедствие. Выплакивание горя в народном быту было одной из главных потребностей. Выплакавшись, человек уже наполовину одолевает свою беду. Слушая причет, окружающие люди разделяют горе, берут на себя тяжесть потери. Благодаря образности, плач, страдания приобретают одухотворенность.

Из матушки-то сырой земли

Нет ни выходу-то, ни выезду,

Никакого проголосъица".

Причетчица может применять и песенные, и былинные отголоски. И на традиционной основе создает свое собственное:

"Мне на голову горе выпало,

Сердце бедное мое ранило,

Никогда его и не вылечить,

Только вылечит гробова доска!

Надо мной судьба что наделала,

Отняла у меня двух сынов моих".

Каждое значительное событие: рождение, свадьба, новоселие, смерть или сезонные сельскохозяйственные работы сопровождались обрядами, а, следовательно, песнями.

Можно выделить несколько типов обрядовых песен; вотивные песни помогают обращаться к солнцу, весне, величальные - пожелание счастья, благополучия, урожая, восхваление жениха и невесты. Корильные - высмеивание жадности, скупости, брани, всех отрицательных черт. Песни-команды - дают сигнал от одного этапа в обряде к другому.

Календарные песни невелики по объему и несложны в исполнении. В этих песнях улавливаются и тревога, и ликование, и неуверенность в будущем, и надежды. Обращение к стихиям обретает образ. Так в рождественских колядках поется о Коляде, который ходит по дворам, приносит урожай, свет, счастье, одаривает хозяев всякими благами. В обрядах через песню люди разговаривают, призывают, упрашивают, прославляют Весну, Масленицу, Кострому, Троицу, Семик.

1. "Коляда, коляда !

Пришла коляда накануне Рождества:

Мы ходили, мы искали коляду святую

По всем дворам, по проулочкам.

Нашли коляду у Петрова двора,

Петров-то дом - железный тын,

Среди двора три терема стоят:

Во первом терему ў светел месяц,

В другом терему - красно солнце,

А в третьем терему - часты звезды.

 

2. "А мы свою Масляницу провожали,

Тяжко-важко по ней вздышали,

А Масляница масляна воротится,

До самого Велика дня протянется!"

 

3. "Весна красна!

Что ты нам принесла?

Теплое солнышко...

Весна красна!

Что ты нам принесешь?

Красное летечко..."

Именно через песню "выплеснулась" душа русского народа: отвага и терпение, удаль и щемящая печаль, пронзительная нежность к батюшке с матушкой, жене, малым детушкам, к каждому "прутику, кусточку", к родимой земле. Песня сильнее других фольклорных жанров объединяет людей, дает ощущение связи с прошлым, с природой, с землею своею, друг с другом, оздоравливает и рождает силы живительные.

Все песни календарного цикла можно распределить по временам года: колядные исполняют на зимние святки, новогодние игры и гадания сопровождаются также песнями, причем гадания в основном украшаются подблюдными песнями. О чем поется в подблюдной песне, то и выпадает при гадании девице.

Куплеты к свадьбе:

Куют кузнецы золотые венцы

Диво у ли ляду! Кому спели, тому добро!

К богатству:

А рожа густа, неужиниста

Кому поем, тому с добром!

К долгому девичеству:

Я на печи сижу, заплатки плачу,

Еще посижу, еще поплачу.

Подблюдные песни исполняются и о бедности, о вдовстве, о разлуке, о болезни о покойнике, о войне. Весной исполняются масленичные песни да веснянки. Веснянки больше напоминают звуки стихий или гигиканье птиц. В честь расцвета природы поются семицкие, троицкие песни на зеленые святки. На Купалу вся деревня пела купальские песни.

На сбор урожая - жнивные: Слава тебе, боже, что в поле пригоже! В поле пожали, в копны поклали.

Песня у славян являла собой не только эмоциональное и духовное содержание, но пение считалось прежде всего очистительным и оздоровительным процессом, где важным моментом всегда было дыхание. Русские не проводили специальные упражнения на дыхание, как это делают на Востоке, они просто пели "от души", совпадая с гармонией Природы.

Песни:

Сею, сею, посеваю,

С Новым годом поздравляю!

На новый год, на ново счастье

Уродись пшеничка, горох, чечевичка!

На поле копнами, на столе пирогами!

С Новым годом, с новым счастьем

Хозяин да хозяюшка !

 

Идут сваты богатые,

Один сват в лаптях, а другой в сапогах.

Кому поём, тому с добром,

Кому сбудется, не минуется.

Ой да масленица на двор взъезжает, Широкая на двор взъезжает!

А мы, девушки её состречали!

Ой да масленица, погости недельку, Широкая погости другую!

 

Лето, лето поди сюда!

А ты, зима, ступай на моря!

Надоела нам, надоскучилася.

 

  
Наверх страницы