<< назад    содержание главы    вперед >>
 
  

Календарные обряды

Соприкасаясь с окружающим миром, изучая его, накапливая знания, человек приобретал навыки в счете времени, "ритм жизни оказался в зависимости от ' чередования времен года и производственных циклов, урожай - в прямой зависимости от капризов природы, от воздействия природных стихий".

Основным занятием славян было земледелие, поэтому культура в целом и основные праздники и обряды носили земледельческий характер. "Календарь русского крестьянина представляет собой сложное явление, включающее в себя знание природы, осмысление закономерностей человеческой жизни, сельскохозяйственный опыт обряды, произведения устного народного творчества, установившиеся веками нормы общественной жизни и многое другое. Это своеобразный дневник и энциклопедия крестьянского быта с его праздниками и обрядами".

Жизненный уклад земледельца определялся сменой времен года, повторными сроками солнечного календаря с четырьмя основными моментами: зимний и летний солнцевороты, весеннее и осеннее равноденствия. "У разных народов в разное время" мог служить днем, с которого исчислялся Новый год". На Руси в течение многих лет существовало три календаря: гражданский, церковный, народный (аграрный), которые то совпадали, то расходились.

"От способности земледельца предугадать погоду, вовремя посеять, сохранить и убрать урожай зависела не только его жизнь, но и жизнь всего рода. Поэтому исследователи считают, что годовой цикл изначально сложился на приметы погоды. Сохранилось большое количество примет в виде пословиц, поговорок, песен". [I].

Другой способ узнавания погоды и циклов человеческой жизни - это суеверия и гадания. В гаданиях"есть некий известный психологический эффект: благоприятное гадание повышает психическую энергию, уверенность в себе, уверенность в успехе, а неблагоприятное может подействовать на психику угнетающе? потому можно считать, что благоприятное помогает желаемому "сбыться". [2].

Человек не ограничивался лишь созерцанием мира, а стремился активно воздействовать на природу посредством ритуалов и обрядов.

Обряд, значит обрядить, оберечь, организовать какое-либо воздействие. Эти обряды повторялись из года в год, как и все важные жизненные процессы. Основные обряды приурочены к четырем моментам солнечного года. Но и другие дни в календаре имеют свое имя и соответствующее назначение, хранящее правильный ритм жизни. В каждый весенний день, например, знают, какие семена сеять: на Кузьму - сей свеклу да морковь, на Луку лук высаживай, на Иова - горох, а на Сидора огурцы к земле выноси.

В земледельческом календаре нашла свое многовековое отражение и многовековая борьба христианства с язычеством. Церковь запрещала следовать дедовским обычаям и стремилась преобразовать языческое содержание, вводя церковный месяцеслов, или святцы. Дни святых или события из истории церкви стали совпадать с днями языческих праздников. Но мудрость человека победила в этой борьбе и сумела сохранить, не отвергнув, все лучшее.

Народ создал свой календарь - "бытовое православие". Образы христианских святых взяли на себя функции божеств плодородия, помощников в труде. К ним прижились и прозвища, рожденные природой: мученица Евдокия стала называться и Евдокией Замочи подол, и Авдотья Весновка, день апостола Иоана Богослова стал Иваном Пшеничником. Так возникли бытовые "святцы". Церковный месяцеслов имеет два типа празднеств - непереходящие и переходящие Переходящие приходятся на весну и начало лета и связаны с Пасхой, день празднования которой вычисляется по восточному лунному календарю.

В результате наложения церковного календаря на годовой цикл дохристианских праздников некоторые из них утратили свое прежнее название, сохранив при этом смысл и действия. Другие имеют названия, но наполнены уже христианским смыслом. Так, Семик - праздник березки, расцвета природы - наполнен и гаданиями и хороводами, но и обрядом "кумления", когда девушки под крестиком дают обещания на дружбу и взаимовыручку. Символика обрядов также перемешалась. Церковный обряд крещения происходит не только в церкви, но и на природе, где сопровождается купанием в проруби. Святочные зимние обряды соединились и с колядками, и с празднованием Рождества Христова. В наше время торжественная служба в церкви и в быту дополняется веселым народным гуляньем, песнями, играми, плясками. Магический смысл сохранили только обряды, связанные с посевом и сбором урожая, хотя и здесь стали перед посевом окроплять семена и поля светлой водой.

В течение веков выработалась целая система обрядовых действий, включая песни, пляски, звучание музыкальных и шумовых инструментов, особое место в обряде занимает слово - ритуальные тексты в виде заговоров, закличек, обращений, плача. "Покров-батюшка покрой землю снежком, а меня, молоду, женишком", "Жавороночки, прилетите, Весну - красну принесите!". Человек всегда был убежден, что, обозначив явления словом, движением, предметом, он входит во взаимодействие с явлением и даже приобретает над ним власть.

Слово, песня, соединённые с музыкой, движениями, в массовом исполнении обладали ещё большей силой. Ритмические пляски, притопывания, пение в лад, цвет и форма одежды, строй мысли - это волна, костер, огонь гармонии, огонь тела и духа. Народный календарь дает возможность прикосновения и освоения чувств, знаний и практических навыков.

Через время и пространство, через религии и верования несет народный календарь самое ценное: культ предков, земли, воды, огня-солнца, растении, совместное веселье, трапезу, смех и слезы. Календарь как река жизни, течет, несет, повторяет и сохраняет.

 

 

Приговоры:

Ой, овсень, бай, овсенъ!

Что ходил овсень по светлым вечерам,

Что искал овсень Иванов двор.

У Ивана на дворе три терема стоят.

Первый терем- светел месяц,

Второй терем- красно солнце,

Третий терем - часты звезды.

Что светел месяц- то Иван-хозяин,

Что красно солнце - то хозяющка его,

Что красно солнце - то хозяюшка его.

 

Уж дай ему бог,

Зароди ему бог,

Чтобы рожь одилась,

Сама в гумно свалилась.

Из колоса - осмина,

Из полузерна - пирог

С топорище долины,

С руковицу ширины.

 

Кишки и ножки в печи сидели,

В печи сидели, на нас глядели,

На нас глядели, в кошель хотели.

Скажите, прикажите,

У ворот не держите,

Кочергами не гребите,

Помелами не метите,

Винца стаканчик поднесите!

 

ПЕСНИ ВСТРЕЧИ МАСЛЕНИЦЫ

Масленица годовая,

Гостья наша дорогая!

Она пешей к нам не ходит,

Все на конях приезжает,

У ней кони вороные,

Слуги молодые.

 

Ой, масленица- кривошейка,

Состречаем тебя хорошенько!

Хорошенько! Сыром, маслом, калачом

И печеным яйцом!

А мы масленицу повстречали,

Сыром гору набивали,

Маслом гору поливали,

На широк двор зазывали

Да блинами заедали.

 

СЕМИКОВЫЕ И ТРОИЦКИЕ ПЕСНИ

Пришла наша весна красна,

Ой, люли, люли, весна красна.

Не в чести да не в радости,

Ой, люли, люли, да не в радости.

Ой, выйду я дана улицу,

Ой, люли, люли, на улицу.

Выйду я на широкую,

Ой, люли, люли, на широкую.

Ударю я в ладоши,

Ой, люли, люли, в ладоши.

То не додолы гремят,

Ой, люли, люли, гремят.

А гремят золотые кольца,

Ой, люли, люли, золотые кольца.

Гремят позолоченные,

Ой, люли, люли, позолоченные.

Нету суда на девушек,

Ой, люли, люли, на девушек.

Нету суда на красных,

Ой, люли, люли, на красных.

У девушек у красных,

Ой, люли, люли, у красных.

В году три праздника,

Ой, люли, люли, три праздника:

Семик и Троица и Кузьмы-Демьяна.

 

"Березонъка белая,

Березонъка кудрявая,

На чем приехала?" -

"На ковре, на золоте,

На атласе, на бархате". ў

"У кого же ты гостила?"

"У отца, у матери,

Уроду, у племени,

У красных девушек".

Хотят березонъку срубить.

И ее в речке утопить.

 

Вся ватага ребятишек во главе с обряженными "Семиком" и "Семичихой", которые бьют палкой в худое ведро, а помелом разгоняют любопытных ребятишек, ходят под окнами домов и выпрашивают муку, крупу, масло, сметану, яйца, сахар и прочее.

Семик чесаной, семик радужный

Послал за яйцом, на нем семь одёж,

Все шелковые, полушелковые;

Семику да Семичихе ў яичко!

Семик баню продаёт,

Семичиха не даёт;

Стряпуха стряпала,

В тесто ложки прятала!

Из собранных припасов троицыну дню приготовляют кушанье.

Дай нам шильце да мыльце

Белое белильце да зеркальце!

 

КУПАЛЬСКИЕ ПЕСНИ

Как на Ивана солнце играло,

Ходил чижик по улице

Ходил чижик по улице.

Собирал девок на Купало,

Собирал девок на Купало,

Молодушек на гулянье,

А девочек венки вить,

Молодушек шапки шить.

А у девочек своя воля,

А у молодушек дитя малое.

 

Иванская ночка мала-невелика,

Невелика-мала, и я-то не спала.

Я-то не спала,

Петра ключи брала,

Зорю размыкала, росу отпускала,

Роса медовая, трава шелковая.

Перед Петром, пятым днем

Разбил камень копытом.

В этом орехе ядро есть,

Там у девок правда есть.

 

Приехала купаленка

На семидесяти тележеньках,

Привезла нам купаленка

Добра и здоровья,

Богатства и почести.

Иван да Марья, Где ваше гулянье?

А у Марьи на дворе, У Клима в тереме.

Простая Марьенка. Неси кулагу!

 

 

  
Наверх страницы