<< назад    содержание главы    вперед >>
 
  

Языческий календарь

Из языческого пантеона славянских богов выделим тех, которые имели непосредственное отношение к системе счета времени. Одним из них был Волос ' он считался пастухом небесных стад - звезд, затем - покровителем стад на земных пастбищах. Он помогал вести счет дням, неделям, месяцам и почитался на Руси дольше других языческих богов, в особенности на Севере. В Ростове Великом идол его не был повержен до XI века. На местах поклонения Волосу возникли некоторые христианские монастыри, например Волосов - Никольский во Владимирской губернии. Волосово капище находилось и в Киеве на Подоле. Улица, ведущая к капищу, еще долго называлась Волосовой.

Поскольку в древние времена скот при товарообмене выполнял роль денег, Волос постепенно стал покровителем торговли.

Ему также поклонялись как богу плодородия, а крестьянский серп идентифицировался с лунным. Это отражает дожившая до наших дней поговорка: "Месяц - новец в поле блестит, к ночи на небо слетел". На юге Руси долго существовал обычай завивать перед жатвой бороду Волосу: срезанные колосья собирались в пучок, перегибались и завязывались в узел в знак того, что их не касалась рука жнеца. Имел Волос отношение и к потустороннему миру, к подземному царству.

Одним из праздников, связанных с лунно-солнечным культом, является Масленица, дата которой передвигается, следуя за фазами луны. Блины в форме лунного (солнечного) диска, вероятно, символизировали плодородие, хлеб. Их выпечка сопровождалась особым ритуалом: приготовление первой опары содержалось в тайне от домашних и посторонних. Опару готовили из снега на дворе, когда взойдет месяц. Здесь стряпухи причитали: "Месяц, ты месяц, золотые твои рожки, выглянь в окошко, подуй на опару".

Таким образом, первым открывался людям лунный бог (он же свергнут последним), обеспечивающий счет времени. Его можно назвать богом календаря.

Другим календарным богом был Дажьбог - властитель солнечного света и живительной силы, сын бога неба Сварога.

Кроме того, отдельно существовал еще бог солнца Корос - Хоре, отождествлявшийся с солнечным диском.

Солнцу до сих пор посвящено два праздника - Купала и Коляда. Они приурочены/к важнейшим астрологическим событиям - солнцестояниям, которые на Руси назывались солнцеворотами. Это моменты времени, когда центр солнечного диска проходит либо через самую северную ее точку эклиптики - летнее солнцестояние 21-22 июня, либо через самую южную - зимнее солнцестояние 21-22 декабря.

Купальские дни связывались с летним солнцеворотом, а Коляда-с зимним. С приходом христианства эти дни совпадают с памятью об Иоанне Крестителе и рождественскими Святками.

Под Иванов день добывали "новый, живой" огонь, прыгали через костер, катали с гор горящие колёса. Добывание "живого огня" сохранилось, например, в Самарской губернии вплоть до 1907 года, купальские обряды (костры) существуют в Европе и поныне. Огонь считался и братом Солнца, и сыном неба (Сварога) или сыном самого Солнца и назывался Сваро-жичем, а огненное колесо символизировало солнечный диск.

В своё время день зимнего солнцестояния назывался "корочун" - укорачивающий дни. Потом Коляду объединили со Святками в декабре, а позже - с празднованием святого Спиридона (12 декабря). На колядках, как и на Купалу, жгли костры и катали с гор огненные колёса. Почитание Солнца было важной частью миросозерцания славян, которые различали зимнее солнце-Сивку и весеннее - Бурку. Отсюда и поговорка: "Бурка идёт на гору, а Сивка бежит под горку". На праздники пекли обрядовые фигурки из теста, вышивали солнечные узоры и петухов, олицетворявших солнце.

Коляда и Купала сопровождались песнями, играми, плясками, из которых особенно следует отметить хороводы-по-солонь, когда взявшись за руки, люди ходят по кругу, то есть по направлению суточного движения солнца. Ходить в хороводе - значит, становиться "хорошим - хорошим", как солнце.

Вероятно, что астрономические обсерватории у славян были. Так, арабский путешественник Х в. Масуди у поминает о надстройках в славянском храме, служивших для наблюдения за Солнцем.

Кстати, в Англии обнаружена обсерватория, тоже построенная из дерева, так называемый Вудхендж, расположенный примерно в трех верстах от Стоунхенджа. Видимо, Вудхендж (деревянная ограда) построена раньше Стоунхенджа и является его моделью.

Есть деревянные календари в виде палочек с насечками. Сохранились ритуальные кубки, кружки-календари. Ритуальные чаши-календари, по - видимому использовались для питья на праздновании Нового года, когда можно охватить взглядом все 12 месяцев.

Вышитый календарь с обозначением православных
                          и языческих паздников

Б.А. Рыбаков считает, что число 12 чаще всего встречается в новогодних обрядах: 12 стариков, которые руководят, 12 снопов, по которым составляют предсказания урожая, 12 дней (последних в уходящем году и первых в начале года "бадняк").

Нанесение календаря на кубки и кружки показывает, что он был в обиходе, существовал в каждом доме.

Резные деревянные календари характерны для русского Севера и Сибири. Их называли "Святцы" и передавали в наследство. Календарь наносился на палки, складные дощечки, на все, что под руки попадалось, - топорище, табакерки, сабли, скалки, пряслица...

Для разных календарей характерно горизонтальное расположение двойного ряда знаков, простой счет дней по порезам и усовершенствованный по рукам, счет новолуний, символические знаки для праздничных дней.

Если мужики долгими зимними вечерами вырезали календари, то женщины вышивали их на полотнищах и передниках по кумачу. Полотенца с кругами висели в красном углу, их берегли и передавали из поколения в поколение.

Кроме предметных календарей, существовала богатая устная традиция в виде примет, пословиц, поговорок. В жизни крестьянина наряду с официальным счётом времени был в ходу и народный, тесно связанный с хозяйственной деятельностью. В народной культуре сохранились остатки прежних верований в богов. Считали, что ряд русов находятся под покровительством Дажбога (Солнца), Макоши (Земли), Волоса (месяца и подземного царства), Лады (семьи, гармонии).

В отличие от большинства религий, где молящиеся стремились задобрить гневных богов, русы не трепетали перед своими, ведь вместе с ними они были включены в круговорот Кола, то есть круга Времени (коловращения) божественного года. Как видно из "Слова о полку Игореве", русы называли себя внуками Дажбога, а некоторые, например, певец Баян, внуками Велесовыми, который считался дедом не только певцов, но и волхвов, чародеев, кудесников. А если так, то и Сварог - отец Дажбога и Волоса - не чужой.

Боги оказываются дедами и предками, щурами и пращурами русов и приходят внукам на помощь. Эту помощь и просят, говоря "чур, меня", то есть "защити, пращур, меня". В чисто человеческие отношения боги не вмешивались. От них просили солнца и дождя, снежной зимы и дружной весны. Богов не боялись, а прославляли и считали их своими помощниками в устроении жизни.

Календарные моления помогали точно отметить время работ. А об остальных делах русы сами проявляли заботу по поговорке: "На бога надейся, а сам не плошай".

 

  
Наверх страницы